СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Пищеварительная система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок можно использовать как обобщающий. На уроке даны тестовые задания, для проверки знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Пищеварительная система"»

Симон Марина Равельевна

МБОУ «Июсская СОШ»

должность: учитель биологии, химии, географии

тел. 8-923-395-06-28

е-mail [email protected]

Предмет: биология

УМК: учебник под редакцией Пасечника В.В., учебник для общеобразовательных учреждений/Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Человек». 8 кл. М.: Дрофа, 2018 г. имеет гриф «Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации» (приказ№ 254 от 20.05.2020.).

Место урока в УТП: 32 урок, в теме – 9 урок


Тема: Обобщение по теме «Пищеварительная система»

Цель:

Обучающая – обобщение и систематизация знаний по теме « Пищеварительная система».

Развивающая – совершенствование навыков связной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация межпредметных связей. Развитие умения работать в малой группе, чувствовать ответственность перед товарищем (соседом по парте).

Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезней пищеварительной системы; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Задачи урока:
Образовательные:
-научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни;
-обобщить и систематизировать знания о питании и пищеварении;
-определить уровень усвоения темы;
Развивающие:
-развитие логического мышления;
-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
-развивать практические навыки и умение делать выводы;
-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные:
-развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
-создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся
-показать значимость биологических знаний;
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
-формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
-создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект ( передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.

  3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.

  4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

  5. Аспект контроля: фронтальный, работа в парах, итоговый.

Используемые технологии:

  1. проблемного обучения;

  2. здоровьесберегающие;

  3. гуманно-личностные;

  4. тестовые;

  5. личностно-ориентированные.

Формы организации работы на уроке:

фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, работа с видео, работа в парах, индивидуальная, групповая, работа по инструктивным картам,

рефлексия.

Тип урока: контрольно – обобщающий, урок – смотр знаний

Планируемые результаты изучения предмета

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные результаты:

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД:

-строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Виды оценивания, применяемые на уроке

  1. стандартное;

  2. контролирующее.

Знать: органы пищеварительной системы и механизмы их работы.

Уметь: применять полученные знания на уроке, в жизни, знать меры профилактики желудочно-кишечных расстройств.

Приемы деятельности учителя: работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение и систематизация изученного материала.

  3. Информация о домашнем задании.

  4. Рефлексия.

Оборудование:

  • Мультимедийный комплекс, проекционный экран, инструктивные карты.

Ход урока

I .Организационный момент (психологический настрой обучающихся). Здравствуйте. Я очень рада видеть вас на нашем уроке. Я считаю, что этот урок принесет вам ощущения радости, общение со своими одноклассниками. Человек издавна хотел познать свой организм, как он устроен, как он работает, как сберечь свое здоровье. Мы изучили с вами большую тему, и сегодня должны подвести итог. Сведения о строении пищеварительной системы появились давно. Уже в Древнем Египте лица, производившие ритуальное бальзамирование, знали основные органы пищеварительной системы.

I I . Мотивационный этап

На слайде высвечивается стихотворение.

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Вокруг тебя творится мир живой

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,

Познать, что за творенье – человек разумный.

Учитель: На протяжении нескольких уроков вы знакомились со строением пищеварительной системы и выполняемыми функциями. Сегодня на уроке мы должны (учащиеся дополняют ответ учителя. Ответ обучающихся: подвести итоги по теме, какое строение имеют органы пищеварительной системы, какую функцию выполняют, как сохранить свое здоровье). Да, действительно, сегодня мы подведем итог того, что мы узнали на уроках по этой теме.

I I I. Этап актуализации изученного материала

  1. Вводная беседа учителя

Учитель: для чего нам нужна пищеварительная система?

Ответы обучающихся: (снабжение организма питательными веществами, биологически активными веществами, получать энергию).

Учитель: на что расходуются эти вещества?

Ответы обучающихся: (эти вещества необходимы для построения клеток в нашем организме, получения энергии для клеток нашего организма).

  1. Учитель: Групповая работа - работа в парах. «Строение пищеварительной системы».

На столах у обучающихся лежат листы бумаги с рисунком пищеварительной системы. Ученики должны подписать органы пищеварительной системы, затем обменяться работами с соседом по парте, и выполнить взаимопроверку. Поставить оценку своему товарищу. После выполнения данной работы, обучающиеся проверяют с помощью слайда. (Выставление оценки в Лист самооценки). (Приложение. Рисунок 1.)

  1. Учитель: Сейчас мы проведем конкурс понятий на тему «Пищеварительная система» по командам. 1 ряд – это 1 команда, 2 ряд - 2 команда. Ребята по очереди отвечают на вопросы, помогая друг другу.

Блиц – опрос (За каждый правильный ответ – 1 балл).

1.Вопросы 1 команде

1.Как называется процесс расщепления питательных веществ? Пищеварение

2.Сколько зубов у взрослого человека? 32

3.Что такое кариес? Болезнь зубов.

4.Основной источник энергии? Глюкоза

5.Мышечная трубка, по которой пища поступает в желудок? Пищевод

6.Что регулирует инсулин? Уровень глюкозы в крови

7.Какой витамин содержится в желтых плодах? С

8.Под действием, какого фермента происходит расщепление веществ в желудке? Пепсин

9.При недостатке, какого витамина возникает болезнь бери-бери? В1

10.Какой фермент расщепляет пищу в кишечнике? Трипсин

11.Отдел пищеварительной системы, имеющий в слизистой оболочке ворсинки? Тонкий кишечник

12.Соляная кислота в желудке уничтожает? Микробы

13. Где вырабатывается желчь? В печени

2. Вопросы 2 команде

  1. Имеет железы, выделяющие слизь для облегчения прохождения пищевого комка. (Пищевод )

  2. Выделяет секрет, который эмульгирует жиры, то есть делает их пригодными для расщепления. (Печень )

  3. Там живет кишечная палочка, а так же этот орган является крупнейшим лимфатическим узлом нашего организма. (Аппендикс )

  4. Этот орган может выделять ферменты, а может выделять гормон, который отправляется в кровь и регулирует уровень сахара в крови. ( Поджелудочная железа )

  5. Здесь перевариваются только белки. (Желудок )

  6. В этом органе уже ничего не переваривается, лишь выделяется слизь и всасывается вода. (Толстая кишка )

  7. Данные органы выделяют вещество, переваривающее углеводы, а также содержащее лизоцим. (Слюнные железы )

  8. Без этих органов пища попадает в пищевод и желудок большими кусками, что затрудняет ее переваривание. (Зубы )

  9. В этом органе происходит окончательное переваривание питательных веществ до более простых. (12-перст.кишка).

  10. Здесь происходит окончательное формирование каловых масс. (Прямая кишка)

  11. Здесь происходит всасывание питательных веществ через ворсинки в кровь и лимфу. (Тонкий кишечник )

  12. Этот орган соединяется с носовой полостью и служит для прохождения пищи. (Глотка )

  13. Здесь происходит переваривание углеводов и механическое измельчение пищи. (Ротовая полость ).

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

  1. Учитель. На слайде высвечивается надпись, «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть! И.П.Павлов

Фронтальная беседа. Учитель задает вопрос учащимся: какое значение имеет слюна для процесса пищеварения? Где это происходит? Что еще происходит в ротовой полости? (Ответы учащихся)

Учитель спрашивает по очереди учащихся о функциях желудка, двенадцатиперстной кишки (печень с желчным пузырем, поджелудочначная железа), толстого кишечника (аппендикс), прямая кишка.

I˅. Практическая работа. Этап отработки умения работать с таблицами (подготовка к ОГЭ). Работа в парах

На столе лежат листочки с задачей. С помощью таблиц (лежат на столе) произвести соответствующие расчеты.

14-летняя Зинаида принимала участие в однодневной экскурсии, а вечером поужинала в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если девушка питается четыре раза в день. Предложите Зинаиде оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Зинаида обязательно закажет порцию картофеля по-деревенски и чай с сахаром. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество углеводов в нём.

Решение проверяют на слайде. (Приложение. Таблица 1,2,3)

˅. Этап обобщения и систематизации изученного материала

1. На столе лежат тесты «Пищеварение». Учащиеся индивидуально выполняют тест, затем происходит взаимопроверка. Участники самостоятельно оценивают работу. (Приложение. Тестирование)

2. В суточный рацион человека должны входить более 600 различных веществ.

-как же надо правильно питаться? Какие золотые правила питания вам известны?

Учащиеся в группе составляют пословицы и поговорки о правильном питании. Затем высвечивается запись на слайде, и ребята сравнивают, и дописывают новые.

(Правила питания на слайде с использованием пословиц и поговорок из словаря В Даля)

1. Аппетит приходит во время еды.

2. Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

3. Рад дурак, что пирог велик; рад и пирог, что у дурака рот велик.

4.Только ангелам с неба не надо хлеба.

5.Брюхо не мешок, в запас не поешь.

6. Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться.

7. Калач приестся, а хлеб никогда.

8. Приняла б душа, а брюхо не прогневается.

9. Ужин не нужен, был бы обед дружен.

10.Сладко естся, так плохо спится.

˅I. Рефлексия

В листах самооценки учащиеся выставляют баллы за каждый этап работы, и выводят среднюю оценку, которую они получают за урок.

А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:

На уроке я:___________________________________________________________________ .

Самым интересным для меня сегодня было_______________________________________ .

На столе учителя находятся вырезанные из бумаги органы пищеварительной системы, учащимся предлагается по очереди магнитом прикрепить на доску, чтобы получился макет пищеварительной системы. (Приложение. Рисунки пищеварительной системы 1,2,3)

˅II. Домашнее задание

Вычеркните в каждом столбике и в каждой строчке этого квадрата слово, которое несет с собой заболевание пищеварительной системы. (Приложение. Таблица № 4.)

Ответы: ожирение – из-за чрезмерного употребления высококалорийной пищи.

Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.

Язва – поражение мышечной стенки желудка.

Пародонтоз – воспаление – десен.

Анорексия – отказ от приема пищи.

Кариес – разрушение зубной эмали.

Панкреатит – воспаление поджелудочной железы.

Диабет – нарушение углеводного обмена.

Цирроз – омертвление ткани печени.

Гипертония – повышенное артериальное давление.

Авитаминоз – нехватка в организме витаминов.

Дистрофия- дефицит мышечной массы.

Колит – воспаление кишечника.

˅III. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. Поставьте себе оценку за урок, как вы поработали на уроке.

















































Приложение

Рисунок № 1.

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина)

425

39

33

41

Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сэндвич с куриной котлетой

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция

картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным

наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий сильногазированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14


Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей
и подростков

Возраст, лет

Белки

(г/кг)

Жиры

(г/кг)

Углеводы

(г)

Энергетическая потребность (ккал)

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

16 и старше

1,9

1,0

475

3100


Таблица 3

Калорийность при четырёхразовом питании
(от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%


Тестирование: ПИЩЕВАРЕНИЕ

1. Ферментом слюны не является:

    А) муцин;           Б) амилаза;                     В) мальтаза;                 Г) лизоцим.

2. Слюнные железы человека представлены:

    А) одной парой;             Б) 2  парами;               В) 3  парами;                  Г) 4 парами

3. Длины 5-6 метров у человека достигает:

     А) толстый кишечник;         Б) пищевод;       В)тонкий кишечник;              Г) желудок  

4. Центр регуляции желудочного сока расположен в:

    А) спинном мозге;       Б) продолговатом мозге;   В) мозжечке;              Г) среднем мозге

5. Что выделяют главные клетки желудочных желез:

    А) слизь;                 Б) ферменты;            В) соляную кислоту;           Г) серную кислоту

6. Проток печени у человека открывается в:

   А) желудок;             Б) 12-перстную кишку;   В) толстую кишку;       Г) слепую кишку.

7. Что всасывается в лимфатические сосуды тонкого кишечника человека:

     А) аминокислоты;      Б) белки;     В) крахмал;             Г) глицерин и жирные кислоты

8. Наиболее интенсивно вода всасывается в:

    А) толстом кишечнике;     Б) ротовой полости;  В) тонком кишечнике;         Г) желудке

9. Печень вырабатывает:

    А) ферменты;                      Б) слизь;           В) соляную кислоту;            Г) желчь

10. Целлюлоза у человека переваривается в:

    А) тонком кишечнике;    Б) желудке;   В) ротовой полости;        Г) толстом кишечнике


Таблица № 4.

О

Г

А

С

Т

Р

И

Т

П

А

Ж

Я

З

О

Т

Н

О

Д

О

Р

И

А

В

З

А

Н

О

Р

Е

К

Р

Н

К

Р

Е

О

Т

И

Т

С

Е

А

Т

Ц

И

Р

Р

О

З

И

Н

П

Е

Р

О

Г

И

З

О

Я

И

С

Б

Т

Ф

Т

П

Я

Н

А

Е

Е

А

С

И

И

Е

И

И

В

К

И

И

И

Я

Л

Р

Н

М

И

А

Р

Д

Д

К

О

Т

О

А

Т


Рисунки пищеварительной системы (2,3,4)


Оценочный лист

Лист самооценки Ф.И.О.___________________________________

Этап урока

Критерии успешности

баллы

самооценка

Этап 1.

Если ты участвовал в повторении, поставь себе 1 балл



Этап 2.

Повторение. Ответы на вопросы учителя. За каждый правильный ответ 1 балл.



Этап 3.

Работа в парах «Строение пищеварительной системы». За каждый правильный ответ 1 балл.



Этап 4.

Блиц – опрос. За каждый правильный ответ 1 балл.



Этап 5.

Опрос. Физиологические функции пищеварительной системы. За каждый правильный ответ 1 балл.



Этап 6.

Работа с таблицами. За каждый правильный ответ 1 балл.



6 – 7 баллов – «3»; 9-10 баллов – «4»; 11 -12 баллов –«5»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!