СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Человек и мир" на тему "Пищеварительная система и органы выделения" в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету "Человек и мир" на тему "Пищеварительная система и органы выделения" в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Человек и мир" на тему "Пищеварительная система и органы выделения" в 3 классе»

Тема: Органы пищеварения и выделения

Цель: сформировать представление об органах пищеварения и выделения, их значении для организма человека.

Задачи:

− создать условия для осознания учащимися важности правильного питания для сохранения здоровья человека;

− актуализировать и расширить знания учащихся о правилах правильного питания, содействовать осознанию того, что правильное питание − самый важный компонент ЗОЖ;

− учить принимать осознанное решение в опасных для здоровья ситуациях.

Оборудование: учебное пособие; карточки с заданиями для учащихся; тексты для чтения; иллюстрация пищеварительной системы

Ход урока

  1. Организационный момент

Итак, друзья – внимание

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее −

Начнем скорей урок

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать? (Человеческий организм)

Давайте с вами вспомним, что нового мы уже узнали из этого раздела?

Вспомогательные вопросы:

1.Из чего состоит организм человека?

2.Что называют системой органов? (Органы, выполняющие общую работу)

3.Приведите пример систем органов, назовите органы, которые входят в данные системы?

4. Какие органы чувств знаете? ( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания).

Далее учащимся предлагается выполнить тест.

Тестовая работа «Органы дыхания и кровообращения»

  1. Как называется система, в которую объединяются органы кровообращения? Подчеркните нужное слово.

Нервная, пищеварительная, кровеносная, красная.

  1. Какие органы входят в кровеносную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) лёгкие;

б) сердце

в) желудок;

г) кровеносные сосуды.

  1. Как называется система, в которую объединяются органы дыхания? Подчеркните нужное слово.

Костно-мышечная, дыхательная, пищеварительная, дорожная.

  1. Какие органы входят в дыхательную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) сердце;

б) лёгкие;

в) трахея;

г) носовая полость;

д) бронхи.

  1. В какой последовательности воздух проходит по органам дыхания? Пронумеруй.

___ трахея;

___ носовая полость;

___ лёгкие;

___ бронхи.

  1. Сообщение темы урока. Определение цели и задач урока

Предлагаю вам сейчас сыграть в игру. Если вы согласны с утверждением хлопните, а если не согласны – топните.

1. Верно ли, что человек это часть живой природы?

2.Верно ли, что кожа защищает внутренние органы от повреждений?

3.Верно ли, что только скелет служит опорой?

4.Верно ли, что нос служит только для распознавания запахов?

5.Верно ли, что в лёгочных пузырьках происходит газообмен?

6. Верно ли, что сердце главный двигатель крови?

7. Верно ли, что кровь приносит клеткам углекислый газ?

8.Верно ли, что кровеносная система человека состоит из сердца и кровеносных сосудов?

9.Верно ли, что в организме человека около 5-6 литров крови?

10.Верно ли, что сердце – главный орган дыхательной системы?

11. Верно ли, что пища в желудке находится 1 час?

Ребята, какой вопрос у вас вызвал затруднение? (11 вопрос)

- Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам ответить на этот вопрос?

(пищеварительной системой)

Что нужно человеку, для того, чтобы жить, расти, развиваться? (питание)

Сегодня на уроке мы побеседуем с вами о правильном питании и пищеварительной системе.

Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Все вопросы, заданные детьми, записываются учителем на доске.

(Какие продукты полезны? Как движется пища в нашем организме? Какие органы относятся к пищеварительной системе?)

  1. Изучение нового материала

    1. Пищеварение

Проникнем в тайны процесса, который называется пищеварением.

Для того, чтобы весь организм накормить природа создала в нём «внутреннюю кухню», которая представляет собой очень длинный конвейер.

Вы знаете, что длина пищеварительного тракта равна примерно 6-7 метров. А вот скорость продвижения пищи не везде одинаковая.

Сколько раз вдень вы едите?

Сколько нужно есть?

Науке известны удивительные факты обжорства и голодания среди животных. Одно из самых прожорливых существ — гусеница бабочки капустной белянки. Она ежедневно съедает такое количество капустных листьев, которое вдвое превышает её собственный вес. Ещё более прожорливы крошечные птички колибри. Они на единицу собственного веса потребляют пищи в сто раз больше, чем слон на единицу своего веса. Вес собачьего клеща, насосавшегося крови, увеличивается в 223 раза!

А есть животные, которые прославились способностью к длительному голоданию. Многие летучие мыши могут обходиться без еды 48 дней. Некоторые черви, раки, рыбы, черепахи, змеи, крокодилы могут ничего не есть месяцами.

Но ты не бери примера ни с одних ни с других. Детям обжорство так же вредно, как и голодание. На строительство клеток и в качестве «топлива» твоему организму нужно каждый день определённое количество пищи. Если есть много, излишки пищи в виде жировых запасов будут накапливаться в теле. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстрее устают. И внешне они выглядят не так привлекательно. Но самое главное, превышение веса приводит ко многим болезням, потому что возрастает нагрузка на сердце, лёгкие, суставы.

Мало есть тоже вредно. При недоедании ребёнок слабеет, худеет, быстро устаёт от физических нагрузок, болеет и плохо растёт. Помнишь народную мудрость «Всё хорошо в меру»? Посоветуйся со своим врачом в детской поликлинике, и он тебе скажет, надо ли тебе умерить свой аппетит или, наоборот, есть больше.

Твоя пища должна быть разнообразной, содержащей все нужные для здоровья вещества. Питаться лучше не менее четырёх раз в день. Для переваривания пищи организму требуется около трёх часов. Вот и есть нужно примерно через три с половиной — четыре часа. Постарайся делать

это в одно и то же время. Тогда твой организм сможет своевременно подготовиться к приёму пищи и начнёт выделять пищеварительные соки. Пища от этого будет только лучше усваиваться.

(Г. Трафимова)

Сколько раз в день нужно есть? Почему нужно есть в одно и то же время?

Работа с иллюстрацией.

Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма. Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10-15 дней он умрет.

Где начинается пищеварительный процесс?

Чтение первого абзаца на с. 132.

Далее учащиеся знакомятся с текстом «Что происходит с пищей после того,

как мы её проглотили?»

Что происходит с пищей после того, как мы её проглотили?

«Она переваривается!» — ответишь ты. Правильно! А что это значит? Оказывается, главный секрет переваривания состоит в том, что вся съеденная пища «разбирается» на мельчайшие частички.

Начинается этот процесс разборки уже во рту, где слюна смачивает пищу, а зубы её дробят и измельчают. Разжёванная кашица легко проглатывается и проскальзывает по широкой трубке пищевода в желудок. Он находится с левой стороны, там, где кончаются рёбра. В желудке пища пропитывается пищеварительным соком и расщепляется на ещё более мелкие частички. Образовавшийся питательный раствор всасывается стенками желудка, а затем поступает в кровеносное русло. Кровь разносит питательные вещества по всему телу, где они используются для «строительства» клеток и получения энергии.

Но желудок не может переварить все вещества, которые находятся в пище. Поэтому дальше пищевая кашица отправляется в кишечник. Двигаясь по извилистому лабиринту кишок, петлями уложенных в животе, она обрабатывается другими специальными соками. Составляющие её питательные вещества постепенно всасываются в кровь и разносятся ко всем клеткам тела. Из непереваренных частиц в кишечнике формируются каловые массы, которые удаляются из организма наружу.

Какую роль выполняют зубы?

Какую роль выполняет язык?

Закончите предложение. Пища из-за рта попадает в …………, из гортани……….. .

Из пищевода пища продолжает путь…… (заполняется иллюстрация)

Что вырабатывают железы, находящиеся в мускулистых стенках желудка?

Что способен сделать желудочный сок с пищей?

Сколько длится переваривание пищи?

Желудочный сок кислый, потому что в нём много кислоты, и способен растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. В желудке пережёванная пищевая масса делает первую длительную остановку. Здесь под воздействием желудочного сока начинается основное переваривание, которое может длиться от 2 до 5 часов. Правда, с фруктами и сладостями желудок справляется значительно быстрее, чем с мясом, яйцами, рыбой.

Продолжите предложение: Из желудка пища отправляется……

Какие два кишечника существуют?

Что происходит с пищей в тонком кишечнике?

Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки?

Тонкий кишечник – самая длинная часть пищеварительной системы – 6-7 м.

Туда выходят протоки печени, выделяя особую жидкость, необходимую для пищеварения – желчь. Она растворяет жиры. По мере того как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь. Прежде чем она понесёт их по всему телу, кровь пройдёт через печень, которая очистит её от ядовитых веществ.

Непереваренные вещества продвигаются в последний отдел – в толстую кишку. Её длина около полутора метров. В ней всасывается большая часть воды из пищевой массы.

Полезные кишечные микробы - бифидобактерии, постоянно живущие в кишечнике, перерабатывают остатки пищи. Они не допускают туда опасные болезнетворные микробы. Беда только в том, что сами бифидобактерии кишечника большие «неженки». Они гибнут от антибиотиков и плохой пищи. Беде легко помочь, если каждый день выпивать стакан молочнокислого продукта: кефира, йогурта, простокваши.

Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи продвигаются в прямую кишку и удаляются из организма.

А сейчас составим схему пищеварительной системы:

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ

система


Кишечник

Ротовая полость



Желудок

Пищевод




Физкультминутка

    1. Питание

Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

А для чего человек вообще ест? На этот вопрос нам поможет ответить текст «Зачем человек ест».

Зачем человек ест?

Как ты сам ответил бы на этот вопрос? Может быть, человек ест, чтобы не умереть с голоду? Это верно. Но почему пища так важна для жизни? Не знаешь? Попробуем в этом разобраться вместе.

Наше тело состоит из крохотных частичек − клеток. Каждая клетка — это живой организм. Она дышит, питается, растёт, стареет и умирает. Только 2–3 месяца живут клетки, которые придают нашей крови красный цвет. А клетки, выстилающие изнутри желудок, стареют и умирают уже через 5 дней.

Клетки, которые отжили свой век, заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Такой текущий «ремонт» организма продолжается всю жизнь человека. Догадайся, откуда берётся материал для этой непрерывной работы? Верно! Вещества, необходимые для построения клеток, поступают в организм с пищей.

Теперь ты понимаешь, почему пища так важна для жизни? Но это ещё не всё. Мы должны есть и потому, что пища является «топливом», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. Энергия, которая выделяется при переваривании пищи в организме, нужна нам, чтобы

дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, для работы мозга, сердца, почек, всех-всех клеток нашего тела. Как электромотор не может работать без электричества, так и наш организм не может работать без пищи.

Надеюсь, ты уяснил, почему важно завтракать, обедать и ужинать? Для того чтобы быть здоровым, сильным и бодрым!

(Г. Трафимова)


Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?

Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. На столе расположены картинки с продуктами. Каждой команде нужно распределить их по группам.1 группа- продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 группе - неполезные продукты.

Но как, же понять, полезен продукт или нет?

Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.

Чтение материала на с. 133 – 134.

Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

Что такое белки и для чего они нужны?

Белками богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки. Белки - вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма.

Ребята, для чего нужны белки?

А что мы с вами знаем о жирах?

Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, орехах, сметане, молоке и маслянистых растениях кукурузы, подсолнечника. Жиры обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно.

Жиры - вещества, как крыша для нашего домика. ( Кроем крышей дом)

Чем обеспечивают наш организм жиры?

Для чего человеку нужны углеводы?

Углеводы. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Содержатся в хлебе, разных крупах, картофеле, макаронах, мёде, сахаре, во фруктах и ягодах.

Углеводы - вещества и двери в нашем домике.

Чем обеспечивают наш организм углеводы?

Итак, какие питательные вещества содержатся в еде?

Трагической была судьба экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели - появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и ее руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.

Что должно содержатся в продуктах, чтобы мы были здоровыми?

Какие витамины вы знаете?

Где содержатся витамины?

Для чего витамин А, С?

Ребята, сейчас я вам буду читать утверждения. Если правильное утверждение – хлопните в ладоши, если услышите вредный совет – топните ножками. Приготовились!

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.

6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.

7. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

8. Перед сном надо плотно покушать.

Работа в парах.

Схематически правильный рацион можно изобразить в виде круга.

У вас на столе один круг.

Диетологи считают, что правильный рацион человека должен состоять из равной массы белков и жиров, а углеводов должно быть в четыре раза больше. Раскрасьте синим цветом белки, жёлтым – жиры, зелёным - углеводы.

  1. Закрепление изученного материала

Какие питательные вещества человек получает с пищей?

Из каких органов состоит пищеварительная система?

Какова же задача органов пищеварительной системы?

Выбери правильный ответ.

1. Для чего человеку нужна пища.

а) для получения кислорода;

б) для получения питательных веществ;

в) для получения воды и витаминов.


2. Что в желудке помогает переваривать пищу.

а) слюна;

б) кровь;

в) желудочный сок


3. Какой орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки пищи.

а) толстый кишечник;

б) тонкий кишечник;

в) желудок.


4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу.

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

  1. Информация о домашнем задании

Прочитать статью в учебном пособии на с. 132 – 134, подготовить сообщение «Роль разнообразного питания для здоровья человека».

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

В течение всего урока мы говорили о правильном, здоровом питании.

Ребята, вы проделали большую работу, вложили в урок частичку себя. Наш урок я хочу закончить притчей.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?»

Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!