СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " Озера , болота России".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Озера , болота России".»

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища».

Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»

Место в учебном плане: урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем, Интернет; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа, применение кейсов (кейс-технологии).

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, Интернет.

Дидактический материал:

Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация. видеофрагмент «Внутренние воды», географический словарь.

Для учащихся: Контурные карты, атласы, технологические карты.

Цели и задачи урока:

Личностные:

  • Воспитание любви и уважения к Отечеству;

  • Формирование коммуникативной компетентности;

  • Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

  • Формирование и развитие ИКТ-компетенции;

  • Формирование умения работать индивидуально и в группе;

  • Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:

  • Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны,

  • Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;

  • Формировать значимость охраны окружающей среды;

  • Овладение основами картографической грамотности.

Структура урока:

  1. Этап мотивации.Оргмомент

  2. Проверка ранее изученного материала.

  3. Изучение нового материала.

  4. Работа в группах.

  5. Практическая часть.

  6. Проблемное поле

  7. Рефлексия

  8. Выставление оценок. Домашнее задание

Ход урока.

  1. Этап мотивации. Оргмомент

II. Проверка ранее изученного материала. Ребята повторяют в парах термины по теме «Реки»

Исток– начало реки.

Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.

Речная система – главная река с притоками.

Бассейн реки – местность, с которой река получает питание.

Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах.

Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах)

- Что определяют по уклону и падению реки?

Ответ учащихся: скорость течения

- Как разделяются реки по режиму питания?

Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное

- Какой режим питания имеют реки, протекающие в Свердловской области?

Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем.

- Назовите причину весеннего половодья в Свердловской области?

Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега.

-На территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?

Ответ учащихся: на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – таяние снега и затяжные дожди.

Обучающиеся выполняют тест по вариантам.

Этап САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки), выставляют отметки по критериям

  1. Изучение нового материала. обучающиеся определяют тему урока, отгадав ребусы.



Целеполагание: какую цель урока поставим? Что Вы знаете по данной теме? Напишите свои ассоциации, связанные с данной темой . Обучающиеся рисуют рисунки, пишут слова, связанные с данной темой, затем озвучивают.

Задание по поиску информации. Найдите определение озера в учебнике, энциклопедии, Интернете. Работа с текстом учебника. Проведите классификацию озер.

Ответ учащихся: Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой .

- Давайте вспомним, какие бывают озёра?

Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные.

слайд

Озера бывают: пресные, соленые, сточные, бессточные


Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое - бессточным?

рисунок А рисунок В

Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное

Учитель. Почему вы так считаете?

Ответ учащихся: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное;

рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.

Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?

Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.

Учитель. Найдите на карте озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?

Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное - Каспийское.

IV. Работа в группах.

Учитель. Ребята, нам необходимо разделиться на 2 группы. Каждый в группе получает кейс (проблемную информацию) и вопросы к нему. Необходимо внимательно ознакомиться с информацией, обсудить ее в группах и ответить на вопросы.

Рекомендации по работе в группе 1.

1. Прочитайте внимательно задание.

2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.

3. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после задания.

4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника

5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.

1 группа.

На территории Байкала расположено 23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.

Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты — от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты.

В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.

Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу.

Вопросы к заданию.

  1. Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек берет из него начало? (Впадает – 336 рек, а вытекает – 1);

  2. Какая река берет начало из озера Байкал? (Ангара);

  3. Сформулируйте проблему. (Экологическая проблема: засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу).

  4. Пути решения проблемы. (Прекращение необратимых воздействий на экосистему, контроль за выбросами промышленности, находящейся на территории Байкала. Установка систем дополнительной очистки выбросов в атмосферу.)

2 задание.

По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф.

Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.

Вопросы к заданию.

  1. Какие озера бывают по происхождению? (тектонические, ледниковые, вулканические, моренные);

  2. Что влияет на размещение озер? (климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод)

  3. Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет? (Количество озёр уменьшается к югу в связи с ростом засушливости климата.

4. Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы? (Меняют микроклимат, способствуют поднятию уровня грунтовых вод, превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа, в соленых озерах идет накопление солей, влияют на рельеф.)

Обсуждения в группах, ответы на вопросы.

V. Практическая часть.

Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России. Покажите эти озера на карте?

Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон.

Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?

Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко).

Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?

Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.

Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.

Учитель. Зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7миллиона тонн грузов.

Учитель. Расставьте указанные озера на интерактивной карте.

- От чего зависит питание озер?

Ответ учащихся: от режима питающих их рек.

-Если изменится питание озер, что с ними может произойти?

Ответ учащихся: сначала оно превратится в болото, а затем высохнет.

VI. Проблемное поле

Учитель. Пользуясь учебником, энциклопедией, Интернетом, дайте определение болоту и назовите причины образования болот?

Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности.

Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.

Учитель. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. И сделайте вывод: Какое значение имеют болота? Надо ли их осушать?

Вред болот

Польза болот

территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

опасное место для жизни людей.

болото – место обитания птиц;

на болотах образуется торф;

на болотах растут ценные ягоды; болота дают начало многим рекам;

на болотах идет очистка воды

Вывод учащихся: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

Учитель. Наряду с естественными водоемами имеются и искусственные, созданные человеком. Как называются такие водоемы?

Ответ детей: (пруды, водохранилища)

Учитель. Для чего люди создают водохранилища?

Ответ учащихся: для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

VII. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

VIII. Выставление оценок. Дифференцированное домашнее задание.

.






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!