Тема урока: «Не с именами существительными»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.
Задачи урока:
образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;
развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);
воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения
школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-
ка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,
стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Учебник русского языка 5 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.
I. Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу.
II.Актуализация знаний и этап мотивации.
Работа в парах.
Прочитайте данные предложения, объясните написание выделенных слов. Какая мысль объединяет эти пословицы.
Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей.
(Не)имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.
Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит.
Нам сегодня на уроке будет помогать дружба.
Эти пословицы о дружбе.
Не кланяйся, не имей, не разрубишь – пишем раздельно, потому что это глаголы; ненавидит – слитно, так как этот глагол, который без НЕ не употребляется.
Работа с текстом.
Чтение текста.
(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.
Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!
-Что перед нами? Текст.
- Назовите стиль речи. Художественный.
- Тип речи Повествование с элементом описания.
Ребята, внимательно посмотрите на текст. Мы можем сказать, как нужно написать НЕ? Нет. Мы не знаем, когда НЕ с существительными.пишется слитно, а когда – раздельно
Правильно. Этому мы должны научиться сегодня. Значит, как будет звучать тема нашего урока?
Запишите тему урока. Не с именами существительными.
III. Этап целеполагания и планирования.
- Что необходимо для того, чтобы научиться писать имена существительные с НЕ?
Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких – раздельно.
IV. Проблемное объяснение нового материала
1. По лексическому значению угадать слово
- Относящийся невнимательно к своей работе ( небрежный).
- Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (невзлюбить) .
- Не очень много, в некоторой степени, слегка (немножко) .
- В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (небылица).
- Неизвестный человек (незнакомец).
- Оставшийся неповреждённым (невредимый) .
- Неаккуратный человек (неряха).
- Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться(неугомонный) .
- Грубый, невоспитанный человек (невежа) .
- Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области(невежда) .
- Растение с мелкими голубыми цветками (незабудка)
- Горе, несчастье (невзгода) .
- Непривлекательный с виду, некрасивый (невзрачный) .
- Находиться в недоумении (недоумевать) .
- Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (недотрога) .
Что объединяет слова ? Как написано Не с этими словами? Подумайте, почему Не с этими существительными написано слитно? Запишите их в тетрадь
Не часть корня –слово без – НЕ не употребляется;
2. Игра «Я работаю волшебником»
К данным существительным запишите новые слова с приставкой НЕ, а к ним подберите синонимы.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
Счастье – несчастье (горе.)
Внимательность – невнимательность (рассеянность).
Воля – неволя (рабство).
Погода – непогода (слякоть).
Противник – неприятель (враг).
Правда – неправда (ложь).
Уверенность – неуверенность (сомнение).
- Сделайте вывод, когда ещё частица НЕ пишется слитно с именами существительными ?
Существительное с –НЕ пишется слитно, если к нему можно подобрать синоним или слово, близкое по значению.НЕ приставка
3. Игра «Собери пословицы».
Каждой паре раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать.
(Не) работа сушит, а забота.
(Не) печь кормит, а руки.
Глупость (не) порок, а беда.
Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
(Не) друг поддакивает, а друг спорит.
- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?
- Когда –НЕ- приставка, часть корня, частица?
Если в предложении есть противопоставление с союзом –а, то частица –не пишется раздельно.
V. Физкультминутка
Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с НЕ слитно, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с НЕ раздельно, вы хлопаете в ладоши над головой.
Составляют алгоритм.
VI. Закрепление полученных знаний.
Работа по учебнику.
Предлагает выполнить упражнение из учебника.
Игра «Корректор» раздать карточки нескольким ученикам. Первый ученик, справившийся с заданием, проверяет работу одноклассников.
В каких предложениях неверное написание не с существительными. Исправьте ошибки, как учитель, только карандашом.
1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.
2. Случившееся мне показалось настоящим не счастьем.
3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
4. В любом ожидании страшнее всего не известность.
5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.
Игра «Аукцион знаний» Кто больше назовёт слов, которые без –НЕ- не употребляются.
Незнайка неверие
Негодник невольник
Недоделка недоросль
Недотёпа неистовство
Неурядица нехватка
Эти слова нужно запомнить!
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Предлагает выполнить задание теста (Приложение)
Тест
1. «НЕ» с существительными пишется слитно:
1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;
2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;
3) если слово без «НЕ» не употребляется.
2. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:
1) Он всё время рассказывал (не)былицы.
2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью.
3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию.
3. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении:
1) В (не)счастье важна поддержка друга.
2)На его лице было написано (не)годование.
3) (Не)вежливость – это нарушение правил поведения.
4. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:
1) Он никогда (не)видел моря.
2) (Не)приятель был разгромлен.
3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.
5. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:
1) Дурное слово друга делает его (не)другом.
2) В небесах туча – на земле (не)счастье.
3) (Не)знания ценны, а умения их использовать.
6. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:
1) Не вежливость вызывает возмущение.
2) В сочинении надо было отметить недочёты.
3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.
Ключи:1-1,3; 2- 1; 3- 1,3; 4 – 2,3; 5 – 3; 6 – 1,3.
Выполняют тест. Осуществляют самопроверку Осуществляют контроль и оценку учебных действий
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
– Над какой темой мы работали?
– Каких успехов вы достигли?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание:
2. Работа с текстом
(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.
Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!
3.