СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Не с именами существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Не с именами существительными"»

Тема урока: «Не с именами существительными»


Тип урока: урок «открытия» новых знаний


Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Задачи урока:

образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;

развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);

воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку


Планируемые результаты


Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц


Метапредметные:

• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме


Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают

эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Учебник русского языка 5 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.


I. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу.


II.Актуализация знаний и этап мотивации.

Работа в парах.


Прочитайте данные предложения, объясните написание выделенных слов. Какая мысль объединяет эти пословицы.

Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей.

(Не)имей сто рублей, а имей сто друзей.

Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь.

Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит.

Нам сегодня на уроке будет помогать дружба.


Эти пословицы о дружбе.

Не кланяйся, не имей, не разрубишь – пишем раздельно, потому что это глаголы; ненавидит – слитно, так как этот глагол, который без НЕ не употребляется.


Работа с текстом.

Чтение текста.

(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.

Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!

-Что перед нами? Текст.

- Назовите стиль речи. Художественный.

- Тип речи Повествование с элементом описания.

Ребята, внимательно посмотрите на текст. Мы можем сказать, как нужно написать НЕ? Нет. Мы не знаем, когда НЕ с существительными.пишется слитно, а когда – раздельно

Правильно. Этому мы должны научиться сегодня. Значит, как будет звучать тема нашего урока?

Запишите тему урока. Не с именами существительными.


III. Этап целеполагания и планирования.

- Что необходимо для того, чтобы научиться писать имена существительные с НЕ?

Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких – раздельно.

IV. Проблемное объяснение нового материала


1. По лексическому значению угадать слово

- Относящийся невнимательно к своей работе ( небрежный).

- Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (невзлюбить) .

- Не очень много, в некоторой степени, слегка (немножко) .

- В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (небылица).

- Неизвестный человек (незнакомец).

- Оставшийся неповреждённым (невредимый) .

- Неаккуратный человек (неряха).

- Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться(неугомонный) .

- Грубый, невоспитанный человек (невежа) .

- Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области(невежда) .

- Растение с мелкими голубыми цветками (незабудка)

- Горе, несчастье (невзгода) .

- Непривлекательный с виду, некрасивый (невзрачный) .

- Находиться в недоумении (недоумевать) .

- Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (недотрога) .

Что объединяет слова ? Как написано Не с этими словами? Подумайте, почему Не с этими существительными написано слитно? Запишите их в тетрадь

Не часть корня –слово без – НЕ не употребляется;

2. Игра «Я работаю волшебником»

К данным существительным запишите новые слова с приставкой НЕ, а к ним подберите синонимы.

О б р а з е ц : друг – недруг (враг)

Счастье – несчастье (горе.)

Внимательность – невнимательность (рассеянность).

Воля – неволя (рабство).

Погода – непогода (слякоть).

Противник – неприятель (враг).

Правда – неправда (ложь).

Уверенность – неуверенность (сомнение).

- Сделайте вывод, когда ещё частица НЕ пишется слитно с именами существительными ?

Существительное с –НЕ пишется слитно, если к нему можно подобрать синоним или слово, близкое по значению.НЕ приставка

3. Игра «Собери пословицы».

Каждой паре раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать.

(Не) работа сушит, а забота.

(Не) печь кормит, а руки.

Глупость (не) порок, а беда.

Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

(Не) друг поддакивает, а друг спорит.

- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?

- Когда –НЕ- приставка, часть корня, частица?

Если в предложении есть противопоставление с союзом –а, то частица –не пишется раздельно.

V. Физкультминутка

Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с НЕ слитно, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с НЕ раздельно, вы хлопаете в ладоши над головой.

Составляют алгоритм.


VI. Закрепление полученных знаний.

Работа по учебнику.

Предлагает выполнить упражнение из учебника.

Игра «Корректор» раздать карточки нескольким ученикам. Первый ученик, справившийся с заданием, проверяет работу одноклассников.


В каких предложениях неверное написание не с существительными. Исправьте ошибки, как учитель, только карандашом.

1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

2. Случившееся мне показалось настоящим не счастьем.

3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.


Игра «Аукцион знаний» Кто больше назовёт слов, которые без –НЕ- не употребляются.

Незнайка неверие

Негодник невольник

Недоделка недоросль

Недотёпа неистовство

Неурядица нехватка

Эти слова нужно запомнить!

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Предлагает выполнить задание теста (Приложение)

Тест

1. «НЕ» с существительными пишется слитно:

1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;

2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;

3) если слово без «НЕ» не употребляется.

2. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:

1) Он всё время рассказывал (не)былицы.

2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью.

3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию.

3. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении:

1) В (не)счастье важна поддержка друга.

2)На его лице было написано (не)годование.

3) (Не)вежливость – это нарушение правил поведения.

4. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении:

1) Он никогда (не)видел моря.

2) (Не)приятель был разгромлен.

3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.

5. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:

1) Дурное слово друга делает его (не)другом.

2) В небесах туча – на земле (не)счастье.

3) (Не)знания ценны, а умения их использовать.

6. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:

1) Не вежливость вызывает возмущение.

2) В сочинении надо было отметить недочёты.

3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.


Ключи:1-1,3; 2- 1; 3- 1,3; 4 – 2,3; 5 – 3; 6 – 1,3.


Выполняют тест. Осуществляют самопроверку Осуществляют контроль и оценку учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Каких успехов вы достигли?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание:


2. Работа с текстом

(Не)настье длилось трое суток. После (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из-за горизонта показалось ласковое солнышко.

Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса!

3.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!