СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Научная экспедиция по Природным зонам Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный урок предназначен   учителям географии  для осуществления успешной работы по формированию ключевых компетенций. Урок построен с применением элементов технологии критического мышления по  формированию     особенностей  природных зон Африки, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек; растительного и животного мира, обучению самостоятельности при получении знаний  и их оценке, выработке  своего мнения.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Научная экспедиция по Природным зонам Африки"»

Тема урока: "Научная экспедиция по Природным зонам Африки"


Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

Образовательные - закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.

Развивающие - продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы, составлять компьютерные презентации.

Воспитательные - воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе.

Методы обучения: 1) по источникам знаний: словесные (работа с дополнительной литературой); наглядные (компьютерная презентация); практические (создание опорного конспекта, заполнение таблицы). 2) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, практический.

Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.

Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование: карта “Природные зоны Африки”, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс, компьютер

Подготовительный этап: до проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав групп, которые подбирают материал о природных зонах и готовят отчёт в виде презентации о своей работе

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие.

Мне хотелось бы начать наш урок стихами:
Изогнулось солнце, скорчилось в гримасе,

Показалось донце в исхудалой рясе.
Жаром мир окутан, воздуха не видно.
Он колючкой спутан, это очевидно.
Раскаленный камень, тени след роняют,
День как-будто ранен, истекая, тает…
Здесь застыло время и в песках уснуло.
И пустыня дремлет- сытая акула.
Проглотила травы, пролески и чащи.
Напоив отравой-тишиной звенящей.

Учитель: О каком материке идет речь в стихотворении? (Африка - фрагмент видео: (5минут)
Учитель: Вы посмотрели фрагмент видео, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Ученик: Мы сегодня будем изучать природные зоны Африки и будем знакомиться с природой, климатом, почвами, растительным и животным миром, материками.
Учитель: Узнаем о влиянии человека на природу и зависимости природных зон от климата.
“Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!” эти слова будут девизом нашего урока. Составьте стихотворение в группе. ( 5 минут)

1:Мне вчера купила мама
Очень вкусных 2 банана
И сказала, что они
К нам из Африки пришли.
Африка-далекий край,
Объяснил мне попугай
Где кокосы и бананы
И шалуньи обезьяны



2:Там в лесах гориллы

В реках крокодилы

Леопард, гиппопотам,

Обитают тоже там

В Африканских странах

Водятся в саваннах

Зебры, антилопы гну

Птицы: страус, марабу


3: Там живут мои друзья,
Жаль, что встретиться нельзя,
Жалко стало мне немножко,
Попугая, птицу Гошку
Он живет все время с нами
И не видится с друзьями
Вот бы в Африку его

Мне отправить одного.

На ваших столах таблички: «гилея», «саванны», «пустыни». Значит, вашему экипажу предстоит отправиться в экспедицию и изучить эти природные зоны. Каждый ученик берет лист и знакомиться со своей ролью в экипаже.
В каждой группе есть: 1)Руководитель экспедиции - дает общее представление о природной зоне знакомит с экипажем. 2)Картограф - дает характеристику географического положения 3)Климатолог - характеризует климат 4)Ботаник рассказывает о растительном мире 5)Почвовед- о почвенном покрове 6)Зоолог- о животном мире 7)Эколог- дает оценку экологическому состоянию зоны в результате хозяйственной деятельности 8)тайм-менеджер следит за временем.
4 группа: в ее составе 3 ученика это «Независимые эксперты».Они дают оценку работе групп по следующим критериям: 1)Как изложен материал, в какой форме, интересен ли.2)Рассказывали или читали с листочков.3)Аккуратность выполнения постера, или коллажа. 4)Раскрыта ли тема, соответствует ли содержанию.

1 экипаж «Гилея» (зеленый цвет) 2 экипаж «Саванны» (оранжевый цвет) 3 экипаж «Пустыня» (желтый цвет)
Но отправляясь в экспедицию, вспомним, что вы уже знаете об Африке? Я предлагаю выполнить задание:«Правда ли, что…?» и высказать свою точку зрения.
1.Правда ли, что Атласские горы расположены в юго-восточной части Африки ?(нет в северо-западной)
2.Правда ли, что более приподнятыми частями Африки является северная и западная?(нет южная и восточная)
3.Правда ли, что максимальное количество осадков на территории Африки, выпадают вдоль южного тропика?(нет на экваторе)
4.Правда ли, что самое большое по площади озеро Африки Чад? (нет Виктория)
5.Правда ли, что в северной Африке, нефти больше чем в южной? (да)
6.Правда ли, что население Африки в основном относится к негроидной расе? (да)
Молодцы. Мы начинаем нашу экспедицию.
Вы работаете с текстом учебника и дополнительным материалом, который лежит на ваших столах. Анализируете карты атласа:1) Физическую карту Африки 2) Климатическую карту Африки 3) Почвенную 4) Природные зоны.
Для начала ознакомьтесь с текстом в учебнике и дополнительным материалом о вашей природной зоне. Время на прочтение(7 минут). Оформить постер или флипчарт за 10 минут. Отчет групп в течении 2 минут. Тайм-менеджеры проследите за временем. Во время отсчета групп эксперты фиксируют ответы учащихся в оценочных листах и в течении 2 минут подводят итог работе экспедиции, оценивают работу групп. Во время каждого выступления группы показывается слайд-шоу о природной зоне, чтобы создать зрительный образ у учащихся. Изученный материал изобразить в виде схемы, таблицы или флипчарта, используя приложение.
Заслушивается отчет групп и вывешиваются на доске постеры.
Начнём мы наше путешествие с влажных экваториальных лесов. Слово группе, которая занималась изучением влажных экваториальных лесов Африки.

Вывод: Мы с вами побывали в необычном лесу. Необычны для нас такие громадные деревья, животные, природные явления, где царствует вечное лето, вечное равноденствие. Эти леса являются родиной ценных пород деревьев.

Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванны и жадно вглядываться вдаль. Продолжаем наше путешествие и следующей ПЗ будет саванна. Вам слово исследователи.

Вывод: Саванна и экваториальные леса это два различных мира. Саванна это открытое пространство, где много света. Мы узнали много интересного о растениях, животных этой зоны.

Учитель. Самая большая пустыня на земле? (Сахара) Следующая ПЗ, в которой мы побываем - это зона пустынь. Вам слово исследователи.

Вывод: Много интересного мы узнали об удивительных растениях, которые растут в пустыне, о стреляющих камнях и об экологических проблемах.

Закрепление: Составите синквейны: 1 группа - пустыня, 2 группа - гилея, 3 группа - саванна


пустыня

саванна

гилея

каменистая песчаная

непроходимая желтая

многоярусная зелёная

испепеляет обжигает иссушает

засыхает выгорает расцветает

поражает, удивляет, обвивает,

Страна жажды, палящего зноя


Саванна это высокотравная степь


Экваториальный лес родина ценных растений




Проверим, как вы усвоили материал. Игра «да» - «нет»

В Африке есть деревья, имеющие корни до 4м в высоту

Банан это многолетняя трава

В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух

В Африке растёт слоновая трава высотой 3 м

Сахара это бескрайние просторы, покрытые песком

Во влажных экваториальных лесах даже днём царит полумрак

В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность

Баобаб не горит в огне

В Сахаре годами не бывает дождя, а если идёт, то капли высыхают, не достигнув земли

В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце

В пустынях человек страдает не столько от жары, сколько от холода

Самум название племени, проживающего в зоне пустынь

Рефлексия
Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Экипажи собрали интересный материал о природных зонах Африки. Мы увидели что, растительный и животный мир Африки разнообразен и удивителен. Работу групп я оцениваю на 5.
Прием «Автобусная остановка» Выскажите свое мнение по поводу урока:
1) В самом начале работы я почувствовал…
2) Лучше всего у меня получилось…
3) А вот самое… задание, которое называется… потому что оно… , да потому что…
4) Теперь я знаю… что

5) В будущем мне бы хотелось…

Д/З.Параграф 49-50.
1.Дневниковые записи путешественника по пустыне.
2. «Один день в дождевом лесу»-статья в научно-популярный журнал.
3.Письмо из Африканской саванны.







Аннотация

Данный урок предназначен учителям географии для осуществления успешной работы по формированию ключевых компетенций. Урок построен с применением элементов технологии критического мышления по формированию особенностей природных зон Африки, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек; растительного и животного мира, обучению самостоятельности при получении знаний и их оценке, выработке своего мнения.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!