Тема урока: "Научная экспедиция по Природным зонам Африки"
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательные - закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу.
Развивающие - продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы, составлять компьютерные презентации.
Воспитательные - воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе.
Методы обучения: 1) по источникам знаний: словесные (работа с дополнительной литературой); наглядные (компьютерная презентация); практические (создание опорного конспекта, заполнение таблицы). 2) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, практический.
Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.
Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.
Оборудование: карта “Природные зоны Африки”, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс, компьютер
Подготовительный этап: до проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав групп, которые подбирают материал о природных зонах и готовят отчёт в виде презентации о своей работе
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Мне хотелось бы начать наш урок стихами:
Изогнулось солнце, скорчилось в гримасе,
Показалось донце в исхудалой рясе.
Жаром мир окутан, воздуха не видно.
Он колючкой спутан, это очевидно.
Раскаленный камень, тени след роняют,
День как-будто ранен, истекая, тает…
Здесь застыло время и в песках уснуло.
И пустыня дремлет- сытая акула.
Проглотила травы, пролески и чащи.
Напоив отравой-тишиной звенящей.
Учитель: О каком материке идет речь в стихотворении? (Африка - фрагмент видео: (5минут)
Учитель: Вы посмотрели фрагмент видео, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Ученик: Мы сегодня будем изучать природные зоны Африки и будем знакомиться с природой, климатом, почвами, растительным и животным миром, материками.
Учитель: Узнаем о влиянии человека на природу и зависимости природных зон от климата.
“Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!” эти слова будут девизом нашего урока. Составьте стихотворение в группе. ( 5 минут)
1:Мне вчера купила мама
Очень вкусных 2 банана
И сказала, что они
К нам из Африки пришли.
Африка-далекий край,
Объяснил мне попугай
Где кокосы и бананы
И шалуньи обезьяны
2:Там в лесах гориллы
В реках крокодилы
Леопард, гиппопотам,
Обитают тоже там
В Африканских странах
Водятся в саваннах
Зебры, антилопы гну
Птицы: страус, марабу
3: Там живут мои друзья,
Жаль, что встретиться нельзя,
Жалко стало мне немножко,
Попугая, птицу Гошку
Он живет все время с нами
И не видится с друзьями
Вот бы в Африку его
Мне отправить одного.
На ваших столах таблички: «гилея», «саванны», «пустыни». Значит, вашему экипажу предстоит отправиться в экспедицию и изучить эти природные зоны. Каждый ученик берет лист и знакомиться со своей ролью в экипаже.
В каждой группе есть: 1)Руководитель экспедиции - дает общее представление о природной зоне знакомит с экипажем. 2)Картограф - дает характеристику географического положения 3)Климатолог - характеризует климат 4)Ботаник рассказывает о растительном мире 5)Почвовед- о почвенном покрове 6)Зоолог- о животном мире 7)Эколог- дает оценку экологическому состоянию зоны в результате хозяйственной деятельности 8)тайм-менеджер следит за временем.
4 группа: в ее составе 3 ученика это «Независимые эксперты».Они дают оценку работе групп по следующим критериям: 1)Как изложен материал, в какой форме, интересен ли.2)Рассказывали или читали с листочков.3)Аккуратность выполнения постера, или коллажа. 4)Раскрыта ли тема, соответствует ли содержанию.
1 экипаж «Гилея» (зеленый цвет) 2 экипаж «Саванны» (оранжевый цвет) 3 экипаж «Пустыня» (желтый цвет)
Но отправляясь в экспедицию, вспомним, что вы уже знаете об Африке? Я предлагаю выполнить задание:«Правда ли, что…?» и высказать свою точку зрения.
1.Правда ли, что Атласские горы расположены в юго-восточной части Африки ?(нет в северо-западной)
2.Правда ли, что более приподнятыми частями Африки является северная и западная?(нет южная и восточная)
3.Правда ли, что максимальное количество осадков на территории Африки, выпадают вдоль южного тропика?(нет на экваторе)
4.Правда ли, что самое большое по площади озеро Африки Чад? (нет Виктория)
5.Правда ли, что в северной Африке, нефти больше чем в южной? (да)
6.Правда ли, что население Африки в основном относится к негроидной расе? (да)
Молодцы. Мы начинаем нашу экспедицию.
Вы работаете с текстом учебника и дополнительным материалом, который лежит на ваших столах. Анализируете карты атласа:1) Физическую карту Африки 2) Климатическую карту Африки 3) Почвенную 4) Природные зоны.
Для начала ознакомьтесь с текстом в учебнике и дополнительным материалом о вашей природной зоне. Время на прочтение(7 минут). Оформить постер или флипчарт за 10 минут. Отчет групп в течении 2 минут. Тайм-менеджеры проследите за временем. Во время отсчета групп эксперты фиксируют ответы учащихся в оценочных листах и в течении 2 минут подводят итог работе экспедиции, оценивают работу групп. Во время каждого выступления группы показывается слайд-шоу о природной зоне, чтобы создать зрительный образ у учащихся. Изученный материал изобразить в виде схемы, таблицы или флипчарта, используя приложение.
Заслушивается отчет групп и вывешиваются на доске постеры.
Начнём мы наше путешествие с влажных экваториальных лесов. Слово группе, которая занималась изучением влажных экваториальных лесов Африки.
Вывод: Мы с вами побывали в необычном лесу. Необычны для нас такие громадные деревья, животные, природные явления, где царствует вечное лето, вечное равноденствие. Эти леса являются родиной ценных пород деревьев.
Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванны и жадно вглядываться вдаль. Продолжаем наше путешествие и следующей ПЗ будет саванна. Вам слово исследователи.
Вывод: Саванна и экваториальные леса это два различных мира. Саванна это открытое пространство, где много света. Мы узнали много интересного о растениях, животных этой зоны.
Учитель. Самая большая пустыня на земле? (Сахара) Следующая ПЗ, в которой мы побываем - это зона пустынь. Вам слово исследователи.
Вывод: Много интересного мы узнали об удивительных растениях, которые растут в пустыне, о стреляющих камнях и об экологических проблемах.
Закрепление: Составите синквейны: 1 группа - пустыня, 2 группа - гилея, 3 группа - саванна
пустыня | саванна | гилея |
каменистая песчаная | непроходимая желтая | многоярусная зелёная |
испепеляет обжигает иссушает | засыхает выгорает расцветает | поражает, удивляет, обвивает, |
Страна жажды, палящего зноя | Саванна это высокотравная степь | Экваториальный лес родина ценных растений |
| | |
Проверим, как вы усвоили материал. Игра «да» - «нет»
В Африке есть деревья, имеющие корни до 4м в высоту
Банан это многолетняя трава
В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух
В Африке растёт слоновая трава высотой 3 м
Сахара это бескрайние просторы, покрытые песком
Во влажных экваториальных лесах даже днём царит полумрак
В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность
Баобаб не горит в огне
В Сахаре годами не бывает дождя, а если идёт, то капли высыхают, не достигнув земли
В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце
В пустынях человек страдает не столько от жары, сколько от холода
Самум название племени, проживающего в зоне пустынь
Рефлексия
Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Экипажи собрали интересный материал о природных зонах Африки. Мы увидели что, растительный и животный мир Африки разнообразен и удивителен. Работу групп я оцениваю на 5.
Прием «Автобусная остановка» Выскажите свое мнение по поводу урока:
1) В самом начале работы я почувствовал…
2) Лучше всего у меня получилось…
3) А вот самое… задание, которое называется… потому что оно… , да потому что…
4) Теперь я знаю… что
5) В будущем мне бы хотелось…
Д/З.Параграф 49-50.
1.Дневниковые записи путешественника по пустыне.
2. «Один день в дождевом лесу»-статья в научно-популярный журнал.
3.Письмо из Африканской саванны.
Аннотация
Данный урок предназначен учителям географии для осуществления успешной работы по формированию ключевых компетенций. Урок построен с применением элементов технологии критического мышления по формированию особенностей природных зон Африки, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек; растительного и животного мира, обучению самостоятельности при получении знаний и их оценке, выработке своего мнения.