СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Кислоты" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок по теме "Кислоты" , первичное знакомство учащихся с классом соединений и номенклатурой вешеств.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Кислоты" 8 класс»

Вспомни … СаО, SО 2 , Fе 2 О 3 , Nа 2 О, Сl 2 О 7 Какие соединения называют оксидами? КОН, Аl(ОН) 3 , Ва(ОН) 2 , Сu(ОН) 2 Какие соединения относят к основаниям? Отчего зависит число гидроксильных групп в основании?

Вспомни

СаО, SО 2 , Fе 2 О 3 , Nа 2 О, Сl 2 О 7

  • Какие соединения называют оксидами?

КОН, Аl(ОН) 3 , Ва(ОН) 2 , Сu(ОН) 2

  • Какие соединения относят к основаниям?
  • Отчего зависит число гидроксильных групп в основании?
Крестики-нолики « Основания »  Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.  Игровое поле № 1 Игровое поле № 2  Fе(ОН) 2 Са(ОН) 2     Ва(ОН) 3 Аl(ОН) 3   СаН 2  NаН   СО 2  О 2 КОН Сu(ОН) 2  Н 2 О КСl   СаСО 3 СаСl 2 НNО 3   НI Zn(ОН) 2 LiОН Назовите эти основания.

Крестики-нолики « Основания »

Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.

Игровое поле № 1 Игровое поле № 2

Fе(ОН) 2

Са(ОН) 2

Ва(ОН) 3

Аl(ОН) 3

СаН 2

NаН

СО 2

О 2

КОН

Сu(ОН) 2

Н 2 О

КСl

СаСО 3

СаСl 2

НNО 3

НI

Zn(ОН) 2

LiОН

Назовите эти основания.

Распределите вещества, приведенные ниже, на три группы.  СаО, Аl(ОН) 3 , СuО, НСl, Н 2 О, Сl 2 О 7 , Fе(ОН) 2 , НNО 3 , NаОН, Н 2 SО 4

Распределите вещества, приведенные ниже, на три группы.

СаО, Аl(ОН) 3 , СuО, НСl, Н 2 О, Сl 2 О 7 , Fе(ОН) 2 , НNО 3 , NаОН, Н 2 SО 4

Кислоты, их состав, классификация и значение  Что нам нужно узнать: что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют;  формулы некоторых неорганических кислот; правила техники безопасности при работе с кислотами; Чему мы должны научиться: распознавать кислоты среди других соединений;  определять заряды ионов кислотных остатков.

Кислоты, их состав, классификация и значение

Что нам нужно узнать:

  • что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют;
  • формулы некоторых неорганических кислот;
  • правила техники безопасности при работе с кислотами;

Чему мы должны научиться:

  • распознавать кислоты среди других соединений;
  • определять заряды ионов кислотных остатков.
Многообразие кислот   Неорганические  Органические

Многообразие кислот

Неорганические

Органические

План изучения кислот:   Состав. Классификация. Номенклатура и соответствующие оксиды Значение и применение. Правила техники безопасности при работе с кислотами.

План изучения кислот:

  • Состав.
  • Классификация.
  • Номенклатура и соответствующие оксиды
  • Значение и применение.
  • Правила техники безопасности при работе с кислотами.
Состав кислот Н Сl Кислотный остаток Атомы SО 4 Н 2 водорода РО 4 Н 3 Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Состав кислот

Н

Сl

Кислотный остаток

Атомы

4

Н 2

водорода

РО 4

Н 3

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Классификация кислот 1. По наличию кислорода Кислоты  Бескислородные Кислородсодержащие  НСl Н 2 S  НN Н 3 Р  НСl О 4 НВr О 3 Н 2 S О 4 НF О 4

Классификация кислот

1. По наличию кислорода

Кислоты

Бескислородные Кислородсодержащие

НСl

Н 2 S НN Н 3 Р НСl

О 4

НВr

О 3

Н 2 S

О 4

НF

О 4

КИСЛОТЫ 2. По числу атомов водорода Число атомов водорода в кислоте называют основностью . двух- основные одно- основные SО 4 Н 2 S Н 2 Н 2 SiО 3 Сl Н Н I NО 3 Н трехосновные РО 4 Н 3

КИСЛОТЫ

2. По числу атомов водорода

Число атомов водорода в кислоте называют основностью .

двух-

основные

одно-

основные

4

Н 2

S

Н 2

Н 2

SiО 3

Сl

Н

Н

I

3

Н

трехосновные

РО 4

Н 3

3. По растворимости в воде Кислоты  Растворимые  Нерастворимые

3. По растворимости в воде

Кислоты

Растворимые

Нерастворимые

Степень окисления элементов в кислотах, номенклатура и соответствующие кислотам оксиды +1 − +1 -1 Н S 2 Сl Н 2 Сер о водородная Хлор о водородная кислота  кислота 10 10 10 + 5 5 2 − 2 +1 − 2 х РО Н РО 3 4 Фосфор н ая кислота (+1) · 3 + х + (−2) · 4 = 0 = 2 2 х − 5 = 0 5 = 5 + 5 х = + 5 Н 3 РО 3 Р 2 О 3 Фосфор ист ая кислота

Степень окисления элементов в кислотах, номенклатура и соответствующие кислотам оксиды

+1

+1

-1

Н

S

2

Сl

Н

2

Сер о водородная

Хлор о водородная кислота

кислота

10

10

10

+ 5

5

2

− 2

+1

2

х

РО

Н

РО

3

4

Фосфор н ая кислота

(+1) · 3 + х + (−2) · 4 = 0

= 2

2

х − 5 = 0

5

= 5

+ 5

х = + 5

Н 3 РО 3

Р 2 О 3

Фосфор ист ая кислота

Определите оксиды, соответствующие кислотам Серная кислота Н 2 SО 4 → Н 2 SО 3 → НNО 3 → НNО 2 → Сернистая кислота Азотная кислота Азотистая кислота

Определите оксиды, соответствующие кислотам

Серная кислота

  • Н 2 SО 4 →
  • Н 2 SО 3 →
  • НNО 3 →
  • НNО 2 →

Сернистая кислота

Азотная кислота

Азотистая кислота

Кислоты в природе Лимонная кислота Аскорбиновая кислота Муравьиная кислота НСООН

Кислоты в природе

Лимонная кислота

Аскорбиновая кислота

Муравьиная кислота

НСООН

Кислоты в жизни человека В организме В кулинарии и продуктах питания В медицине В народном хозяйстве Молочная кислота образуется в мышцах при нагрузке Соляная кислота в желудке способствует перевариванию пищи

Кислоты в жизни человека

В организме

В кулинарии и продуктах питания

В медицине

В народном хозяйстве

Молочная кислота образуется в мышцах при нагрузке

Соляная кислота в желудке способствует перевариванию пищи

Кислотные дожди – одна из экологических проблем Н 2 О Н 2 О Н 2 О Н 2 SО 3 НNО 2 SО 2  Н 2 S   НNО 3 NО 2

Кислотные дожди – одна из экологических проблем

Н 2 О

Н 2 О

Н 2 О

Н 2 3

НNО 2

2

Н 2 S

НNО 3

2

Правила техники безопасности  при работе с кислотами Юстус Либих (1803-1873), немецкий химик, основатель научной школы, один из создателей агрохимии, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1830) Запомни:  НЕ ЛЕЙ ВОДУ В КИСЛОТУ!!!

Правила техники безопасности при работе с кислотами

Юстус Либих

(1803-1873), немецкий химик, основатель научной школы, один из создателей агрохимии, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1830)

Запомни:

НЕ ЛЕЙ ВОДУ В КИСЛОТУ!!!

Изменение окраски индикаторов  в зависимости от среды Название индикатора Окраска индикатора в нейтральной среде Лакмус Метиловый оранжевый Окраска индикатора в щелочной среде Фиолетовая Фенолфта-леин Оранжевая Синяя Окраска индикатора в кислой среде Желтая Бесцветная Малиновая Красная Красно-розовая Бесцветная

Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Лакмус

Метиловый оранжевый

Окраска индикатора в щелочной среде

Фиолетовая

Фенолфта-леин

Оранжевая

Синяя

Окраска индикатора в кислой среде

Желтая

Бесцветная

Малиновая

Красная

Красно-розовая

Бесцветная

Выберите строку, в которой находятся только формулы кислот и щёлкни по ней левой клавишей мыши.  Н 2 SО 4 , СаН 2 , Н 2 S, НI, Н 2 О   Н 2 SО 3 , Н 2 СО 3 , Н 2 S, НI, Н 2 SiО 3  Н 3 РО 4 , Са(ОН) 2 , Н 2 S, НF, НNО 3

Выберите строку, в которой находятся только формулы кислот и щёлкни по ней левой клавишей мыши.

Н 2 4 , СаН 2 , Н 2 S, НI, Н 2 О

Н 2 3 , Н 2 СО 3 , Н 2 S, НI, Н 2 SiО 3

Н 3 РО 4 , Са(ОН) 2 , Н 2 S, НF, НNО 3

Отлично! Это правильный ответ!

Отлично!

Это правильный ответ!

Увы! Ответ неверный.

Увы! Ответ неверный.

Продолжите фразу …  Сегодня на уроке я узнала…  Я научилась… Мне было непонятно… Для меня этот урок… Интерес вызвало, то … Затруднения возникли когда…

Продолжите фразу …

  • Сегодня на уроке я узнала…
  • Я научилась…
  • Мне было непонятно…
  • Для меня этот урок…
  • Интерес вызвало, то …
  • Затруднения возникли когда…
Домашнее задание § 21, с. 102 – 107, выучить формулы и названия кислот в таблице,  Задание 6 ( «Рабочий лист»),  задание 1, с.107 (учебник).

Домашнее задание

§ 21, с. 102 – 107, выучить формулы и названия кислот в таблице,

Задание 6 ( «Рабочий лист»),

задание 1, с.107 (учебник).

«День прожит не зря, если ты узнал что-то новое»

«День прожит

не зря, если ты узнал что-то новое»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!