СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Буквы и - ы после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Буквы и - ы после Ц"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №24» а.Шенджий







БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц













Открытый урок

русского языка в 5 классе


Разработан учителем русского языка

и литературы

Праток Нафсет Ибрагимовны












2023




Урок русского языка в 5 классе

ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

Тип урока:

  • Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;

  • научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;

  • сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

  • совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитание любви к русскому языку;

  • воспитание сознательной дисциплины;

  • формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи урока:

  • Мотивировать к действию на уроке.

  • Сформировать новые знания.

  • Закрепить новые понятия.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 5 классов под редакцией Ладыженской Т. А.

  • компьютеры, презентация слайдов;

  • листы-таблицы для буквенного диктанта, листы самоанализа.


ХОД УРОКА

I этап: Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке.



– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

II этап: Актуализация знаний.

Изучить новое правило нам помогут ваши знания по фонетике и морфемике. Что это за разделы лингвистики? Что они изучают?


Ответы учеников: Фонетика – звуки, морфемика - части слова: корень, суффикс…


На доске запись слов. Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.

Улицы
Цикл
Цыган

Секция

– Какой звук слышится после Ц? Дайте характеристику согласному звуку ц. (Всегда глухой и твёрдый).

Посмотрите, как пишутся эти слова (на 1 слайде )
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И.

Какова же тема нашего урока?

Помогите мне сформулировать ее.

«Правописание ы-и после ц».

Число

Классная работа

(Запись темы в тетради)




III. Постановка целей и задач.

-Как вы думаете, почему в одних случаях после ц пишется ы-, а в других и-?

- Что объединяет слова?

-Что должны узнать на уроке? Чему научиться?

- Постарайтесь сформулировать цели и задачи урока.

Примерные ответы:

- Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц



- Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам?

- Нам поможет изучение орфограммы.

- Поможет учебник.

  1. Объяснение нового материала.

    Цинк Дикция Огурцы Сестрицын

    цитата секция птицы синицын

    В корнях слов «и» пишется в словах на -ция.

    Ребята, а почему я разделила слова чертой?

    Дети, давайте сфорфулируем правило!

    Ученики проговаривают правило:

    Буква И пишется в корне и в словах на -ция. Буква Ы пишется в окончании и в суффиксе-ын.




( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится орфограмма?(в корне).

  • Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений.

  • В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.

Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.

«Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц!»

-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

Вывод: если мы не знаем, какую букву писать после Ц ы или и ,то смотрим ,в какой морфеме находится или не является ли исключением.

V этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)




  1. Работа с учебником.


- Читаем материал в учебнике, проверяем себя, правильно ли мы сформулировали правило.

– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

Таблица-правило.

VI этап: Первичное закрепление.

1.Устно объясни, применяя правило.

Делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк, станция, продавщицы, дверцы, медицина, циркуль, сестрицын, куцый, бледнолицый.


2.Работа с учебником упр. 462 . Цы или ци (см. образец в орфограмме№15)

3.Работа с Толковым словарём.

Циновка– Плотная плетёнка из соломы, камыша.

Цинга- заболевание, возникающее при недостаточном поступлении в организм витамина С.

VII этап: Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе.

1.Работа с учебником. Выполняем упражнение 464. Самопроверка по образцу.

2.Физкультминутка.

4.Буквенный диктант.

- Во 2-ой строчке таблицы-карточки впишите правильно нужную букву

(Ы-И):

Коллекция, цирк, певцы, лекция, сестрицын, ровесницы, репетиция, цистерна, цыплёнок, экспедиция.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Поменялись тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Ииыиыыииыи

VIII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний

1.Работа с текстом. Упр.465.

  • Озаглавьте текст.

  • Какие аргументы приводит автор в 1 и 2 частях текста.

  • Найдите предложение, в котором содержится тезис.

  • Спишите (на выбор )одну из них

IX этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

    1. Выучить правило п. 87.

    2. Выполнить упражнение 501.

2. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова с буквами ы – и после ц .


X этап: Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в

начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли вы их?

  • Когда пишется И после Ц? Ы после Ц? Приведите примеры.

    Оценки за урок

Рефлексия. Учащиеся заполняют лист самооценки.



Лист самооценки



Фамилия, имя ученика_________________



Узнал что-то новое Научился

Расстроился Получил радость

Удивился Ничего не понял










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!