СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Алюминий"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Алюминий"»

Сценарий урока

«Алюминий»,

9 класс

1. Мотивационно – целевой этап (5 минут)

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Посмотрите в окно. Какая за окном замечательная зимняя погода. Поэтому сегодня мне бы хотелось начать урок одной необычной, но очень поучительной историей.

Наступила зима и пошел первый снег.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
—Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Они закончили свой разговор и разжали руки. И каждая из них полетела навстречу той судьбе, которую выбрала для себя сама.
Все в ваших руках. Есть желание - измените качество жизни.


Я надеюсь, что сегодня на уроке у вас будет только оптимистическое настроение, и тогда все у вас обязательно получится и урок будет продуктивным.


Посмотрите, на столах у вас лежат карточки разного цвета. Возьмите карточку белого цвета. Это лист самооценки, на протяжении всего урока, мы будем фиксировать в ней результаты своей деятельности. Каждый правильный ответ – это 1 балл. В конце урока вы подсчитаете сумму баллов и переведёте её в оценку. Есть вопросы?


А знаете ли вы, что однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить из глинистой земли. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, император отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного металла».

- Как вы думаете о каком металле идёт речь? (предположение обучающихся, мнения разделились)


2. Ориентировочный этап (5 минут)

- Для того чтобы проверить, верны ли ваши предположения, я вам предлагаю поработать в парах. Возьмите розовые карточки и из буквенных ответов проверочной работы составьте название этого металла.


1.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне атома металла

И) от 1 до 3 электронов

Л) от 4 до 8 электронов

2.

К щелочным металлам относятся элементы

Ц) II группы главной подгруппы

М) I группы главной подгруппы

3.

Для простых веществ металлов характерна

К) ионная связь

Н) металлическая связь

4.

Электропроводность металлов обусловлена

Ю) наличием свободнодвижущихся электронов

М) наличием общих электронных пар

5.

Самый легкий металл

Б) осмий

А) литий

6.

Натрий хранят

Й) под слоем керосина

З) на воздухе

7.

Ковкость, пластичность металлов обусловлена

О) пустотами в кристаллической решётке

Л) атомы и ионы между собой не связаны и могут перемещаться относительно друг друга

8.

Для получения металлов из их оксидов используют метод

И) пирометаллургия

Н) электролиз


Ответ: И,М,Н,Ю,А,Й,Л,И (алюминий)

Проверяем ответы (СЛАЙД). Теперь возьмите лист самооценки и поставьте себе баллы за выполненную работу. По 1 баллу за каждый правильный ответ.

А какое слово у вас получилось?

- Молодцы! Значит, тема нашего урока «Алюминий».

- Скажите а в повседневной жизни мы встречаемся с изделиями из алюминия? (приводят примеры)

- А что бы вы хотели знать об этом металле? (Заслушиваю ответы),

Какая же у нас будет цель урока?

- Давайте тогда определимся с планом урока.( какие этапы мы пройдем, чтобы достигнуть цели?

  1. Строение атома.

  2. Физические свойства.

  3. Химические свойства.

3. Поисково – исследовательский этап (20 минут)

- Давайте приступим к изучению новой темы. Первый пункт – строение атома. На столе у вас лежат карточки зелёного цвета, вам нужно вставить пропущенные слова. (СЛАЙД). Работаем индивидуально.

Вставьте пропущенные слова

  1. Алюминий - элемент___ периода, ___ группы, _________ подгруппы.

  2. Заряд ядра атома алюминия равен ___.

  3. В ядре атома алюминия __ протонов, ___ нейтронов.

  4. В атоме алюминия __ электронов.

  5. Электронное строение атома алюминия ___________________.

  6. На внешнем уровне в атоме ___ электронов.

  7. Степень окисления атома алюминия равна ___.

  8. Простое вещество алюминия является _________________.

  9. Формула оксида алюминия ________, его характер ________________.

  10. Формула гидроксида алюминия ________, его характер___________.


- Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа. (СЛАЙД)

-Давайте сделаем вывод по результатам работы.

Вывод: Алюминий и его соединения проявляют амфотерные свойства, степень окисления в сложных веществах +3.

Не забудьте отметить, как вы справились с заданием в листе самоконтроля.

ФИЗМИНУТКА

Скажите, к какой электронной конфигурации внешнего электронного слоя стремятся атомы всех элементов? (сколько электронов отдает атом алюминия, сколько останется?)

Сейчас мы с вами будем рисовать эту заветную для всех атомов 8.

Сначала рисуем ее глазами на доске, затем горизонтально (знак бесконечности).

Следующие 8-ки помогут нам активизировать мышление, внимание и память.

Сначала рисуем 8 правой рукой справа налево (5 раз), затем левой рукой слева направо (5 раз), а затем обеими реками в разные стороны.

Теперь мы готовы к дальнейшей работе.


- Следующий пункт нашего плана - физические свойства?

Когда я сегодня шла в школу, я нашла 2 необычные снежинки. На них оказались записаны пункты характеристики физических свойств алюминия.

Отрываем по 1 лепесточку и характеризуем попавшееся вам физическое свойство алюминия. Себе в помощь возьмите учебник, стр. 67,68

План характеристики физических свойств металла алюминия:

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях?

2. Какого цвета?

3. Имеет ли блеск?

4. Плотность (лёгкий или тяжёлый металл)

5. Имеет ли алюминий запах?

6. Проявляет ли данный металл пластичность?

7. Проявляет ли данный металл хрупкость?

8. Проявляет ли данный металл эластичность?

9. Растворяется ли в воде при данных условиях?

10. Какова температура плавления?

11. Обладает ли алюминий теплопроводностью?

12. Обладает ли алюминий электропроводностью?

13. Сделайте вывод о виде связи в молекуле алюминия

14. Сделайте вывод о типе кристаллической решётки в молекуле алюминия.

Начинаем с лучика с №1.

Молодцы, не забудьте оценить свою работу. 1 балл за правильный ответ.

Вывод по физическим свойствам.

Физические свойства алюминия:

  1. твёрдое вещество

  2. серебристо – белый лёгкий металл

  3. без запаха

  4. пластичный

  5. нерастворим в воде

  6. плавится при температуре 6600С

  7. очень большая электрическая проводимость и теплопроводность

Какой у нас следующий этап урока?

- Давайте теперь рассмотрим химические свойства алюминия. От чего зависят свойства металлов? (от его активности) Алюминий по своей активности к какой группе относится? (к активным металлам) Тогда с чем будет реагировать? (с неметаллами, водой, кислотами). Вы утверждаете, что алюминий реагирует с водой, а у меня дома есть кастрюля моей бабушки, я до сих пор кипячу в ней воду, я думаю, что и у вас дома есть алюминиевая посуда. Как вы можете мне это объяснить?

Сейчас мы с вами посмотрим видео и вы мне скажите, с какими веществами еще реагирует алюминий.

4. Практический этап

Проведем небольшую практическую работу. Поделимся на группы.

ТБ

Выключить компьютер

Работа в группах


ВЫВОД по химическим свойствам алюминия


Скажите, как связана с темой урока эта банка?

А 2017 год объявлен годом чего?

И как связаны алюминиевая банка и год экологии?

Можно с уверенностью утверждать, что эта алюминиевая банка уже была банкой из под какого-нибудь другого напитка.

Алюминий поддается 100% переработке, а использованная алюминиевая банка – самый перерабатываемый мусор в мире.

Около 70% алюминия, используемого сегодня в промышленности произведено более 20 лет назад и он все еще продолжает перерабатываться в новые изделия.


Сейчас я предлагаю вам составить синквейн по теме алюминий.

1 – 1 сущ. Тема

2 – 2 прилагательных

3 – 3 глагола

4 – предложение

5 – существительное (синоним)



5. Рефлексия (5 минут)

- Ребята, посмотрите на свой лист самоконтроля. Подсчитайте баллы.

Сумму баллов переведите в оценку.

- Встаньте, пожалуйста, кто за урок получил оценку «4», а теперь кто «5». Молодцы.

Ребята, у вас на столе лежат флешки, что на них записано? После урока куда бы вы поместили полученные знания: в чемодан (знания нужны и пригодятся), в мясорубку (знания нужно переработать) или в мусорное ведро (знания можно выкинуть). Уходя, приклейте флешку, куда считаете нужным

Д.З карточки желтого цвета (3 уровня)

Скажите, а вот такая снежная погода какие мысли вызывает? (Новый год)

У 4 группы еще осталось 1 задание. Где применяется реакция горения алюминия? Давайте на нее сейчас посмотрим.


Если хватит время!!!

Допишите уравнения реакций:


  1. AI + O2 =

  2. AI + N2 =

  3. AI + C =

  4. AI + HCI =

  5. AI(без оксидной плёнки) + H2O =

  6. AI +Cr2O3 =

  7. AI + KOH(конц. р-р) =

Если закончили, проверяем друг друга. Результаты отражаем в листе самоконтроля, за каждое правильное уравнение по 1 баллу.



























1 группа

Взаимодействие алюминия с йодом (в вытяжном шкафу)

1. Приготовить смесь порошков йода и алюминия, хорошо растереть их в фарфоровой чашке), сформировать горку с углублением в центре.

2. Добавить катализатор (каплю воды).

3. Записать уравнение реакции.

4. Назвать получившееся вещество.

2. группа

Взаимодействие алюминия с кислотами

1. Добавить гранулы алюминия в пробирки с разбавленными серной и соляной кислотами, концентрированными серной и азотной кислотами.

2. Записать наблюдения (с какими кислотами реагирует алюминий)

3. Найти объяснение в учебнике ( стр. )

4. Записать уравнение реакции алюминия с соляной кислотой.

5. Назвать полученные вещества.


3 группа

Взаимодействие алюминия со щелочами

1. В пробирку с очищенной от оксидной пленки гранулой алюминия налить 2-3 мл гидроксида натрия.

2. Описать наблюдения

3. Записать уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия (стр. )

4. Назвать полученные вещества





















4 группа

Взаимодействие алюминия с кислородом

1. Ознакомиться с теоретическим материалом (см. ниже)

2. Ответить на вопрос: как увидеть реакцию алюминия с кислородом? (2 способа)

3. Напишите уравнение реакции горения алюминия, назовите вещества (стр. 69)

4. (В конце урока) Где применяют реакцию горения алюминия? Продемонстрировать.

Взаимодействие алюминия с кислородом

Обычно поверхность алюминия всегда покрыта тонким слоем оксида алюминия, который защищает ее от воздействия кислорода воздуха. Поэтому считается, что алюминий не вступает в реакцию с кислородом воздуха.

Если же этот оксидный слой повреждается или удаляется, то свежая поверхность алюминия подвергается воздействию кислорода воздуха (то есть блестящая поверхность темнеет, так как образуется оксид алюминия). 

Алюминий может гореть в кислороде ослепительно белым пламенем с образованием оксида алюминия Al2O3.

Эту реакцию мы наблюдаем при горении бенгальских огней и фейерверков.



4 группа

Взаимодействие алюминия с кислородом

Взаимодействие алюминия с кислородом

1. Ознакомиться с теоретическим материалом (см. ниже)

2. Ответить на вопрос: как увидеть реакцию алюминия с кислородом? (2 способа)

3. Напишите уравнение реакции горения алюминия, назовите вещества (стр. 69)

4. (В конце урока) Где применяют реакцию горения алюминия? Продемонстрировать.

Взаимодействие алюминия с кислородом

Обычно поверхность алюминия всегда покрыта тонким слоем оксида алюминия, который защищает ее от воздействия кислорода воздуха. Поэтому считается, что алюминий не вступает в реакцию с воздухом.

Если же этот оксидный слой повреждается или удаляется, то свежая поверхность алюминия подвергается воздействию кислорода воздуха (то есть блестящая поверхность темнеет, так как образуется оксид алюминия). 

Алюминий может гореть в кислороде ослепительно белым пламенем с образованием оксида алюминия Al2O3.

Эту реакцию мы наблюдаем при горении бенгальских огней и фейерверков.







































Допишите уравнения реакций (1 уровень)

Допишите уравнения реакций, назовите вещества (2 уровень)

Допишите уравнения реакций, назовите вещества, для 1, 2, 4 уравнений составьте электронный баланс (3 уровень)


  1. Al + O2 =





  1. Al + N2 =




  1. Al + C =


  1. Al + HCl =





  1. Al +Cr2O3 =


  1. Al + KOH + Н2О=


Допишите уравнения реакций (1 уровень)

Допишите уравнения реакций, назовите вещества (2 уровень)

Допишите уравнения реакций, назовите вещества, для 1, 2, 4 уравнений составьте электронный баланс (3 уровень)


  1. Al + O2 =





  1. Al + N2 =




  1. Al + C =


  1. Al + HCl =





  1. Al +Cr2O3 =


  1. Al + KOH + Н2О=














План характеристики физических свойств металла алюминия:

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях?

2. Какого цвета?

3. Имеет ли блеск?

4. Плотность (лёгкий или тяжёлый металл)

5. Имеет ли алюминий запах?

6. Проявляет ли данный металл пластичность?

7. Проявляет ли данный металл хрупкость?

8. Проявляет ли данный металл эластичность?

9. Растворяется ли в воде при данных условиях?

10. Какова температура плавления?

11. Обладает ли алюминий теплопроводностью?

12. Обладает ли алюминий электропроводностью?

13. Сделайте вывод о виде связи в молекуле алюминия

14. Сделайте вывод о типе кристаллической решётки в молекуле алюминия.



















1.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне атома металла

И) от 1 до 3 электронов

Л) от 4 до 8 электронов

2.

К щелочным металлам относятся элементы

Ц) II группы главной подгруппы

М) I группы главной подгруппы

3.

Для простых веществ металлов характерна

К) ионная связь

Н) металлическая связь

4.

Электропроводность металлов обусловлена

Ю) наличием свободнодвижущихся электронов

М) наличием общих электронных пар

5.

Самый легкий металл

Б) осмий

А) литий

6.

Натрий хранят

Й) под слоем керосина

З) на воздухе

7.

Ковкость, пластичность металлов обусловлена

О) пустотами в кристаллической решётке

Л) атомы и ионы между собой не связаны и могут перемещаться относительно друг друга

8.

Для получения металлов из их оксидов используют метод

И) пирометаллургия

Н) электролиз





1.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне атома металла

И) от 1 до 3 электронов

Л) от 4 до 8 электронов

2.

К щелочным металлам относятся элементы

Ц) II группы главной подгруппы

М) I группы главной подгруппы

3.

Для простых веществ металлов характерна

К) ионная связь

Н) металлическая связь

4.

Электропроводность металлов обусловлена

Ю) наличием свободнодвижущихся электронов

М) наличием общих электронных пар

5.

Самый легкий металл

Б) осмий

А) литий

6.

Натрий хранят

Й) под слоем керосина

З) на воздухе

7.

Ковкость, пластичность металлов обусловлена

О) пустотами в кристаллической решётке

Л) атомы и ионы между собой не связаны и могут перемещаться относительно друг друга

8.

Для получения металлов из их оксидов используют метод

И) пирометаллургия

Н) электролиз







Вставьте пропущенные слова

  1. Алюминий - элемент___ периода, ___ группы, _________ подгруппы.

  2. Заряд ядра атома алюминия равен ___.

  3. В ядре атома алюминия __ протонов, ___ нейтронов.

  4. В атоме алюминия __ электронов.

  5. Электронное строение атома алюминия ___________________.

  6. На внешнем уровне в атоме ___ электронов.

  7. Степень окисления атома алюминия равна ___.

  8. Простое вещество алюминия является _________________.

  9. Формула оксида алюминия ________, его характер ________________.

  10. Формула гидроксида алюминия ________, его характер___________.








Вставьте пропущенные слова

  1. Алюминий - элемент___ периода, ___ группы, _________ подгруппы.

  2. Заряд ядра атома алюминия равен ___.

  3. В ядре атома алюминия __ протонов, ___ нейтронов.

  4. В атоме алюминия __ электронов.

  5. Электронное строение атома алюминия ___________________.

  6. На внешнем уровне в атоме ___ электронов.

  7. Степень окисления атома алюминия равна ___.

  8. Простое вещество алюминия является _________________.

  9. Формула оксида алюминия ________, его характер ________________.

  10. Формула гидроксида алюминия ________, его характер___________.










1 группа

Взаимодействие алюминия с соляной кислотой

1. Добавить гранулу алюминия в пробирку с разбавленной соляной кислотой.

2. Записать наблюдения.

3. Записать уравнение реакции алюминия с соляной кислотой.

4. Назвать полученные вещества.

2 группа

Взаимодействие алюминия с серной кислотой

1. Добавить гранулу алюминия в пробирку с разбавленной серной кислотой.

2. Записать наблюдения.

4. Записать уравнение реакции алюминия с серной кислотой.

5. Назвать полученные вещества.

6. Выяснить, как ведет себя алюминий в концентрированных серной и азотной кислотах (см. учебник)


3 группа

Взаимодействие алюминия со щелочами

1. В пробирку с очищенной от оксидной пленки гранулой алюминия налить 2-3 мл гидроксида натрия.

2. Описать наблюдения

3. Записать уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия (учебник)

4. Назвать полученные вещества


1 группа

Взаимодействие алюминия с соляной кислотой

1. Добавить гранулу алюминия в пробирку с разбавленной соляной кислотой.

2. Записать наблюдения.

3. Записать уравнение реакции алюминия с соляной кислотой.

4. Назвать полученные вещества.

2 группа

Взаимодействие алюминия с серной кислотой

1. Добавить гранулу алюминия в пробирку с разбавленной серной кислотой.

2. Записать наблюдения.

4. Записать уравнение реакции алюминия с серной кислотой.

5. Назвать полученные вещества.

6. Выяснить, как ведет себя алюминий в концентрированных серной и азотной кислотах (см. учебник)


3 группа

Взаимодействие алюминия со щелочами

1. В пробирку с очищенной от оксидной пленки гранулой алюминия налить 2-3 мл гидроксида натрия.

2. Описать наблюдения

3. Записать уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия (учебник)

4. Назвать полученные вещества

4 группа

Взаимодействие алюминия с кислородом

1. Ознакомиться с теоретическим материалом (см. ниже)

2. Ответить на вопрос: как увидеть реакцию алюминия с кислородом?

3. Проделать реакцию горения порошка алюминия. Для этого зажечь сухое горючее, взять железной ложкой порошок алюминия и осторожно распылять его над пламенем. Отметить признаки горения алюминия. (Не забудьте потушить пламя, накрыв его фарфоровой чашкой!)

3. Напишите уравнение реакции горения алюминия, назовите вещества (учебник)

4. (В конце урока) Где применяют реакцию горения алюминия?

Взаимодействие алюминия с кислородом

Обычно поверхность алюминия всегда покрыта тонким слоем оксида алюминия, который защищает ее от воздействия кислорода воздуха. Поэтому считается, что алюминий не вступает в реакцию с кислородом воздуха.

Если же этот оксидный слой повреждается или удаляется, то свежая поверхность алюминия подвергается воздействию кислорода воздуха (то есть блестящая поверхность темнеет, так как образуется оксид алюминия). 

Алюминий может гореть в кислороде ослепительно белым пламенем с образованием оксида алюминия Al2O3.

Эту реакцию мы наблюдаем при горении бенгальских огней и фейерверков.




4 группа

Взаимодействие алюминия с кислородом

1. Ознакомиться с теоретическим материалом (см. ниже)

2. Ответить на вопрос: как увидеть реакцию алюминия с кислородом?

3. Проделать реакцию горения порошка алюминия. Для этого зажечь сухое горючее, взять железной ложкой порошок алюминия и осторожно распылять его над пламенем. Отметить признаки горения алюминия. (Не забудьте потушить пламя, накрыв его фарфоровой чашкой!)

3. Напишите уравнение реакции горения алюминия, назовите вещества (учебник)

4. (В конце урока) Где применяют реакцию горения алюминия?

Взаимодействие алюминия с кислородом

Обычно поверхность алюминия всегда покрыта тонким слоем оксида алюминия, который защищает ее от воздействия кислорода воздуха. Поэтому считается, что алюминий не вступает в реакцию с кислородом воздуха.

Если же этот оксидный слой повреждается или удаляется, то свежая поверхность алюминия подвергается воздействию кислорода воздуха (то есть блестящая поверхность темнеет, так как образуется оксид алюминия). 

Алюминий может гореть в кислороде ослепительно белым пламенем с образованием оксида алюминия Al2O3.

Эту реакцию мы наблюдаем при горении бенгальских огней и фейерверков.






Лист самоконтроля

Тема «Алюминий»

Ф.И. ___________________


Вид работы

Баллы

Оценка за урок

Тест

0 1 2 3 4 5 6 7 8


Вставьте пропущенные слова


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Характеристика физических свойств алюминия

0 1


Работа в группе

0 1 2 3


20 - 22 балла «Я- молодец», «5»

15 - 19 балла «Мне немножко не хватило… Надо тему доработать», «4»

11 - 14 балла «Не всё получилось, тему доработаю, в следующий раз постараюсь», «3»

_______________________________________________________________________________________


Лист самоконтроля

Тема «Алюминий»

Ф.И. ___________________


Вид работы

Баллы

Оценка за урок

Тест

0 1 2 3 4 5 6 7 8


Вставьте пропущенные слова


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Характеристика физических свойств алюминия

0 1


Работа в группе

0 1 2 3


20 - 22 балла «Я- молодец», «5»

15 - 19 балла «Мне немножко не хватило… Надо тему доработать», «4»

11 - 14 балла «Не всё получилось, тему доработаю, в следующий раз постараюсь», «3»

_____________________________________________________________________________________


Лист самоконтроля

Тема «Алюминий»

Ф.И. ___________________


Вид работы

Баллы

Оценка за урок

Тест

0 1 2 3 4 5 6 7 8


Вставьте пропущенные слова


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Характеристика физических свойств алюминия

0 1


Работа в группе

0 1 2 3


20 - 22 балла «Я- молодец», «5»

15 - 19 балла «Мне немножко не хватило… Надо тему доработать», «4»

11 - 14 балла «Не всё получилось, тему доработаю, в следующий раз постараюсь», «3»





1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях?





2. Какого цвета?





3. Имеет ли блеск?





4. Плотность (лёгкий или тяжёлый металл)





5. Имеет ли алюминий запах?





6. Проявляет ли данный металл пластичность?





7. Проявляет ли данный металл хрупкость?





8. Проявляет ли данный металл эластичность?





9. Растворяется ли в воде при данных условиях?



10. Какова температура плавления?



11. Обладает ли алюминий теплопроводностью?



12. Обладает ли алюминий электропроводностью?



13. Сделайте вывод о виде связи в молекуле алюминия



14. Сделайте вывод о типе кристаллической решётки в молекуле алюминия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!