СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок межпредметных связей с литературой по развивающе-ролевому подходу по теме "Алюминий и его соединения", 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наименование материала: разработка урока по химии.  

ТЕМА: Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов.

Просмотр содержимого документа
«Урок межпредметных связей с литературой по развивающе-ролевому подходу по теме "Алюминий и его соединения", 9 класс»

Автор: Идрисова-Фомина Людмила Ивановна

Должность: учитель химии

Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Школа №9 г. Донецка»

Населенный пункт: г. Донецк, Донецкая Народная

Республика

Наименование материала: разработка урока по химии.

ТЕМА: Алюминий. Характеристика алюминия и его
соединений. Амфотерность оксида и гидроксида

алюминия. Применение алюминия и его сплавов.

Разделы образования: основное общее образование.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: развитие интереса

учащихся к данной теме, постановка проблемных

вопросов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: развитие интереса

учащихся к данной теме, постановка проблемных

вопросов с помощью демонстрации опытов,

ознакомление учащихся с особенностями свойств

алюминия и его соединений с помощью нестандартных

как следствием его строения путем личностно-ролевого

подхода.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развитие наблюдательности,

внимания учащихся, гуманизация личности школьни-

ков, развитие интеллектуальных и коммуникативных

компетентностей, логического мышления, чувства
ответственности, коллективизма при работе в той или

иной роли, химического языка, умение четко выражать

свою мысль, вычленять самое главное и существенное

в излагаемом материале.

ТИП УРОКА: изучения нового материала.

ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальные, групповые по

развивающе-ролевому подходу концепции кандидата

психологических наук,доц. кафедры психологии

ДонНУ ДНР Руденко А.В.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: Алюминиевый

порошок и фольга, бром, йод, сера, раствор соляной

кислоты, пинцет, два химических стакана, тигель,

стеклянный колокол, металлический штатив с лапкой,

спиртовка, AL2 О3, ALCL3, NaOH, Fe2 О3, Mg,

коллекция " Металлы и сплавы", презентация

"Алюминий и его соединения".

На столах у учащихся: образцы алюминия и его

сплавов, растворы NaOH, HCL, AICI3,AL2 O3, пробирки,

штатив.

На доске: " А за окошком в первом инее лежат поля из

алюминия". А.Вознесенский

I.Организация класса. Создание благоприятной

психологической обстановки с помощью смайликов для

определения настроения учащихся, деление учащихся на

группы докладчиков, оппонентов, рецензентов, эруди-

тов, оценщиков, счетчиков, составителей итоогового до-

кумента.

II.Мотивация и актуализация знаний.

Эрудит 1: рассказывает об алюминии в художественной литературе, зачитывает 4-ый сон Веры Павловны в романе Чернышевского "Что делать?". "Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же,- мебель из дерева тут лишь каприз, она для разнообразия, но из чего вся остальная мебель, это кресло,"- говорит старшая царица. - "Эта металли-ческая мебель легче нашей ореховой. Но что это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь есть уже такие серьги, брошки, да, Саша говорит, что рано или поздно алюминий заменит собою дерево, может быть и
камень. Но как же все это богато!" Эрудит 2: рассказывает об истории открытия и получе-ния алюминия, о дороговизне алюминия в сравнении с золотом еще в совсем недавнем времени.
Учитель или ученик-лаборант показывает опыты на демонстрационном столе: а) Взаимодействие алюминия с йодом (катализатор - вода). б) Взаимодействие А12 О3 со щелочью и кислотой. в) Растворение гидроксида алюминия в щелочи и кислоте. Учащиеся: рассматривают образцы алюминия и его сплавов. Эрудит 3: рассказывает о применении алюминия и его сплавов в науке, технике, в быту, в самолетостроении, в судостроении. Оппонент 1: Как же объяснить особые свойства А12 О3 и А1(ОН)3? Проблемный вопрос: Почему оксид алюминия и его гидроксид растворимы в кислотах и в щелочах?

III.Изложение нового материала

Докладчик 1: рассказ о строении атома алюминия (у алюминия на наружном электронном слое находится 3 электрона, поэтому ему присущи не только свойства металлов, но и неметаллов. Алюминий - амфотерен, взаимодействует и с кислотами, и со щелочами.
Показывает опыт взаимодействия алюминия с кислотой, и со щелочью. Учащиеся так же выполняют эти опыты.

Оппонент 1: Какие свойства проявляет алюминий, взаимодействуя со щелочами? Ответ: неметаллические.

Докладчик 2: Освещает химические свойства оксида алюминия – его способность взаимодействовать и с кислотами, и со щелочами.

Оппонент 2: Какие свойства алюминия подчеркивают его амфотерность?

Докладчик 3: Рассказывает о химических свойствах гидроксида алюминия - его
способности растворяться и в кислотах, и в щёлочах:

А1(ОН) з + 3НС1 -- А1С13 + 3Н2 О;

А1(ОН) з + 3Н+ --А13+ + 3Н2О;

А1(ОН) з + NaOH - Na А1(ОН)4;

А1(ОН)з + ОН- --- А1(ОН)4 -.

Оппонент 3: Почему нельзя гидроксид алюминия получить, приливая соль алюминия в щелочь, а нужно делать наоборот? Ответ: Потому, что в избытке щелочи Аl(ОН)з растворится, образовав алюминат, мы не получим осадка гидроксида алюминия.

Оппонент 1: (Вопрос ко всем докладчикам): Какой диалектический закон подтверждает появление амфотерных свойств у алюминия и его соединений, появившихся в связи с накоплением уже трех электронов на наружном электронном уровне? (закон перехода количественных изменений в изменения качественные).

Рецензенты и оценщики рецензируют докладчиков и оппонентов и выставляют им оценки.

Составители итогового документа составляют опорный конспект, отражающий физические и химические свойства алюминия и его соединений, подчеркивая его амфотерность.

Эрудиты: дополняют опорный конспект сведениями о применении алюминия и его соединений в быту и в промышленности.

IV.Обобщение и систематизация полученных знаний



1.Задание для каждой микрогруппы (на скорость и правильность):


Написать уравнения следующих превращений в молекулярном и ионном виде

Na[Al(OH)4]

Al --- А12 Oз --- А1С13 --- А1(ОН) 3 --- А12 О3

Al2(SO4)3 А1


| | |

Al2 (SO4) з


2.Микрогруппы проводят малые блиц-турниры, охва-тывающие строение, физические и химические свойства металлов 1,2,3 групп главных подгрупп.

3.Победители блиц-турниров играют в химическое лото-наоборот: закрыть формулы данных веществ фишками, с которыми будут реагировать эти
вещества:

NaOH; СаС12; Са(ОН)2; К2 О; СаО;

А12 О3; A1(NO3)3; Al; Са; Na;

СаСО3; Na2O; Nad; А1(ОН)3; К2О;

Даны фишки: НС1; КОН; Na2CO3; Н2 SO4;

Н2О; HNO3; P2O5; NaOH;

КОН; Н2 О; NaOH; С12; Н2 О;

НС1; СО2; AgNO3; H2O; H2SO4.

4.Игра "Сапер”: Кто быстрее накроет фишками формулы веществ, которые
реагируют с водой:

Al; СаС12; Na2O; СО2; Р2О5; К; НС1; SiO2; А12О3; КОН; Na;

ЛИТЕРАТУРА


  1. Программа: Химия: 7-9 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю., Старовойтова И.Ю., Науменко В.И., Журбенко В.Е.; ДРИДПО. – Донецк: Истоки, 2016. – 37 с.


2.Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9

класс. – 2-е изд. –

М.: Просвещение, 2016. – 208 с.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!