Автор: Идрисова-Фомина Людмила Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Школа №9 г. Донецка»
Населенный пункт: г. Донецк, Донецкая Народная
Республика
Наименование материала: разработка урока по химии.
ТЕМА: Алюминий. Характеристика алюминия и его
соединений. Амфотерность оксида и гидроксида
алюминия. Применение алюминия и его сплавов.
Разделы образования: основное общее образование.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: развитие интереса
учащихся к данной теме, постановка проблемных
вопросов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: развитие интереса
учащихся к данной теме, постановка проблемных
вопросов с помощью демонстрации опытов,
ознакомление учащихся с особенностями свойств
алюминия и его соединений с помощью нестандартных
как следствием его строения путем личностно-ролевого
подхода.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развитие наблюдательности,
внимания учащихся, гуманизация личности школьни-
ков, развитие интеллектуальных и коммуникативных
компетентностей, логического мышления, чувства
ответственности, коллективизма при работе в той или
иной роли, химического языка, умение четко выражать
свою мысль, вычленять самое главное и существенное
в излагаемом материале.
ТИП УРОКА: изучения нового материала.
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальные, групповые по
развивающе-ролевому подходу концепции кандидата
психологических наук,доц. кафедры психологии
ДонНУ ДНР Руденко А.В.
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: Алюминиевый
порошок и фольга, бром, йод, сера, раствор соляной
кислоты, пинцет, два химических стакана, тигель,
стеклянный колокол, металлический штатив с лапкой,
спиртовка, AL2 О3, ALCL3, NaOH, Fe2 О3, Mg,
коллекция " Металлы и сплавы", презентация
"Алюминий и его соединения".
На столах у учащихся: образцы алюминия и его
сплавов, растворы NaOH, HCL, AICI3,AL2 O3, пробирки,
штатив.
На доске: " А за окошком в первом инее лежат поля из
алюминия". А.Вознесенский
I.Организация класса. Создание благоприятной
психологической обстановки с помощью смайликов для
определения настроения учащихся, деление учащихся на
группы докладчиков, оппонентов, рецензентов, эруди-
тов, оценщиков, счетчиков, составителей итоогового до-
кумента.
II.Мотивация и актуализация знаний.
Эрудит 1: рассказывает об алюминии в художественной литературе, зачитывает 4-ый сон Веры Павловны в романе Чернышевского "Что делать?". "Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же,- мебель из дерева тут лишь каприз, она для разнообразия, но из чего вся остальная мебель, это кресло,"- говорит старшая царица. - "Эта металли-ческая мебель легче нашей ореховой. Но что это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь есть уже такие серьги, брошки, да, Саша говорит, что рано или поздно алюминий заменит собою дерево, может быть и
камень. Но как же все это богато!" Эрудит 2: рассказывает об истории открытия и получе-ния алюминия, о дороговизне алюминия в сравнении с золотом еще в совсем недавнем времени.
Учитель или ученик-лаборант показывает опыты на демонстрационном столе: а) Взаимодействие алюминия с йодом (катализатор - вода). б) Взаимодействие А12 О3 со щелочью и кислотой. в) Растворение гидроксида алюминия в щелочи и кислоте. Учащиеся: рассматривают образцы алюминия и его сплавов. Эрудит 3: рассказывает о применении алюминия и его сплавов в науке, технике, в быту, в самолетостроении, в судостроении. Оппонент 1: Как же объяснить особые свойства А12 О3 и А1(ОН)3? Проблемный вопрос: Почему оксид алюминия и его гидроксид растворимы в кислотах и в щелочах?
III.Изложение нового материала
Докладчик 1: рассказ о строении атома алюминия (у алюминия на наружном электронном слое находится 3 электрона, поэтому ему присущи не только свойства металлов, но и неметаллов. Алюминий - амфотерен, взаимодействует и с кислотами, и со щелочами.
Показывает опыт взаимодействия алюминия с кислотой, и со щелочью. Учащиеся так же выполняют эти опыты.
Оппонент 1: Какие свойства проявляет алюминий, взаимодействуя со щелочами? Ответ: неметаллические.
Докладчик 2: Освещает химические свойства оксида алюминия – его способность взаимодействовать и с кислотами, и со щелочами.
Оппонент 2: Какие свойства алюминия подчеркивают его амфотерность?
Докладчик 3: Рассказывает о химических свойствах гидроксида алюминия - его
способности растворяться и в кислотах, и в щёлочах:
А1(ОН) з + 3НС1 -- А1С13 + 3Н2 О;
А1(ОН) з + 3Н+ --А13+ + 3Н2О;
А1(ОН) з + NaOH - Na А1(ОН)4;
А1(ОН)з + ОН- --- А1(ОН)4 -.
Оппонент 3: Почему нельзя гидроксид алюминия получить, приливая соль алюминия в щелочь, а нужно делать наоборот? Ответ: Потому, что в избытке щелочи Аl(ОН)з растворится, образовав алюминат, мы не получим осадка гидроксида алюминия.
Оппонент 1: (Вопрос ко всем докладчикам): Какой диалектический закон подтверждает появление амфотерных свойств у алюминия и его соединений, появившихся в связи с накоплением уже трех электронов на наружном электронном уровне? (закон перехода количественных изменений в изменения качественные).
Рецензенты и оценщики рецензируют докладчиков и оппонентов и выставляют им оценки.
Составители итогового документа составляют опорный конспект, отражающий физические и химические свойства алюминия и его соединений, подчеркивая его амфотерность.
Эрудиты: дополняют опорный конспект сведениями о применении алюминия и его соединений в быту и в промышленности.
IV.Обобщение и систематизация полученных знаний
1.Задание для каждой микрогруппы (на скорость и правильность):
Написать уравнения следующих превращений в молекулярном и ионном виде
Na[Al(OH)4]
Al --- А12 Oз --- А1С13 --- А1(ОН) 3 --- А12 О3
Al2(SO4)3 А1
| | |
Al2 (SO4) з
2.Микрогруппы проводят малые блиц-турниры, охва-тывающие строение, физические и химические свойства металлов 1,2,3 групп главных подгрупп.
3.Победители блиц-турниров играют в химическое лото-наоборот: закрыть формулы данных веществ фишками, с которыми будут реагировать эти
вещества:
NaOH; СаС12; Са(ОН)2; К2 О; СаО;
А12 О3; A1(NO3)3; Al; Са; Na;
СаСО3; Na2O; Nad; А1(ОН)3; К2О;
Даны фишки: НС1; КОН; Na2CO3; Н2 SO4;
Н2О; HNO3; P2O5; NaOH;
КОН; Н2 О; NaOH; С12; Н2 О;
НС1; СО2; AgNO3; H2O; H2SO4.
4.Игра "Сапер”: Кто быстрее накроет фишками формулы веществ, которые
реагируют с водой:
Al; СаС12; Na2O; СО2; Р2О5; К; НС1; SiO2; А12О3; КОН; Na;
ЛИТЕРАТУРА
Программа: Химия: 7-9 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю., Старовойтова И.Ю., Науменко В.И., Журбенко В.Е.; ДРИДПО. – Донецк: Истоки, 2016. – 37 с.
2.Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9
класс. – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2016. – 208 с.