9
16.11.23г.
№50 Русский язык
Тема: Роль приставок и суффиксов.
Цели урока: закрепление знаний состава слова, наблюдение за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов, учить применять правила при написании слов с приставками и суффиксами, развивать речь учащихся, умение работать в паре, в малой группе, Воспитывать внимательное отношение к слову, создать условия для формирования УУД.
Планируемые результаты:
1) личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса, готовность преодолевать затруднения в обучении;
- формирование таких качеств личности как дружелюбие, осознание ответственности за себя и свои действия;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
2) познавательные:
- формулирование познавательной цели;
- закрепление знаний состава слова, наблюдение за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов.
- сопоставление словообразовательной роли приставок и суффиксов с формообразующей ролью окончания в слове;
- употребление в речи слов с разными приставками и суффиксами.
3) коммуникативные:
- формирование умений ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- формирование умения оценивать свою деятельность;
- воспитание интереса к предмету, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
4) регулятивные:
- целеполагание, планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил и энергии;
- работа по предложенному учителем плану.
Оборудование: карточки, ИКТ
Ход урока
Организация класса
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Значит, грамотно писать
Должен научиться!
– Проверим готовность к уроку
Актуализация знаний
1)Поиграем в игру «Да-нет»
- Слово состоит из предложений (Нет, слово состоит из частей (корень, приставка, суффикс, окончание)).
- Окончание – это изменяемая часть слова (Да).
- Корень – это главная часть слова (Да).
- Суффикс стоит перед корнем (Нет, после корня).
- Есть слова без окончания (Да, например, кофе, метро …).
- Слово может быть без приставки (Да).
- Слово может быть без корня (Нет, это главная часть слова).
- Окончание служит для образования новых слов (Нет, для связи слов в предложении).
- У родственных слов могут быть разные корни (Нет).
- Приставка служит для образования новых слов (Да).
- Оцените себя в листе самооценки
2) Каллиграфическая минутка
Оцените друг друга. (!,+,-)
3)Словарная работа со словарем.
- Ребята, прочитайте слово, а что значит спасибо (благодарность).
- Как нужно писать это слово, найдите в словаре, на с. 141, запишите. Как называются все эти слова? (синонимы)
Самоопределение к деятельности
Загадки
Перед корнем, есть часть слова,
Слитно пишется она,
И при помощи её образуются слова. ( Приставка)
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я, если заменю
Другое слово получу
Обозначу уголком,
Называю домиком. (Суффикс)
- Что вы знаете о приставке? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
- Что вы знаете о суффиксах?
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Закрепим знания о приставке и суффиксе.
Работа по теме урока
1)Работа в группах
1. Первая группа напишет как можно больше приставок,
вторая группа, как можно больше суффиксов.
Назовите приставки:(о-, об-, по-, от-, на-, над-, с-, без-, при-, за-, раз-, рас-, пере-, вы-, в-, у-, под-, до- и др.)
Назовите суффиксы:(ник, -ик, -ок, -чик-, -оньк-, -еньк-, -к-, -н-, -ушк-, -ск-, -ист-, -лив-, -ищ-, -очк- и др.)
- В чем сходство приставок и суффиксов? (Части слова и образуют новые слова). - В чем различие? (Приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня)
2) Работа в парах
Образовать слова из частей слов(пре,крас, н,ый;
по,дар, к, и; вы, ход, ной; про, гул, к,а) -
(прекрасный, подарки, выходной, прогулка)
- Оцените себя в листе самооценки
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
1. Работа с предложением. Что можете сказать про запись.
Одинокая, яркая, звезда, сверкала, над лесами.
Составьте из слов предложение.
(Одинокая яркая звезда сверкала над лесами).
- Разберите предложение.
(По цели высказывания повеств., по интон. невоскл, распростр., есть второст. члены).
- Подчеркните главные члены предложения.
- Разберите по составу слово сверкала.
Проверьте друг у друга запись.
- Оцените себя в листе самооценки
Групповая работа у доски
Распредели слова на три группы.
Ранний, пробежка, переходы, беленький, настенный, отцветёт
Разбери слова по составу.
Золотистый, подберёзовик, пушистая, улетит, солнышко.
- Оцените себя в листе самооценки
Рефлексия
1. Выбери верное утверждение:
Приставка и суффикс - это..
1. Изменяемая часть слова
2. Неизменяемая часть слова
3. Образуют новые слова
4.Служат для связи слов в предложении
2. Что такое приставка?
1. Выбери верное утверждение:
Окончание, корень, приставка, суффикс – это…
1.Части речи
2.Части слова
3.Члены предложения
4.Части текста
- Оцените себя в листе самооценки
Итог урока
- Чем сходны приставка и суффикс?
- Чем они различаются?
- Для чего служит окончание?
- Без чего не может существовать слово?
Домашнее задание
Упражнение по карточке.
Разобрать слова по составу
Карточки
1.Кормушка, козлёнок, цветок, поездка, слон. | 7.Повозка, волчица, волчонок, приход, речку, травкой. |
2.Вкусное, радостный, прибрежный, осенний, посадка. | 8.Зимняя, декабрь, декабрьский пушистое, узенький, удачный, маленький, школьная. |
3.Прилетит, заморозят, припекает, улетят, прибежит. | 9.Воронёнок, моряк. собачка, болотистый, |
4.Оленёнок, избушка, подружка, дождик, снежок, | 10.Походка, коржик, пушок, бабушка, дедушка, вестники, собака, |
5.Звонкая, новенький, дружный, сонный смешной, классный. | 11.Старенький, здоровый, далёкая, мудрое, зелёный, |
Подарит, покатает учит, гонят, отгадают. | 12.Повесит, светит, играет,русская. |
Конспект урока по литературному чтению
Класс, учитель: 4 "А", Гончар Галина Аксентьевна.
Тема урока: А. И. Куприн "Барбос и Жулька".
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель (дидактическая задача): познакомить с жизнью и творчеством А. И. Куприна.
Задачи:
образовательная: раскрыть смысл рассказа А. И. Куприна "Барбос и Жулька", смысл дружбы и верности;
воспитательная: прививать любовь к животным;
развивающая: учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: понимать понятия «автор - рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Познавательные УУД: осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные слова для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.
Предметные УУД: умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.
Оборудование: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.), карточки с заданиями, картинки с изображением разных пород собак.