1. Организационный момент. | Мотивация к учебной деятельности. Создает условия для осознания и осмысления учебной задачи (не с именами прилагательными.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. |
2. Актуализация имеющихся знаний. | 1. Проверка домашнего задания. 2. Орфографическая разминка: рисовать кораллы, алые паруса, лесные фиалки, красный мухомор, разноцветные сыроежки. | Выполняют орфографическую разминку. |
3. Постановка целей и задач. | Сегодня мы с вами познакомимся с прямой речью, научимся расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомним расстановку знаков препинания при обращении, повторим типы предложений по цели высказывания. | Ставят цели и задачи урока. |
4. Работа по теме урока. Первичная проверка понимания изученного. | Работа с учебником. - Откроем учебник на стр.142-143, внимательное прочитайте правила. ПРЯМАЯ РЕЧЬ — это речь какого-либо лица, передаваемая от имени говорящего дословно, без каких бы то ни было изменений. Когда мы с вами говорим, то наши слова являются прямой речью. На письме они выделяются кавычками. Посмотрите на доску. Перед нами схема (слайд 3). Прямая речь выделяется кавычками, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. А: «П». А: «П!» «П»,- а. «П!»- а. Где а-слова автора, а «П»-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи. - Прочитайте текст (слайд 4), определите тему текста. - Как вы думаете, какую из дочерей можно назвать самой заботливой? И почему? - С помощью каких глаголов вводится прямая речь? Проверка задания. - Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. (слайд 5) Проверим (слайд 6). - Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы. (слайд 7). Проверим (слайд 8). - Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В таком случае кавычки ставятся один раз. (слайд 9) | Работают с учебником. Отвечают на вопросы: - запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак. - В тексте рассказывается об отношениях мамы и дочерях. - Самая заботливая дочь - самая младшая, потому что она не говорит, а делом доказывает свою любовь. - Прямая речь вводится с помощью глаголов: сказала, проговорила, щебетала, промолвила, прошептала. Составляют предложения с прямой речью. Составляют предложения с прямой речью. |
6. Физкультминутка. | Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. (слайд 10) | Выполняют физкультминутку. |
7. Закрепление нового материала. | Выполним упражнение № 549. Перепишите предложения с прямой речью, начертите схемы предложений. «Вот она лежит неживая», - подумал о траве Ежик. «П», - а. «Догоняй!» - крикнул Заяц и понесся к реке. «П!» - а. «Отдохнем», - сказал Заяц, и они с Медвежонком шлепнулись на песок. «П», - а. Ежик подошел, сел рядом и спросил: «Грабли есть?» А: «П?» Медвежонок посмотрел вокруг и сказал: «Сделаем». А: «П». Выполним упражнение № 550. Устно. | Письменно выполняют упражнение в тетради, затем проверяем. Схемы выполняют на доске. |