СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку»

Русский язык

Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: создание условий для формирования понятия о собственных и нарицательных именах существительных ;

Задачи:

Образовательные:

 -способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о собственных и нарицательных именах существительных, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях;

- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

Развивающие:

-способствовать развитию речи;

-умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности;

- развитию умения отличать собственные и нарицательные имена существительные; расширению кругозора обучающихся;

Воспитательные:

способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету русскому языку;

-формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала;

- бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи;

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять  интерес к русскому языку; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;  умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные:  умение отличать собственные и нарицательные имена существительные; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи. 

Ход урока

II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь оценку «пять»!

У.: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. ( В разброс слова)Ребенок выходит к доске. Давайте вспомним правило работы у доски

У:Какая пословица у вас получилась?

О.: - Учёба и труд к победам ведут.

У.: - Как вы понимаете эту пословицу?

О.: - Эта пословица означает, что если будешь много трудиться и учиться, то тогда ты добьёшься своей цели.

У.: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.  

III. Актуализация умений и знаний.

1. Проверка домашнего задания.

У.: - Что такое имя существительное?

О.: - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события.

У.: - На какие вопросы отвечает имя существительное?

О.: - Кто? Что?

У.: - А какие бывают имена существительные?

О.: - Одушевленные и неодушевленные.

У.: - Какие имена существительные называются одушевленными?

О.: - Одушевленными называются, те имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?

У.: - А какие имена существительные мы называем неодушевленными?

О.: - К неодушевленным именам существительным мы задаем вопрос Что? Они не обозначают людей и животных.

И сегодня откроем ещё одну тайну имён существительных.

Сначала предлагаю оценить свои знания по этой теме. Заполните лист самооценки ( карточка). Поставьте плюсик возле того названия, которое вам известно

В начале

урока

Знания, умения

В конце урока


Я знаю,  что обозначает имя существительное.



Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное.



Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.



Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные.


У: Ребята, возьмите ваши листы самооценки. Во всех ли строчках вы смогли поставить  + ?

О: Нет

У: В какой строке вы не смогли поставить  + ?

О: В последней

У: Почему?

О: Не изучали эту тему.

«Собственные и нарицательные имена существительные»

У:Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока?

О: Собственные и нарицательные имена существительные

У: Давайте поставим цель урока

О: Познакомиться с собственными и нарицательными именами,

У: Давайте составим план нашего урока: В розброс, ребенок выходит к доске+ правило работы у доски

1. Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными.

2. Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные.

3. Закрепим знания.

Работа в паре.

У: На столе у вас карточки под номером 1. Распределите слова в 3 столбика. Если слово никуда не подходит,  запишите его в тетрадь.

У: Но перед началом работы, давайте вспомним правило работы в паре.

Фёдор, Иванов, дом, Александрович, Михаил, писатель,   Абрамов, Петровна, ученик.

имя

отчество

фамилия










У: Что вы заметили, записывая слова?

В таблице все слова с заглавной буквы, а   тетради со строчной.

У: Откройте учебники на странице 15 и давайте прочитаем правило( Ребенок читает) правило

У: Кто знает,  почему в таблице слова записаны с заглавной буквы?

О: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.

У: Давайте сделаем вывод. Какие имена существительные мы называет собственными и как они пишутся.

О: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.

У: Где можно проверить наш вывод?

О: В учебнике

У: Откройте учебник на странице 15. Просим ребенка прочитать правило

О: Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия(стран, городов, рек, озер, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений-это имена существительные собственные

Остальные имена существительные называются нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга

Работа в группах.

У.: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах(Пересадить детей) Давайте вспомним правило работы в группах

- У вас на парте лежат карточки под номером 2. Вам необходимо распределить слова на 2 группы, собственные и нарицательные

Собственные имена существительные

Нарицательные имена существительные



Слова для справок: Россия, месяц, петух, Незнайка, планета, учительница, Москва, Золушка.       

У.: - Давайте теперь проверим. Что получилось у первой группы Выходите к документ камере. Что получилось у второй группы. Молодцы (пересадить детей обратно)

1. Индивидуальная работа в тетрадях.  

У.: - Возьмите карточку под номером 3. Сейчас вам нужно будет работать самостоятельно. Вам нужно выбирать заглавную или строчную букву из скобок и подчеркнуть, в зависимости от лексического значения слов

У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши. Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля. Денис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов. Алеша (В,в)асильков нарвал букет (В,в)асильков.

У.: - Проверим как вы справились с заданием. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш и проверьте его работу. После проверки поставьте оценку. Если все правильно, то 5, 1-2 ошибки 4, 3-4 это 3 5 и более 2..  

У: В карточке вам встретилось предложение, Денис скворцов смотрел на скворцов. Скажите, а кто такие скворец?

О: Птицы

У: А как мы должны относится к птицам

О: Строить кормушки и тд

У: Скажите, а на каком уроке мы можем узнать информацию о птицах

О: На окружающем мире

У: Какое открытие для себя сегодня сделали? Когда в жизни вам пригодится это открытие?

Подведение итогов

У: Возьмите лист самооценки. Оцените свои знания в конце урока.

У кого в каждой строчке стоит + ? Поднимите руки

У:Какую цель ставили в начале урока?

О: Познакомиться с собственными и нарицательными именами существительными

У: Достигли ли её?

О: Да

Продолжите фразу

Собственные имена существительные обозначают…

Нарицательные имена существительные обознаают

Собственнные имена существительные пишутся с

Нарицательные имена существительные пишутся с …

Рефлексия

Поднимите веселый смайлик, если у вас на уроке сегодня не возникло затруднений и вы усвоили материал и грустный смайлик, если у вас возникли трудности в выполнении заданий, но вы усвоили материал.




Скачать

© 2023, 56 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!