Русский язык
Собственные и нарицательные имена существительные
Цель: создание условий для формирования понятия о собственных и нарицательных именах существительных ;
Задачи:
Образовательные:
-способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о собственных и нарицательных именах существительных, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях;
- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
Развивающие:
-способствовать развитию речи;
-умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитию умения отличать собственные и нарицательные имена существительные; расширению кругозора обучающихся;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету русскому языку;
-формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала;
- бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи;
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение отличать собственные и нарицательные имена существительные; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Ход урока
II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь оценку «пять»!
У.: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. ( В разброс слова)Ребенок выходит к доске. Давайте вспомним правило работы у доски
У:Какая пословица у вас получилась?
О.: - Учёба и труд к победам ведут.
У.: - Как вы понимаете эту пословицу?
О.: - Эта пословица означает, что если будешь много трудиться и учиться, то тогда ты добьёшься своей цели.
У.: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
III. Актуализация умений и знаний.
1. Проверка домашнего задания.
У.: - Что такое имя существительное?
О.: - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события.
У.: - На какие вопросы отвечает имя существительное?
О.: - Кто? Что?
У.: - А какие бывают имена существительные?
О.: - Одушевленные и неодушевленные.
У.: - Какие имена существительные называются одушевленными?
О.: - Одушевленными называются, те имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?
У.: - А какие имена существительные мы называем неодушевленными?
О.: - К неодушевленным именам существительным мы задаем вопрос Что? Они не обозначают людей и животных.
И сегодня откроем ещё одну тайну имён существительных.
Сначала предлагаю оценить свои знания по этой теме. Заполните лист самооценки ( карточка). Поставьте плюсик возле того названия, которое вам известно
В начале урока | Знания, умения | В конце урока |
| Я знаю, что обозначает имя существительное. | |
| Я знаю, на какие вопросы отвечает имя существительное. | |
| Я умею различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
| Я умею различать собственные и нарицательные имена существительные. | |
У: Ребята, возьмите ваши листы самооценки. Во всех ли строчках вы смогли поставить + ?
О: Нет
У: В какой строке вы не смогли поставить + ?
О: В последней
У: Почему?
О: Не изучали эту тему.
«Собственные и нарицательные имена существительные»
У:Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока?
О: Собственные и нарицательные имена существительные
У: Давайте поставим цель урока
О: Познакомиться с собственными и нарицательными именами,
У: Давайте составим план нашего урока: В розброс, ребенок выходит к доске+ правило работы у доски
1. Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными.
2. Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные.
3. Закрепим знания.
Работа в паре.
У: На столе у вас карточки под номером 1. Распределите слова в 3 столбика. Если слово никуда не подходит, запишите его в тетрадь.
У: Но перед началом работы, давайте вспомним правило работы в паре.
Фёдор, Иванов, дом, Александрович, Михаил, писатель, Абрамов, Петровна, ученик.
У: Что вы заметили, записывая слова?
В таблице все слова с заглавной буквы, а тетради со строчной.
У: Откройте учебники на странице 15 и давайте прочитаем правило( Ребенок читает) правило
У: Кто знает, почему в таблице слова записаны с заглавной буквы?
О: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.
У: Давайте сделаем вывод. Какие имена существительные мы называет собственными и как они пишутся.
О: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.
У: Где можно проверить наш вывод?
О: В учебнике
У: Откройте учебник на странице 15. Просим ребенка прочитать правило
О: Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия(стран, городов, рек, озер, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений-это имена существительные собственные
Остальные имена существительные называются нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга
Работа в группах.
У.: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах(Пересадить детей) Давайте вспомним правило работы в группах
- У вас на парте лежат карточки под номером 2. Вам необходимо распределить слова на 2 группы, собственные и нарицательные
Собственные имена существительные | Нарицательные имена существительные |
| |
Слова для справок: Россия, месяц, петух, Незнайка, планета, учительница, Москва, Золушка.
У.: - Давайте теперь проверим. Что получилось у первой группы Выходите к документ камере. Что получилось у второй группы. Молодцы (пересадить детей обратно)
1. Индивидуальная работа в тетрадях.
У.: - Возьмите карточку под номером 3. Сейчас вам нужно будет работать самостоятельно. Вам нужно выбирать заглавную или строчную букву из скобок и подчеркнуть, в зависимости от лексического значения слов
У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши. Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля. Денис (С,с)кворцов смотрел на (С,с)кворцов. Алеша (В,в)асильков нарвал букет (В,в)асильков.
У.: - Проверим как вы справились с заданием. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш и проверьте его работу. После проверки поставьте оценку. Если все правильно, то 5, 1-2 ошибки 4, 3-4 это 3 5 и более 2..
У: В карточке вам встретилось предложение, Денис скворцов смотрел на скворцов. Скажите, а кто такие скворец?
О: Птицы
У: А как мы должны относится к птицам
О: Строить кормушки и тд
У: Скажите, а на каком уроке мы можем узнать информацию о птицах
О: На окружающем мире
У: Какое открытие для себя сегодня сделали? Когда в жизни вам пригодится это открытие?
Подведение итогов
У: Возьмите лист самооценки. Оцените свои знания в конце урока.
У кого в каждой строчке стоит + ? Поднимите руки
У:Какую цель ставили в начале урока?
О: Познакомиться с собственными и нарицательными именами существительными
У: Достигли ли её?
О: Да
Продолжите фразу
Собственные имена существительные обозначают…
Нарицательные имена существительные обознаают
Собственнные имена существительные пишутся с
Нарицательные имена существительные пишутся с …
Рефлексия
Поднимите веселый смайлик, если у вас на уроке сегодня не возникло затруднений и вы усвоили материал и грустный смайлик, если у вас возникли трудности в выполнении заданий, но вы усвоили материал.