СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету "Экономический анализ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический план   урока

по предмету «Экономический анализ»

для студентов  3 курса специальности 0518000 «Учёт и аудит (по отраслям)» учебного заведения технического и профессионального образования

Тема урока «Анализ  производительности труда»

Вид урока - комбинированный

Цели урока:

  1. Обучающая (дидактическая) – изучить понятие и показатели производительности труда, порядок их расчета, значение повышения производительности труда для совершенствования деятельности предприятия, направления анализа производительности  труда и пути её повышения;
  2. Развивающая – способствовать формированию у студентов профессиональных умений  и навыков  проведения  анализа производительности труда на предприятии, развитию экономического  мышления, познавательных  интересов и творческих способностей;
  3. Воспитательная – показать роль экономического  анализа в деле поиска резервов повышения производительности труда на предприятии, воспитание у студентов уважения к профессиональному  труду, ответственности, оперативности, осознанности, аккуратности, быстроты и точности при выполнении экономических  расчетов и проведении их анализа, самостоятельности и способности к самоконтролю учебной  деятельности.

Межпредметные  связи  с «Экономикой предприятия», «Статистикой», «Анализом финансовой  отчетности», «Профессиональным  казахским языком»

Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал

1. Курс лекций по  предмету «Экономический анализ»

2. Вопросы для устного  опроса студентов по вопросам №1, 2, 3, 4  темы 2.4 «Анализ  трудовых  ресурсов промышленного предприятия» методом алфавита (приложение 1)

3. Задачи  для письменного  опроса  студентов  по вопросам  №2, 3, 4 темы 2.4 «Анализ трудовых ресурсов промышленного предприятия» (приложение 2)

4. Справочный материал по расчету показателей производительности труда (приложение 3)

5. Структурно-логическая модель факторного анализа среднегодовой  выработки  одного работника (приложение 4)

6. Типовые задачи №1, 2, 3 для закрепления нового материала (приложение 5)

7. Вопросы для самоконтроля знаний, умений  и навыков по вопросу «Анализ производительности труда»  (приложение 6)

8. Микрокалькуляторы

9. Статистическая отчетность формы 1 т «Отчет по труду» и финансовая отчетность «Отчет о прибылях и убытках»

 

Ход урока

І. Организационная часть  - 3 минуты

  1. Проверка посещаемости студентов
  2. Сообщение темы и целей урока
  3. Ответы на вопросы студентов по домашнему  заданию

ІІ. Актуализация первичного, субъективного опыта  студентов - 17 минут

Проверка качества знаний, умений и навыков по  вопросам №1, 2, 3, 4  темы 2.4 «Анализ трудовых  ресурсов промышленного предприятия»

  1. Устный опрос  студентов методом алфавита (10 человек)
  2. Письменный опрос – решение  задач (12 человек)

(Вопросы и задачи для устного и письменного опроса прилагаются)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности -  5 минут

          На уроке будет изучаться вопрос 5  темы   2.4 «Анализ трудовых ресурсов промышленного предприятия». Велико значение труда в жизни человека. Ведь именно труд создал самого человека.

          Сообщение  о значении и направлениях  анализа  трудовых ресурсов промышленного предприятия»  на казахском и русском языках  студенток Мукановой Аягоз и Кошевой Людмилы.

          Рассматривая вопросы темы, мы очень часто используем основные понятия по труду из учебного  материала других бухгалтерско-экономических дисциплин («Экономики предприятия», «Статистики»). И сегодняшний урок не исключение. Объясните, как Вы понимаете:

  1. Что такое производительность труда?
  2. Какие показатели производительности труда Вам известны?
  3. Каково значение повышения производительности труда на предприятии?

ІV. Изучение нового материала и его первичное усвоение – 20 минут

          Объяснение нового материала  по вопросу «Анализ производительности труда» вести с использованием курса лекций по «Экономическому анализу», справочного  материала по расчету показателей производительности  труда и модели факторного  анализа  среднегодовой  выработки одного работника.

План изучения вопроса:

  1. Понятие производительности труда,  тенденция и значение её изменения
  2. Показатели производительности труда, порядок их расчета
  3. Значение анализа производительности труда
  4. Направления анализа производительности труда на предприятии:

а) общая оценка изменения показателей производительности труда;

б) расчет влияния факторов, связанных с наличием и использованием  трудовых ресурсов, на изменение обобщающих показателей работы предприятия;

в) расчет влияния  факторов  на изменение  среднегодовой  выработки одного рабочего;

г) разработка мероприятий по повышению производительности труда на предприятии.

        Ознакомление  студентов группы с результатами исследовательской работы по проведению сравнительного  анализа  показателей  эффективности  использования  трудовых  ресурсов на предприятиях  города Щучинска в 2013 году (выступление студентки Тетеря Екатерины).

V. Закрепление  нового материала – 30 минут

  1. Решение типовых задач №1 и 3 по анализу производительности труда (прилагаются).
  2. Самоконтроль  студентами  знаний, умений  и навыков  по  вопросу  «Анализ  производительности  труда» (вопросы прилагаются)

VI.  Домашнее  задание - 5  минут

  1. Учить вопрос 5  темы  2.5
  2. Повторять вопросы 1-4 темы 5.4
  3. Решить  типовую  задачу №2

VI I. Подведение итогов урока, самооценка. Рефлексия – 10 минут

  1. Обоснование преподавателем  оценок  качества знаний, умений и навыков студентов  за урок

      2. Оценка степени  выполнения целей урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?   Увидели ли вы практическую значимость занятия для Вашей будущей профессиональной деятельности? Изменилась ли ваша производительность труда, как будущих  экономистов-бухгалтеров? Заполните бланки, находящиеся у вас на столах.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?

 

Какие трудности возникли во время занятия?

 

Эмоциональное состояние в данный момент?

 

Самооценка своей деятельности во время урока

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету "Экономический анализ"»

Учебно-методический план урока

по предмету «Экономический анализ»

для студентов 3 курса специальности 0518000 «Учёт и аудит (по отраслям)» учебного заведения технического и профессионального образования



Тема урока «Анализ производительности труда»


Вид урока - комбинированный


Цели урока:

  1. обучающая (дидактическая) – изучить понятие и показатели производительности труда, порядок их расчета, значение повышения производительности труда для совершенствования деятельности предприятия, направления анализа производительности труда и пути её повышения;

  2. развивающая – способствовать формированию у студентов профессиональных умений и навыков проведения анализа производительности труда на предприятии, развитию экономического мышления, познавательных интересов и творческих способностей;

  3. воспитательная – показать роль экономического анализа в деле поиска резервов повышения производительности труда на предприятии, воспитание у студентов уважения к профессиональному труду, ответственности, оперативности, осознанности, аккуратности, быстроты и точности при выполнении экономических расчетов и проведении их анализа, самостоятельности и способности к самоконтролю учебной деятельности.


Межпредметные связи с «Экономикой предприятия», «Статистикой», «Анализом финансовой отчетности», «Профессиональным казахским языком»


Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал

1. Курс лекций по предмету «Экономический анализ»

2. Вопросы для устного опроса студентов по вопросам №1, 2, 3, 4 темы 2.4 «Анализ трудовых ресурсов промышленного предприятия» методом алфавита (приложение 1)

3. Задачи для письменного опроса студентов по вопросам №2, 3, 4 темы 2.4 «Анализ трудовых ресурсов промышленного предприятия» (приложение 2)

4. Справочный материал по расчету показателей производительности труда (приложение 3)

5. Структурно-логическая модель факторного анализа среднегодовой выработки одного работника (приложение 4)

6. Типовые задачи №1, 2, 3 для закрепления нового материала (приложение 5)

7. Вопросы для самоконтроля знаний, умений и навыков по вопросу «Анализ производительности труда» (приложение 6)

8. Микрокалькуляторы

9. Статистическая отчетность формы 1 т «Отчет по труду» и финансовая отчетность «Отчет о прибылях и убытках»


Ход урока


І. Организационная часть - 3 минуты

  1. Проверка посещаемости студентов

  2. Сообщение темы и целей урока

  3. Ответы на вопросы студентов по домашнему заданию


ІІ. Актуализация первичного, субъективного опыта студентов -17 минут

Проверка качества знаний, умений и навыков по вопросам №1, 2, 3, 4 темы 2.4 «Анализ трудовых ресурсов промышленного предприятия»

  1. Устный опрос студентов методом алфавита (10 человек)

  2. Письменный опрос – решение задач (12 человек)

(Вопросы и задачи для устного и письменного опроса прилагаются)


ІІІ. Мотивация учебной деятельности - 5 минут

На уроке будет изучаться вопрос 5 темы 2.4 «Анализ трудовых ресурсов промышленного предприятия». Велико значение труда в жизни человека. Ведь именно труд создал самого человека.

Сообщение о значении и направлениях анализа трудовых ресурсов промышленного предприятия» на казахском и русском языках студенток Мукановой Аягоз и Кошевой Людмилы.

Рассматривая вопросы темы, мы очень часто используем основные понятия по труду из учебного материала других бухгалтерско-экономических дисциплин («Экономики предприятия», «Статистики»). И сегодняшний урок не исключение. Объясните, как Вы понимаете:

  1. Что такое производительность труда?

  2. Какие показатели производительности труда Вам известны?

  3. Каково значение повышения производительности труда на предприятии?



ІV. Изучение нового материала и его первичное усвоение – 20 минут

Объяснение нового материала по вопросу «Анализ производительности труда» вести с использованием курса лекций по «Экономическому анализу», справочного материала по расчету показателей производительности труда и модели факторного анализа среднегодовой выработки одного работника.


План изучения вопроса:

  1. Понятие производительности труда, тенденция и значение её изменения

  2. Показатели производительности труда, порядок их расчета

  3. Значение анализа производительности труда

  4. Направления анализа производительности труда на предприятии:

а) общая оценка изменения показателей производительности труда;

б) расчет влияния факторов, связанных с наличием и использованием трудовых ресурсов, на изменение обобщающих показателей работы предприятия;

в) расчет влияния факторов на изменение среднегодовой выработки одного рабочего;

г) разработка мероприятий по повышению производительности труда на предприятии.

Ознакомление студентов группы с результатами исследовательской работы по проведению сравнительного анализа показателей эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях города Щучинска в 2013 году (выступление студентки Тетеря Екатерины).



V. Закрепление нового материала – 30 минут

  1. Решение типовых задач №1 и 3 по анализу производительности труда (прилагаются).

  2. Самоконтроль студентами знаний, умений и навыков по вопросу «Анализ производительности труда» (вопросы прилагаются)


VI. Домашнее задание - 5 минут

  1. Учить вопрос 5 темы 2.5

  2. Повторять вопросы 1-4 темы 5.4

  3. Решить типовую задачу №2


VI I. Подведение итогов урока, самооценка. Рефлексия – 10 минут

  1. Обоснование преподавателем оценок качества знаний, умений и навыков студентов за урок

2. Оценка степени выполнения целей урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Увидели ли вы практическую значимость занятия для Вашей будущей профессиональной деятельности? Изменилась ли ваша производительность труда, как будущих экономистов-бухгалтеров? Заполните бланки, находящиеся у вас на столах.


Рефлексия

Что понравилось на уроке?
Какие трудности возникли во время занятия?
Эмоциональное состояние в данный момент?
Самооценка своей деятельности во время урока



Приложение 1


Вопросы

для устного опроса студентов по вопросам «Значение и источники для анализа трудовых ресурсов предприятия», «Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой», «Анализ движения и текучести кадров» и «Анализ уровня квалификации рабочих» методом алфавита



И 1. Источники данных для анализа трудовых ресурсов предприятия

З 2. Значение анализа уровня квалификации рабочих

3. Значение и направления анализа трудовых ресурсов предприятия

К 4. Классификация трудовых ресурсов предприятия

М 5. Методика анализа уровня квалификации рабочих на

предприятии

6. Мероприятия по закреплению рабочей силы на предприятии

Н 7. Направления анализа обеспеченности предприятия рабочей силой

О 8. Общая оценка обеспеченности предприятия рабочей силой:

как она даётся?

П 9. Показатели движения и текучести кадров на предприятии,

порядок их расчёта

10.Показатели по труду и заработной плате


Приложение 2


Задачи для письменного опроса студентов по вопросам

«Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой», «Анализ движения и текучести кадров» и «Анализ уровня квалификации рабочих»



1. Дайте общую оценку обеспеченности предприятия рабочими в 2013 году

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

план

отчёт

план

отчёт

1.Среднесписочная численность рабочих, человек

2. Валовая продук-ция, тыс. тенге



50


23500



55


24520



73


36700



74


39000



2. Проанализируйте уровень квалификации рабочих предприятия в 2012-2013 годах

Номер тарифного разряда

Численность рабочих, человек

Вариант 1

Вариант 2

2012 год

2013 год

2012 год

2013 год

1

2

3

4

5

6


5

10

14

18

21

5

4

12

13

24

16

4

2

8

15

18

15

4

-

6

17

20

17

5


3. Проанализируйте движение и текучесть кадров на предприятии в 2013 году

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

  1. Численность работников на начало года, человек


53


84

  1. Принято, человек


8

16

  1. Выбыло, человек

в том числе по собственному желанию

за нарушение трудовой дисциплины


14

8

2

22

12

3





Приложение 3

Справочный материал

по расчету показателей производительности труда





тенге (до сотых) →↑




тенге (до сотых) →↑




тенге (до сотых) →↑


2 способ расчёта:



тенге (до сотых) →↑



тенге (до сотых) →↑


2 способ расчёта:



тенге (до сотых) →↑





Приложение 4

Структурно-логическая модель

факторного анализа среднегодовой выработки одного работника


Приложение 5

Типовые задачи для закрепления нового материала

по вопросу «Анализ производительности труда»



Задача 1. Дайте общую оценку выполнения плана и динамики показателей производительности труда на предприятии в 2012-2013 годах


Показатели производительности труда на предприятии в 2012-2013 годах




Показатели


2012 год

2013 год

Отклонения

(+;-)

% вы-

пол-не-

ния

пла-на

Темп

рос-та, %

план

отчет

от

пла-на

от

2012года

1.Доход от реализации продукции, тыс. тенге

326030

343130

357710





2.Среднесписочная

численность рабочих,

человек

65

65

67





3.Среднегодовая выработка 1 рабочего, тенге








4.Среднее число дней, отработанных 1 рабочим

286

290

288





5.Среднедневная выра-

ботка 1 рабочего, тенге








6.Продолжительность рабочего дня, часы

7,6

8,0

7,5





7.Среднечасовая выработка 1 рабочего, тенге











Задача 2. Рассчитайте влияние изменения среднесписочной численности рабочих и среднегодовой выработки 1 рабочего на выполнение плана по доходу от реализации продукции на предприятии в 2013 году

Таблица для исходных данных

Показатели

план

отчёт

Откл. (+,-)

1.Доход от реализации продукции, тыс. тенге

2.Среднесписочная численность рабочих, человек

3.Среднегодовая выработка 1 рабочего, тенге








Задача 3. Рассчитайте влияние изменения отдельных факторов на выполне-ние плана по среднегодовой выработке 1 рабочего на предприятии в 2013 году

Таблица для исходных данных

Показатели

план

отчёт

Откл. (+,-)

1.Среднегодовая выработка 1 рабочего, тенге

2.Среднее число дней, отрабо-танных 1 рабочим

3.Продолжительность рабочего дня, часы

4.Среднечасовая выработка

1 рабочего, тенге







Таблица для цепных подстановок

Этапы расчёта

факторы

Обобща-ющий

показа-

тель –

средне-годовая выработка 1 рабоче-го,тенге

Откл. от преды-дущего расчёта (+,-)

Причина отклонения

Измене-

ние сред-

него числа дней, отрабо-танных 1 рабочим

Измене-

ние про-должитель-ности рабочего дня

Измене-

ние средне-часовой выработ-ки 1 ра-бочего

1







2







3







4







всего

-

-

-

-

?

-


Приложение 6

Вопросы для самоконтроля знаний, умений и навыков студентов

по вопросу «Анализ производительности труда»



  1. Понятие производительности труда, тенденция её изменения

  2. Показатели производительности труда на предприятии, порядок их расчёта

  3. Значение анализа производительности труда

  4. Направления анализа производительности труда

  5. Факторы, связанные с наличием и использованием трудовых ресурсов, влияющие на изменение валовой, товарной продукции или дохода от реализации продукции

  6. Факторы, влияющие на изменение среднегодовой выработки 1 рабочего

  7. Мероприятия по повышению производительности труда


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!