СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе для учащихся в школе 1-2 вида. Используются специальные виды работ для слабослышащих учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"»

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

г.о. Электросталь Московской области









Открытый урок по литературе

в 7А классе (гл.)

(22.10.2011г.)



М.М. Пришвин «Кладовая солнца»






Виноградова О.П.,

учитель русского языка и литературы





2011-2012 учебный год




Виноградова Ольга Павловна

Предмет: русская литература

Класс: 7

Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.


Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Викторина 

Тесты

Методические приемы:  беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из сказки-были, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.



Ход урока.

1.Организационный момент.

Установка на хорошее говорение.


Фонетическая зарядка.

Дифференциация звуков с-з.

(Слайд № 1-3)

Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим изучать сказку-быль М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Запишем тему урока и эпиграф к нему. Одухотворение природы в произведении.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».(М.М.Пришвин)

2.Проверка домашнего задания.

Цель: проверить знание и понимание произведения «Кладовая солнца»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

1. Ответить на вопросы викторины.

( Слайд № 4-5) (Приложение №1)



2. По страницам сказки-были. ( Слайд № 6-14)




3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные: выявление способов одухотворения природы, ее участие в судьбе детей; усвоение нового в процессе анализа текстов. Развивающие: создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: развитие культуры речи, развитие интереса к изучению сказки-были; воспитание чуткости и любви к природе.


- Ребята, мы с вами прошлись по страницам сказки-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.

Одухотворение природы в произведении.

— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

(Потому что главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.)
- Кто же они, герои сказки-были?

( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик)

- Почему мы включили в этот список растения и животных?

( Они являются участниками событий, многим даны имена.)

Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?

(целебные ягоды и травы, грибы и т.д.)

- Природа в сказке-были действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой.

- Мы с вами уже прочитали отрывок « Сросшиеся деревья» о сосне и ели.

Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу?

(Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.)

Слепая елань - опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения.

(«холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»).

Найти отрывок прочитать.

- Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?

(Олицетворение)

- Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения?

( Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань) 

Как автор называет природу?

( Великий храм)

Что хочет сказать нам автор о природе? 

( В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.)

Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.

Подводя итог, мы можем отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.

4.Закрепление темы.

Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.

Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)

  1. Самостоятельная работа учащихся (Приложение №2)

Тесты №1-15 (Слайд № 15-20) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)




  1. Проверка самостоятельной работы (Приложение №3)

(Самостоятельная проверка работы по тестированию

(Слайд №21), подведение итога работы.)

5.Задание на дом.

Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.

- Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:

Почему М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью? По каким признакам это произведение можно отнести к жанру повести?

Приложение №1

Викторина.

  1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. (Курымушка)

  2. Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? (Птицелов, пчеловод, охотник по прозвищу Гусек)

  3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? (1945)

  4. Как первоначально называлась сказка-быль? ( «Друг человека»)

  5. Какие деревья боролись между собой в произведении? (ель и сосна)

  6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша? (за клюквой)

  7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. (Зорька, Дочка, Дереза, Петя, Хрен)

  8. Какому делу выучился Митраша у отца? ( выучился бондарскому ремеслу)

  9. О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? (о компасе)

10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? (шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, большие черные мухи, громадная змея)

11.Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? (лиса)

12.Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома? (Настя отдала всю свою целебную ягоду)

Приложение №2

Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

  1. Жанр произведения:

а) повесть;

б) сказка;

в) сказка-быль.

2. Название произведения означает, что речь в нём идет:

а) о богатых залежах торфа на болотах;

б) о душевном богатстве людей;

в) о богатом и животном мире лесов.

3. В произведении описываются события:

а) времён первой мировой войны;

б) периода Великой Отечественной войны;

в) наших дней.

4. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;

б) взаимоотношения между людьми;

в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

5. Повествование в произведении ведется от лица:

а) Митраши и Насти;

б) геологов;

в) жителей деревни.

6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:

а) прекрасное равенство;

б) бесспорное первенство сестры;

в) преимущество брата.

7. Смысл истории сосны и ели:

а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;

в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.

8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:

а) люди, попав в неё, теряли зрение;

б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;

в) внешне она никак не отличалась от остального болота.

9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:

а) других;

б) себя;

в) природы.

10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:

а) принципа «Один за всех и все за одного»;

б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;

в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».

11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о её собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко.

12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил:

а) антитезу;

б) аллегорию;

в) сравнение.

13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:

а) антитеза;

б) сравнение;

в) гипербола.

15. В отрывке: « Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:

а) гипербола;

б) олицетворение;

в) метафора.

Приложение №3

4. Ответы:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

б

б

а

а

а

в

в

б

б

а

в

а

б

б



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!