Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
г.о. Электросталь Московской области
Открытый урок по литературе
в 7А классе (гл.)
(22.10.2011г.)
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Виноградова О.П.,
учитель русского языка и литературы
2011-2012 учебный год
Виноградова Ольга Павловна
Предмет: русская литература
Класс: 7
Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Викторина
Тесты
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из сказки-были, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Установка на хорошее говорение.
Фонетическая зарядка.
Дифференциация звуков с-з.
(Слайд № 1-3)
Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучать сказку-быль М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Запишем тему урока и эпиграф к нему. Одухотворение природы в произведении.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».(М.М.Пришвин)
2.Проверка домашнего задания.
Цель: проверить знание и понимание произведения «Кладовая солнца»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
1. Ответить на вопросы викторины.
( Слайд № 4-5) (Приложение №1)
2. По страницам сказки-были. ( Слайд № 6-14)
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: выявление способов одухотворения природы, ее участие в судьбе детей; усвоение нового в процессе анализа текстов. Развивающие: создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: развитие культуры речи, развитие интереса к изучению сказки-были; воспитание чуткости и любви к природе.
- Ребята, мы с вами прошлись по страницам сказки-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.
Одухотворение природы в произведении.
— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?
(Потому что главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.)
- Кто же они, герои сказки-были?
( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик)
- Почему мы включили в этот список растения и животных?
( Они являются участниками событий, многим даны имена.)
Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?
(целебные ягоды и травы, грибы и т.д.)
- Природа в сказке-были действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой.
- Мы с вами уже прочитали отрывок « Сросшиеся деревья» о сосне и ели.
Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу?
(Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.)
Слепая елань - опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения.
(«холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»).
Найти отрывок прочитать.
- Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?
(Олицетворение)
- Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения?
( Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань)
Как автор называет природу?
( Великий храм)
Что хочет сказать нам автор о природе?
( В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.)
Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.
Подводя итог, мы можем отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.
4.Закрепление темы.
Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.
Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)
Самостоятельная работа учащихся (Приложение №2)
Тесты №1-15 (Слайд № 15-20) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)
Проверка самостоятельной работы (Приложение №3)
(Самостоятельная проверка работы по тестированию
(Слайд №21), подведение итога работы.)
5.Задание на дом.
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.
- Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:
Почему М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью? По каким признакам это произведение можно отнести к жанру повести?
Приложение №1
Викторина.
Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. (Курымушка)
Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? (Птицелов, пчеловод, охотник по прозвищу Гусек)
Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? (1945)
Как первоначально называлась сказка-быль? ( «Друг человека»)
Какие деревья боролись между собой в произведении? (ель и сосна)
За какой ягодой отправились Настя и Митраша? (за клюквой)
Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. (Зорька, Дочка, Дереза, Петя, Хрен)
Какому делу выучился Митраша у отца? ( выучился бондарскому ремеслу)
О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? (о компасе)
10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? (шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, большие черные мухи, громадная змея)
11.Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? (лиса)
12.Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома? (Настя отдала всю свою целебную ягоду)
Приложение №2
Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
Жанр произведения:
а) повесть;
б) сказка;
в) сказка-быль.
2. Название произведения означает, что речь в нём идет:
а) о богатых залежах торфа на болотах;
б) о душевном богатстве людей;
в) о богатом и животном мире лесов.
3. В произведении описываются события:
а) времён первой мировой войны;
б) периода Великой Отечественной войны;
в) наших дней.
4. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
5. Повествование в произведении ведется от лица:
а) Митраши и Насти;
б) геологов;
в) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
7. Смысл истории сосны и ели:
а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;
в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
а) люди, попав в неё, теряли зрение;
б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;
в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:
а) других;
б) себя;
в) природы.
10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:
а) принципа «Один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о её собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил:
а) антитезу;
б) аллегорию;
в) сравнение.
13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:
а) антитеза;
б) сравнение;
в) гипербола.
15. В отрывке: « Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
а) гипербола;
б) олицетворение;
в) метафора.
Приложение №3
4. Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
в | б | б | а | а | а | в | в | б | б | а | в | а | б | б |
7