2. в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности
3. в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества
Предметные: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Личностные УУД: развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;
Познавательные УУД: формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
Коммуникативные УУД: строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте), других обучающихся, сотрудничать со взрослыми и сверстниками; повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Регулятивные УУД: принимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие.
1. Самоопределение к деятельности.
2. Словарная работа.
3. Фиксация темы урока.
4. Работа с текстом. Притча.
5. Обсуждение прочитанного и размышления.
6. Физкультминутка.
7. Работа с пословицами.
8. Рефлексия. Синквейн.
9. Итог урока.
Основные этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД Деятельность ученика |
1. Самоопределение к деятельности | Учитель: Дорогие ребята! Сегодня я приготовила для вас шкатулку с волшебным даром. Она не пустая. Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Слово это серьёзное, главное ,важное То, что значит оно, Очень нужно для каждого . Это качество в сердце У многих живёт И о боли других Позабыть не даёт. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье На помощь прийти Вновь и вновь. И оно поважнее, Чем лица красота. Это наших сердец (доброта). - Как вы думаете, о чём сегодня на занятии мы будем говорить? Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей) | Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
2. Словарная работа | - А зачем людям нужна доброта? (Ответы ребят). Микро-вывод: доброта помогает в жизни, делает жизнь легче и безопаснее. - Назовите антоним к слову «Добро» (ответы детей – зло) А теперь давайте узнаем значения этих слов по словарю С.И.Ожегова. Работаем по группам: 1 группа – понятие «добро», 2 – понятие «зло». С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”. С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”. | Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ Коммуникативные УУД: групповая работа. |
3. Фиксация темы урока | - Прочитайте высказывания. Подумайте, о чём сегодня на уроке мы будем говорить. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский Добро и зло - это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить. П. Буаст | |
4. Работа текстом. Притча. | -Прочитайте притчу «Два волка»: Когда-то давно мудрец открыл своему внуку одну жизненную истину: – В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Мудрец едва заметно улыбнулся и ответил: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. | Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других. |
5. Обсуждение прочитанного и размышления. | - Как вы понимаете последнюю фразу мудреца? - Какого волка кормите вы? Чем именно вы его кормите? (ответы детей – добрыми делами, добрыми поступками, …) Посмотрите на слайд. Распределите качества человека на 2 группы и обоснуйте свой выбор. - По какому признаку разделили слова? | Коммуникативные УУД: парная работа. |
7. Работа с пословицами. | Пословицы недаром появляются. Без них прожить никак нельзя, Они великие помощницы И в жизни – верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то научают И от беды нас берегут. - Составь пословицы, соединяя правую и левую части. Д оброе слово лечит, что дождь в засуху. Д оброе слово человеку, а зло – забывай. К то любит добрые дела, а злое – калечит. Х удо тому, тому и жизнь мила. Добро помни, кто добра не делает никому. – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? КАМЕШКИ Учила меня бабушка: Живем под одним небушком, Швырнули в тебя камешком – Ответь на него хлебушком. Всегда стараясь следовать Советам своей бабушки, Порой, в ответ на хлебушек, Вновь получал я камешки. Но все же не озлобился, Проникся этой мудростью: В добре удача кроется, А не в злобливой глупости. Уже и сам я дедушка, Не за горами краешек. Учу я внука: “Хлебушек Подай в ответ на камешек”. | Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, парная работа Заранее подготовленный ученик – читает. |
8. Рефлексия. Синквейн. | - Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? - А можно ли стать добрым на время? - Что вы хотели бы пожелать друг другу? - Что нового узнали о добре и зле? - Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? - Почему важно бороться со злом? Составьте синквейн. Правила составления синквейна лежат перед вами 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме) | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль |
9. Итог урока. Самооценка | - А знаете ли вы, что существует памятник доброте? Символом мира и доброты стал Одуванчик, потому что его образ созвучен с миссией – сеять добро на Земле. При малейшем дуновении белоснежные семена - зонтики цветка - мгновенно разлетаются в разные стороны, давая новые всходы. Шапочка "одуванчика" выполнена из ладошек, которые образуют форму шара, символизируя планету Земля. Широко распахнутые ладони и глаза, смотрящие во вне, говорят об искренности и чистоте намерений, совершаемых, когда мы идем на встречу друг к другу. Детям раздаются листочки с изображением одуванчика. Методом пальчиковой терапии они дорисовывают «оживляют» цветок под музыку «Дорогою добра». | Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге |
Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М. Просвещение, 1990.
Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
http://www.stihi.ru/2008/07/15/546 стихотворение “Камешки”.
Использованы ресурсы сети Интернет.