II | Мотивационно-целевое полагание: 1. Определение темы урока. 2. Целеполагание | Тема нашего урока состоит из двух простых и очень знакомых вам слов. Я приготовила для вас три подсказки, попробуйте угадать с их помощью первое из этих слов. Итак, - Большинство людей на Земле считают, что его должно быть намного больше. (Выслушивает мнение всех желающих) Вторая подсказка: - С давних времён люди считают солнце - источником тепла. Его источником с давних времён люди считают маму. (Выслушивает мнение) И, наконец, последняя подсказка: - В сказках оно всегда побеждает. (Подводит итог): Итак, подберите антоним к слову «добро», и вы узнаете тему нашего урока. | Высказывают свои мнения. (Здоровья, счастья, богатства, мира и др.) Высказывают свои мнения. Определяют тему урока. «Добро и зло». (1 слайд презентации) | Личностные УУД. Коммуникативные. Данный момент учителем может быть использован: - Во-первых, для развития речи ребёнка. Так, например, слова мир и богатство подходят к данной формулировке, а слова деньги и безопасность нет, потому, что эти существительные нельзя заменить местоимением его. - Во-вторых, для изучения личностных приоритетов ребёнка, знакомства с его жизненными ценностями. Например, выбор ребёнком понятия «здоровье» может послужить сигналом для учителя о проблемах ребёнка, его тревожности по этому поводу. Данная подсказка, не сработав, пригодится при обсуждении нравственных вопросов, для привлечения жизненного опыта учащихся. |
III | Введение в тему: Работа с источниками информации. Построение гипотезы Работа с источниками информации Проблемная ситуация Работа с источниками информации. | (Предлагает прочитать рассказ В.Сухомлинского) - Я хочу начать наш разговор о добре и зле, предложив вам прочитать письмо, написанное в прошлом веке. Кто его автор? На этот вопрос вы сами ответите, прочитав подпись. - Я назвала этот текст письмом, вы согласны с моим утверждением? - Да, в этом тексте нет приветствия, обращения, это не письмо. Но в нём содержатся очень важные мысли, которые Василий Александрович хотел передать нам, жителям 21 века. - Вы обратили внимание, что у этого текста есть название? - О каком человеке можно сказать «обыкновенный человек»? Можно ли назвать спасателя или олимпийского чемпиона обыкновенным человеком?) (Выслушивает мнение всех желающих, уточняет формулировку) Обыкновенный человек не отличается особой внешностью, способностями, не выделяется своим поведением или поступками. Можно сказать, что у него всё в норме. Поэтому про обыкновенного человека можно сказать «нормальный человек». - Как вы думаете, судя по названию, о ком или о чём пойдёт речь в рассказе? Выслушивает мнение всех желающих. Распределяет роли. Следит за чтением. - Подтвердилась ли наша гипотеза о том, что в рассказе речь пойдёт именно про обыкновенного человека? (Совершенно верно, рассказ не про героя, не про артиста) - Значит человек, которого дед назвал обыкновенным, ничем не отличался от других? - Но мы с вами решили, что обыкновенный человек не должен отличаться от других. Так обыкновенный человек этот последний персонаж или нет? Давайте подумаем вот о чём. Кто главный герой рассказа? - Как вы думаете его можно назвать мудрым? - Можете подтвердить свой ответ словами из рассказа? (Выслушивает мнение всех желающих, уточняет) Совершенно верно, старик был наблюдательным, у него был большой жизненный опыт, он часто общался с разными людьми. И по его мудрому разумению, делать добро – это норма. Поэтому человек, делающий добро – это нормальный или, как сказал дед, обыкновенный человек. Видите, как важно для каждого человека разобраться в вопросе: что такое добро и что такое зло. | Ученики участвуют в диалоге с учителем, выдвигают свои версии. Ученики участвуют в диалоге. Читают рассказ по ролям. Следят за чтением. Зачитывают выбранные из текста отрывки. Ученики участвуют в диалоге с учителем, выдвигают свои версии. «Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда» | (Раздаточный материал). Познавательные УУД. (2 слайд презентации) Василий Александрович Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Личностные. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Личностные. Коммуникативные УУД. |
IV | Изучение новой темы. Физкультминутка Работа с текстом учебника. Творческая работа. Работа в группах Работа с источниками информации. Работа в парах. Итог. | - А как можно узнать какой поступок добрый, а какой нет, по каким признакам определить, где добро, а где зло? (Выслушивает мнение всех желающих). - А где можно проверить правильность ваших ответов? - Что общего во всех формулировках? - Потренируемся делать положительное, хорошее, полезное? (- Попробуй не наступить, а уступить. - Не захватить, а отдать. - Не кулак показать, а протянуть ладонь. - Не спрятать, а поделиться. - Не кричать, а выслушать. - Не разорвать, а склеить) - Обратите внимание, какое слово добавляет к определению добра Л.Н.Толстой. Что означает – бескорыстное? - Прочитайте определение добра. (Стр.12, 2 абзац). Как названо добро в этом определении? - Что такое ценность? - Обратите внимание, добро названо нравственной или духовной ценностью, то есть ни продать, ни подарить её нельзя. В чём же ценность добра для того, кто его творит? Обращаю внимание на последнюю формулировку 3 слайда. Я предлагаю вам понаблюдать за хорошо знакомым вам героями. Попробуйте сосчитать, сколько добрых поступков успели совершить герои мультфильма. (Выслушивает мнения). - Какое настроение было у Маши, когда она угощала Медведя? - А вы когда-нибудь испытывали радость после совершения доброго поступка? Подводит итог: Человек, совершающий добрый поступок доволен собой (удовлетворён своим поведением). Повышается его самооценка, улучшается настроение, отношение к окружающему миру. Кроме того, к нему тянутся люди. Ведь с добрым человеком приятнее общаться, чем со злым, согласитесь. Видите, как обогащается внутренний мир человека, совершающего добрые поступки. А что же происходит с внутренним миром людей, совершающих зло? Обратите внимание на мнение выдающегося мыслителей Дидро, поэтов Ювенала, Кабуса. Что разрушает счастье людей, совершающих злые поступки? Прочитайте 4 абзац на странице 13. Расскажите, что такое зло, приведите наиболее распространённые примеры зла. - Вот и подошёл к концу наш разговор о добре и зле. На следующем уроке мы продолжим разговор на эту сложную, но очень важную тему. | Ученики участвуют в диалоге с учителем. Прочитывают информацию на слайде. Вместе с учителем изображают называемые действия Ученики участвуют в диалоге. Самостоятельное чтение абзаца. Чтение подготовленного ученика. Ученики участвуют в диалоге с учителем. Смотрят мультфильм. Обсуждение в группах. Участвуют в диалоге с учителем Участвуют в диалоге. Прочитывают информацию на слайде. Прочитывают информацию на слайде. Ученики участвуют в в диалоге с учителем Самостоятельное чтение абзаца. Ответы на вопросы | Познавательные УУД. Личностные. Коммуникативные УУД. Обращает внимание на словари. Слайд презентации Добро: Толковый словарь Ожегова.
Всё положительное, хорошее полезное. Толковый словарь Даля. В духовном значении благо, что честно и полезно, Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. Переход к следующему слайду Л.Н.Толстой "…Добро – это все положительное, хорошее, полезное, бескорыстное" Переход к предыдущему слайду. Обращаю внимание на последнюю формулировку. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу. «Маша и Медведь. Серия «День варенья» Познавательные УУД. Личностные. Коммуникативные УУД. Слайд презентации «Н Слайд презентации «Ни один злой человек не бывает счастлив» Ювенал «Жизнь злых людей полна тревог» Д Дидро «Если не хочешь знать страха, не делай зла» Кабус |