СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру на тему: "Разнообразие растений".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

   1) Познакомить с разнообразием растительности Земли возможностью её существования в разной природной среде.

   2) Развивать познавательные способности, наблюдательность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, воображение и образное мышление.

   3) Воспитывать любовь к природе, любовь  к Родине.

 

Оборудование урока:

Наглядные пособия

       - гербарий дикорастущих растений;

       - настенная карта «Природные зоны России»;

       - карточки с тестами для индивидуальной работы;

       - рисунок «Деревья, кустарники, травянистые растения»;

       - иллюстрации сред обитания дикорастущих растений (лес, луг

         водоём, горы);

       - иллюстрации растений- символов: тюльпана, кактуса,

         лотоса, клёна;

       - карточки с названиями растений-символов.

       - флажки-отметки стран: России, Нидерландов, Канады, Индии, 

          Мексики.

Технические средства

       - аудиозапись «Голоса птиц»;

       - комнатный фонтан.

       - видеофильм «Южный Урал»;

       - CD диск группы «Любэ» «Рассея», песня «Берёзы»;

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему: "Разнообразие растений".»

Урок окружающего мира.



Тема: Какие растения живут на Земле?


Цели:

1) Познакомить с разнообразием растительности Земли возможностью её существования в разной природной среде.

2) Развивать познавательные способности, наблюдательность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, воображение и образное мышление.

3) Воспитывать любовь к природе, любовь к Родине.


Оборудование урока:

Наглядные пособия

- гербарий дикорастущих растений;

- настенная карта «Природные зоны России»;

- карточки с тестами для индивидуальной работы;

- рисунок «Деревья, кустарники, травянистые растения»;

- иллюстрации сред обитания дикорастущих растений (лес, луг

водоём, горы);

- иллюстрации растений- символов: тюльпана, кактуса,

лотоса, клёна;

- карточки с названиями растений-символов.

- флажки-отметки стран: России, Нидерландов, Канады, Индии,

Мексики.

Технические средства

- аудиозапись «Голоса птиц»;

- комнатный фонтан.

- видеофильм «Южный Урал»;

- CD диск группы «Любэ» «Рассея», песня «Берёзы»;







Ход урока:

1. Орг. момент

Урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. На парте у вас учебник, тетрадь, дневник и пенал.


2. Характеристика погоды

Начинаем наш урок с характеристики погоды. Откройте свои тетради, отступите 4 клетки вниз и запишите слева дату наблюдения…

Дата облачность температура осадки ветер особые явления

наблюдения воздуха природы

- Какое сейчас время года? (Зима, постоянный снежный покров)

- В каком состоянии сейчас находятся растения? (В состоянии покоя)

- А сейчас я загадаю вам загадки о растениях.


3. Сообщение темы и целей урока:

- Попробуйте их отгадать; вписав отгадки в клеточки кроссворда, вы узнаете ключевое слово, которое подскажет вам тему урока.


1) На поляне у реки

Гордо держат стебельки

Как фарфоровые чашки

Белоснежные … (ромашки)


2) Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь – в полях

Белеют чудо-шарики

На тонких стебельках (одуванчик)


3) Удивительное солнце:

В этом солнце – сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат (подсолнечник)


4) Как надела сто рубах –

Захрустела на губах (капуста)


5) Ветка в грозди разодета

Фиолетового цвета,

Это в летний жаркий день

Расцвела в саду … (сирень)


6) Растёт лекарство под ногами,

Прошу Вас, убедитесь сами:

Кладём на ссадину листочек –

И ссадина не кровоточит (подорожник)


7) Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушёная в запас

Лечит от простуды нас (малина)


8) Платье потеряла,

Пуговки остались (рябина)


- Молодцы, хорошо умеете загадки отгадывать.

- А какое у нас получилось ключевое слово?

Растения













- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях)

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока:

« Какие растения живут на Земле?»

(Учитель при этом открывает запись темы урока, заранее сделанную на доске)


Сегодня на уроке мы с вами:

  1. повторим изученный ранее материал;

  2. познакомимся с местами обитания дикорастущих растений;

  3. узнаем о растениях-символах разных стран;

  4. расскажем о своих любимых растениях.

(Эти цели урока для учеников записаны в виде плана на доске заранее, открываются тогда же, когда и тема урока. Учитель проговаривает их, указывая на план.)


4. Повторение изученного материала:

(Фронтальный опрос и индивидуальная работа по карточкам)

- Итак, начнём с повторения.

- Некоторые из вас будут работать самостоятельно, выполнять задания на листочках (5 человек, учитель раздает тесты, при этом объясняет суть задания: нужно ответить на тестовые вопросы только да или нет; если вы считаете, что высказывание - верно, напишите – да, если вы не согласны с высказыванием, напишите – нет). Все остальные ребята работают со мной

- Нас с вами окружают тела.

- Какие два вида тел вам известны? (Природные и сделанные руками человека.)

- Как называются тела сделанные руками человека? (Изделия)

- На какие две группы можно разделить природные тела? (Живые и неживые)

- Приведите примеры тел неживой природы? (Вода, земля, горы и т.д.)

- Какие четыре царства живой природы вам известны? (Растения, животные, грибы и бактерии.)

- Поговорим о царстве растений. Посмотрите на рисунок. Какой группы растений здесь не хватает? (Кустарничков.)

Рисунок: деревья, кустарники, травы.

- Верно. А что это за растения такие – кустарнички? (Кустарнички – это низкорослые растения, высотой от 5 до 60 см, с одревесневшими многолетними, обычно сильно ветвящимися побегами.)

- Приведите примеры кустарничков. (Черника, брусника, клюква.)

- Скажите, а какое главное отличие дерева от кустарника? ( У дерева – один ствол, а у кустарника – несколько стволиков.)

- Чем отличается травянистое растение от деревьев и кустарников?

( У травянистых растений мягкий, сочный травянистый стебель, а у деревьев и кустарников – древесный.)

- Сколько может быть стеблей у травянистых растений? (Может быть один, а может быть и несколько.)

- Например? (У ромашки, одуванчика – один стебель, у клевера – несколько.)

Итог этапа урока:

- Молодцы, хорошо справились с повторением.

(При этом учитель собирает работы ребят, выполнявших индивидуальные задания.)

- А вот тем, кто работал индивидуально, о результатах я сообщу на следующем уроке.


5. Объяснение нового материала.

1)Места обитания дикорастущих растений.

- Растения окружают нас повсюду. Давайте попробуем определить места обитания дикорастущих растений.

На доске входе ответов учеников появляется схема:

Места обитания дикорастущих растений

Лес Луг Водоём Горы


Под записью – иллюстрации мест обитания.

Вывод:

Разнообразны условия обитания растений (а растения к ним приспосабливаются), поэтому такое большое разнообразие растений на Земле.

2)Работа с гербариями (групповая). У каждой группы по одному гербарному экземпляру.

- Ребята, у вас на партах гербарии дикорастущих растений. Аккуратно откройте их, рассмотрите, лёгким движением пальчиков потрогайте.

- Определите, что за растение перед вами, в каком месте из перечисленных оно обитает и к какой группе растений относится.

(На партах экземпляры: берёза повислая, василёк луговой, земляника лесная, кислица, клевер белый,, липа мелколистная, лютик едкий, лиственница, медуница, осина, пихта, сосна обыкновенная, малина дикорастущая, шиповник.)

Ответы детей:

Берёза растёт в лесу. Это дерево.

Клевер белый растёт на лугу. Это травянистое растение.

Малина дикорастущая растёт в лесу. Это кустарник.

И т.д.

- Правильно, молодцы, определили верно.

- Все растения, о которых вы говорили, растут или на лугу, или в лесу.

- А какие растения растут в горах и на водоёмах?

3) Работа с учебником.

- Откроёте учебники на стр. 32, прочитайте самостоятельно текст учебника под рисунком и скажите, какое из описанных растений растет в горах? (Эдельвейс.) А какое на болотах? (Клюква.)

- Верно. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неё вкус?

- А кто-нибудь из вас видел эдельвейс в природе? Это растение на Урале не встречается, распространено в горах Альпах.





6. Домашнее задание

- Вот этот текст будет вам домашним заданием. Откройте дневник, запишите д/з: стр. 32-36, внимательно прочитайте текст и подготовьте рассказ о любимом растении (тот, кто сегодня ещё не готов сегодня).

Задание заранее записано на доске. Учитель идет и проверяет, как ученики записывают.


7. Физминутка.

-А сейчас немного отдохнём.

Дети повторяют движения вслед за учителем.

- Я маленькое зёрнышко, расту, расту, расту,

Всё выше и выше вверх вырастаю,

Все мои листочки весело играют.

Тёплый ветерочек веточки качает.

Осень наступает, листья опадают,

И новые зернышки в земле засыпают.


8. Релаксация.

Дети садятся за парты.

-Закройте глаза, успокойтесь, расслабьтесь. Не открывая глаз, посидите две минутки и послушайте звуки природы, представьте себя в каком-нибудь красивом месте. ( В это время включается фонтан, затем запись пения соловья.) И ещё не открывая глаз, понюхайте растение, которое я к вам поднесу. (Берёзовый веник.)

- Откройте глаза.

Итог этапа урока:

-Хорошо отдохнули? А какие звуки вы услышали? В каком месте вы себя представляли?

- Запах какого растения вы почувствовали? (Берёзы.)


9. Рассказ учителя с элементами беседы.

- Берёза является символом нашей страны – России. У других стран тоже есть свои растения- символы. Например, тюльпан – символ Нидерландов, кактус символизирует Мексику, лотос – растение-символ Индии, а кленовый лист – символ Канады, даже на флаге этой страны изображён кленовый лист.

(На доске в ходе рассказа появляются иллюстрации берёзы, тюльпана, кактуса, лотоса, гербарный экземпляр кленового листа и карточки с названиями растений, а на политической карте мира закрепляются красные бумажные флажки на территории перечисленных стран.)

Когда говорим о лотосе, обратить внимание на то, что это растение водоёмов, подойти к включенному фонтану, показать искусственные цветки лотоса. Отметить, что в водоёмах нашей страны растёт растение, похожее на лотос, только цветки у него белого цвета. Это – кувшинка.

- Итак, какое растение является символом России? (Берёза.)

- Как вы думаете, почему именно берёза символизирует нашу страну?

- верно. Это самое любимое растение россиян, которое широко распространено практически по всей нашей стране, как в лесной зоне, так и в

лесостепной зоне небольшие берёзовые рощицы, называемые берёзовыми колками, и даже в зоне тундры (карликовая берёзка). Только в тундре это уже не высокое стройное дерево, а низкорослый стелющийся кустарник. (Показ гербарного экземпляра.)

О берёзе написано много стихов и песен. У наших предков был даже праздник берёзки. Весной, когда появлялись молодые листочки на деревьях, берёзу украшали ленточками и водили вокруг неё хороводы.


10. Просмотр видеофильма.

- А сейчас послушайте песню наших современников о нашей родине - России и посмотрите отрывок фильма об Урале. Когда будете смотреть фильм, запомните, какие растения кроме березы встречаются на Урале.

(Отрывок видеофильма «Южный Урал» сопровождается песней группы «Любэ» «Берёзы».)

-Какие растения нашего края были показаны в фильме?


11. Работа с картой.

- А в какой природной зоне мы живем? (В зоне тайги.)

- Как по-другому её можно назвать? (Зона хвойных лесов.)

- Покажите на карте зону хвойных лесов.

- Какие растения таёжной зоны вы знаете?


12. Рассказ о любимом растении. (Проверка домашнего задания)

- А какое ваше любимое растение?

Рассказы детей о пальме, ели, о берёзе, сосне, китайской розе.

После рассказа Воронина сказать, что растения приносят пользу человеку (об этом мы поговорим на следующем уроке), но человеку нужно разумно использовать растения.


13. Итог урока:

- А теперь подведём итог урока.

- Перечислите места обитания дикорастущих растений.

- Вспомните растения-символы разных стран.

- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?

- Где?

- Что вы считаете нужным запомнить из сегодняшнего урока?

( Названия растений, среди которых вы живёте.)

- Будьте внимательны на природе.

- Урок окончен.



Прочитай внимательно вопросы и ответь на них

«да» или «нет».


  1. К неживой природе относятся: горы, облака, реки, озера, песок?

--------------------


  1. Выделяют 3 царства живой природы: грибы, растения и животные?

--------------------


  1. Подорожник, одуванчик, ромашка – это травянистые растения?


--------------------


  1. Брусника, черника, шиповник, малина – это кустарнички?


--------------------


  1. Берёза, клён, сосна, ель – это деревья?


--------------------




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!