Урок окружающего мира.
Тема: Какие растения живут на Земле?
Цели:
1) Познакомить с разнообразием растительности Земли возможностью её существования в разной природной среде.
2) Развивать познавательные способности, наблюдательность, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, воображение и образное мышление.
3) Воспитывать любовь к природе, любовь к Родине.
Оборудование урока:
Наглядные пособия
- гербарий дикорастущих растений;
- настенная карта «Природные зоны России»;
- карточки с тестами для индивидуальной работы;
- рисунок «Деревья, кустарники, травянистые растения»;
- иллюстрации сред обитания дикорастущих растений (лес, луг
водоём, горы);
- иллюстрации растений- символов: тюльпана, кактуса,
лотоса, клёна;
- карточки с названиями растений-символов.
- флажки-отметки стран: России, Нидерландов, Канады, Индии,
Мексики.
Технические средства
- аудиозапись «Голоса птиц»;
- комнатный фонтан.
- видеофильм «Южный Урал»;
- CD диск группы «Любэ» «Рассея», песня «Берёзы»;
Ход урока:
1. Орг. момент
Урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. На парте у вас учебник, тетрадь, дневник и пенал.
2. Характеристика погоды
Начинаем наш урок с характеристики погоды. Откройте свои тетради, отступите 4 клетки вниз и запишите слева дату наблюдения…
Дата облачность температура осадки ветер особые явления
наблюдения воздуха природы
- Какое сейчас время года? (Зима, постоянный снежный покров)
- В каком состоянии сейчас находятся растения? (В состоянии покоя)
- А сейчас я загадаю вам загадки о растениях.
3. Сообщение темы и целей урока:
- Попробуйте их отгадать; вписав отгадки в клеточки кроссворда, вы узнаете ключевое слово, которое подскажет вам тему урока.
1) На поляне у реки
Гордо держат стебельки
Как фарфоровые чашки
Белоснежные … (ромашки)
2) Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь – в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках (одуванчик)
3) Удивительное солнце:
В этом солнце – сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат (подсолнечник)
4) Как надела сто рубах –
Захрустела на губах (капуста)
5) Ветка в грозди разодета
Фиолетового цвета,
Это в летний жаркий день
Расцвела в саду … (сирень)
6) Растёт лекарство под ногами,
Прошу Вас, убедитесь сами:
Кладём на ссадину листочек –
И ссадина не кровоточит (подорожник)
7) Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушёная в запас
Лечит от простуды нас (малина)
8) Платье потеряла,
Пуговки остались (рябина)
- Молодцы, хорошо умеете загадки отгадывать.
- А какое у нас получилось ключевое слово?
Растения
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях)
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока:
« Какие растения живут на Земле?»
(Учитель при этом открывает запись темы урока, заранее сделанную на доске)
Сегодня на уроке мы с вами:
повторим изученный ранее материал;
познакомимся с местами обитания дикорастущих растений;
узнаем о растениях-символах разных стран;
расскажем о своих любимых растениях.
(Эти цели урока для учеников записаны в виде плана на доске заранее, открываются тогда же, когда и тема урока. Учитель проговаривает их, указывая на план.)
4. Повторение изученного материала:
(Фронтальный опрос и индивидуальная работа по карточкам)
- Итак, начнём с повторения.
- Некоторые из вас будут работать самостоятельно, выполнять задания на листочках (5 человек, учитель раздает тесты, при этом объясняет суть задания: нужно ответить на тестовые вопросы только да или нет; если вы считаете, что высказывание - верно, напишите – да, если вы не согласны с высказыванием, напишите – нет). Все остальные ребята работают со мной
- Нас с вами окружают тела.
- Какие два вида тел вам известны? (Природные и сделанные руками человека.)
- Как называются тела сделанные руками человека? (Изделия)
- На какие две группы можно разделить природные тела? (Живые и неживые)
- Приведите примеры тел неживой природы? (Вода, земля, горы и т.д.)
- Какие четыре царства живой природы вам известны? (Растения, животные, грибы и бактерии.)
- Поговорим о царстве растений. Посмотрите на рисунок. Какой группы растений здесь не хватает? (Кустарничков.)
Рисунок: деревья, кустарники, травы.
- Верно. А что это за растения такие – кустарнички? (Кустарнички – это низкорослые растения, высотой от 5 до 60 см, с одревесневшими многолетними, обычно сильно ветвящимися побегами.)
- Приведите примеры кустарничков. (Черника, брусника, клюква.)
- Скажите, а какое главное отличие дерева от кустарника? ( У дерева – один ствол, а у кустарника – несколько стволиков.)
- Чем отличается травянистое растение от деревьев и кустарников?
( У травянистых растений мягкий, сочный травянистый стебель, а у деревьев и кустарников – древесный.)
- Сколько может быть стеблей у травянистых растений? (Может быть один, а может быть и несколько.)
- Например? (У ромашки, одуванчика – один стебель, у клевера – несколько.)
Итог этапа урока:
- Молодцы, хорошо справились с повторением.
(При этом учитель собирает работы ребят, выполнявших индивидуальные задания.)
- А вот тем, кто работал индивидуально, о результатах я сообщу на следующем уроке.
5. Объяснение нового материала.
1)Места обитания дикорастущих растений.
- Растения окружают нас повсюду. Давайте попробуем определить места обитания дикорастущих растений.
На доске входе ответов учеников появляется схема:
Места обитания дикорастущих растений
Лес Луг Водоём Горы
Под записью – иллюстрации мест обитания.
Вывод:
Разнообразны условия обитания растений (а растения к ним приспосабливаются), поэтому такое большое разнообразие растений на Земле.
2)Работа с гербариями (групповая). У каждой группы по одному гербарному экземпляру.
- Ребята, у вас на партах гербарии дикорастущих растений. Аккуратно откройте их, рассмотрите, лёгким движением пальчиков потрогайте.
- Определите, что за растение перед вами, в каком месте из перечисленных оно обитает и к какой группе растений относится.
(На партах экземпляры: берёза повислая, василёк луговой, земляника лесная, кислица, клевер белый,, липа мелколистная, лютик едкий, лиственница, медуница, осина, пихта, сосна обыкновенная, малина дикорастущая, шиповник.)
Ответы детей:
Берёза растёт в лесу. Это дерево.
Клевер белый растёт на лугу. Это травянистое растение.
Малина дикорастущая растёт в лесу. Это кустарник.
И т.д.
- Правильно, молодцы, определили верно.
- Все растения, о которых вы говорили, растут или на лугу, или в лесу.
- А какие растения растут в горах и на водоёмах?
3) Работа с учебником.
- Откроёте учебники на стр. 32, прочитайте самостоятельно текст учебника под рисунком и скажите, какое из описанных растений растет в горах? (Эдельвейс.) А какое на болотах? (Клюква.)
- Верно. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неё вкус?
- А кто-нибудь из вас видел эдельвейс в природе? Это растение на Урале не встречается, распространено в горах Альпах.
6. Домашнее задание
- Вот этот текст будет вам домашним заданием. Откройте дневник, запишите д/з: стр. 32-36, внимательно прочитайте текст и подготовьте рассказ о любимом растении (тот, кто сегодня ещё не готов сегодня).
Задание заранее записано на доске. Учитель идет и проверяет, как ученики записывают.
7. Физминутка.
-А сейчас немного отдохнём.
Дети повторяют движения вслед за учителем.
- Я маленькое зёрнышко, расту, расту, расту,
Всё выше и выше вверх вырастаю,
Все мои листочки весело играют.
Тёплый ветерочек веточки качает.
Осень наступает, листья опадают,
И новые зернышки в земле засыпают.
8. Релаксация.
Дети садятся за парты.
-Закройте глаза, успокойтесь, расслабьтесь. Не открывая глаз, посидите две минутки и послушайте звуки природы, представьте себя в каком-нибудь красивом месте. ( В это время включается фонтан, затем запись пения соловья.) И ещё не открывая глаз, понюхайте растение, которое я к вам поднесу. (Берёзовый веник.)
- Откройте глаза.
Итог этапа урока:
-Хорошо отдохнули? А какие звуки вы услышали? В каком месте вы себя представляли?
- Запах какого растения вы почувствовали? (Берёзы.)
9. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Берёза является символом нашей страны – России. У других стран тоже есть свои растения- символы. Например, тюльпан – символ Нидерландов, кактус символизирует Мексику, лотос – растение-символ Индии, а кленовый лист – символ Канады, даже на флаге этой страны изображён кленовый лист.
(На доске в ходе рассказа появляются иллюстрации берёзы, тюльпана, кактуса, лотоса, гербарный экземпляр кленового листа и карточки с названиями растений, а на политической карте мира закрепляются красные бумажные флажки на территории перечисленных стран.)
Когда говорим о лотосе, обратить внимание на то, что это растение водоёмов, подойти к включенному фонтану, показать искусственные цветки лотоса. Отметить, что в водоёмах нашей страны растёт растение, похожее на лотос, только цветки у него белого цвета. Это – кувшинка.
- Итак, какое растение является символом России? (Берёза.)
- Как вы думаете, почему именно берёза символизирует нашу страну?
- верно. Это самое любимое растение россиян, которое широко распространено практически по всей нашей стране, как в лесной зоне, так и в
лесостепной зоне небольшие берёзовые рощицы, называемые берёзовыми колками, и даже в зоне тундры (карликовая берёзка). Только в тундре это уже не высокое стройное дерево, а низкорослый стелющийся кустарник. (Показ гербарного экземпляра.)
О берёзе написано много стихов и песен. У наших предков был даже праздник берёзки. Весной, когда появлялись молодые листочки на деревьях, берёзу украшали ленточками и водили вокруг неё хороводы.
10. Просмотр видеофильма.
- А сейчас послушайте песню наших современников о нашей родине - России и посмотрите отрывок фильма об Урале. Когда будете смотреть фильм, запомните, какие растения кроме березы встречаются на Урале.
(Отрывок видеофильма «Южный Урал» сопровождается песней группы «Любэ» «Берёзы».)
-Какие растения нашего края были показаны в фильме?
11. Работа с картой.
- А в какой природной зоне мы живем? (В зоне тайги.)
- Как по-другому её можно назвать? (Зона хвойных лесов.)
- Покажите на карте зону хвойных лесов.
- Какие растения таёжной зоны вы знаете?
12. Рассказ о любимом растении. (Проверка домашнего задания)
- А какое ваше любимое растение?
Рассказы детей о пальме, ели, о берёзе, сосне, китайской розе.
После рассказа Воронина сказать, что растения приносят пользу человеку (об этом мы поговорим на следующем уроке), но человеку нужно разумно использовать растения.
13. Итог урока:
- А теперь подведём итог урока.
- Перечислите места обитания дикорастущих растений.
- Вспомните растения-символы разных стран.
- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?
- Где?
- Что вы считаете нужным запомнить из сегодняшнего урока?
( Названия растений, среди которых вы живёте.)
- Будьте внимательны на природе.
- Урок окончен.
Прочитай внимательно вопросы и ответь на них
«да» или «нет».
К неживой природе относятся: горы, облака, реки, озера, песок?
--------------------
Выделяют 3 царства живой природы: грибы, растения и животные?
--------------------
Подорожник, одуванчик, ромашка – это травянистые растения?
--------------------
Брусника, черника, шиповник, малина – это кустарнички?
--------------------
Берёза, клён, сосна, ель – это деревья?
--------------------