ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: Растения, их разнообразие. Части растения.
Цели урока:
- обучающие: дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
- развивающие: развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
- воспитательные: способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения; прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе; воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.
Тип урока: изложение нового материала (урок освоения новых знаний)
Оборудование: учебники, рисунки (корня, стебля, листьев, цветков, плодов, корнеплодов)
Структура и ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, для чего мы при встречи говорим друг другу «Здравствуй!»?
-Давайте сейчас пожелаем здоровья и нашим гостям, которые пришли сегодня к нам на урок.
- Молодцы, начинаем работу.
2.Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:
Это живая природа.
Их более 350 000 видов на планете.
Это «лёгкие земли».
Им необходима вода, воздух, тепло, почва.
Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.
- Не может растение жить без солнца, воды, воздуха и почвы.
Я дам каждому ряду изображение:
1 ряд - солнце
1 ряд - вода
3 ряд – воздух и почва
- Назови растение и передай знак другому. Кто быстрее возвратит мне изображение, тот и выиграл.
- Откройте учебник на странице 22. Посмотрите на рисунок с растениями. Что между ними общего?
Открываем 2 слово нашего урока - СТРОЕНИЕ.
- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)
- Будем изучать строение растений.
- Давайте познакомимся с каждым органом растения.
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».
ЦВЕТОК – Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
- Кто главный?
- Какую задачу будем решать?
(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).
3. Изучение нового материала.
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
Корень.
– Давайте вспомним, чем полезен корень.
- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)
- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)
2) Стебель.
- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)
- Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям. Он представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.
- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
- Может растение жить без стебля?
(На доске обозначаем стебель.)
3) Листья.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Ветер веет над полями
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглощать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.
- Важны листья для растения?
Обозначаем часть на доске.(Листья)
4) Цветок.
- Для чего создан цветок?
- Почему красивый? Так ароматен?
- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)
Обозначаем часть на доске. (Цветок)
4. Закрепление.
- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
- Какая часть важнее всего?
ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
Все части растения человек использует в своей жизни.
Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.
Корень подсолнух
Стебель (ствол) яблоко
Листья чай
Цветок морковь
Плод роза
Семена берёза
- Сейчас я буду перечислять вам названия овощей и фруктов, а вы будете мне говорить что из этого плод, а что корнеплод.
Свёкла, огурец, помидор, морковь, яблоко, редис
- Давайте выполним задание по учебнику на странице 23.
5. Рефлексия. Итог.
- Что узнали сегодня на уроке?
- Что вам больше всего понравилось на нашем уроке?
Учитель отмечает детей, которые хорошо работали.