А теперь вспомним изученный материал, прежде чем приступить к изучению нового материала - Что такое история? - Кто такой Геродот? - Что такое историческая эпоха? - Выполним задания. 1.В тесте. Слайд 2,3,4) - Обратимся к слайду. Проверьте свои работу и оцените её по бальной шкале. (Слайд 5) 2.Задания на установление временных связей. (на карточках в паре) Какая эпоха считается самой долгой? Запишите века: - в котором мы живем, -в котором была Великая Отечественная война, -в каком веке жил А.С.Пушкин, И.А. Крылов. Создание проблемной ситуации - К нам сегодня в гости пришел забавный неандертальчик, он заблудился в исторических эпохах. -Как вы считаете, в какой исторической эпохе ему место? Звучит песня «Первые шаги». (выключаю песню после слов «Топ-топ, очень нелегки, топ-топ- первые шаги» ). -Какие последние слова прозвучали? Про кого эта песенка? Кто делает первые шаги? Чему учится малыш? Появляются последовательно надписи «Первобытный мир», «первые шаги», «детство человечества» -Какой возникает вопрос? В какой период своей жизни человек делает первые шаги? А у человечества есть детство? -А какие еще вопросы возникли у вас? - Чем же будем заниматься сегодня на уроке? - О чём пойдёт речь? «Первобытный мир – детство человечества» (Слайд 6) | История – наука о прошлом История – очень древнее слово, «рассказ о событиях прошлого» (греческое слово) Геродот - первый историк, «отец истории», древнегреческий учёный Историческая эпоха – это большой отрезок или промежуток времени. Самостоятельная работа на листках Самопроверка по образцу. Предположения учеников Ответы детей Дети пытаются связать фразы и объяснить их Активно задают учителю вопросы. Вопросы детей учитель записывает на доске. Ответы детей |
(Слайд 9) -А где же появились первые древние люди? -Там, где круглый год тепло(по мнению ученых- в Африке). А потом уже пошло расселение по всей планете. Сначала- в жарком поясе, а потом, в поисках новых пастбищ, вслед за стадами животных, древние расселялись и в других областях планеты. - Что же заставило их ходить на двух ногах? (Слайды 10,11,12) -Вы правы, но еще причинами прямохождения является следующее: Освобождение рук для заботы о детенышах. Расширяется обзор поверх травы. Легче переносить жару(палящие лучи солнца падали под углом, а не прямо). Эта поза способствовала увеличению объема мозга, а значит развитию интеллекта) | Высказывания детей Предположения детей (Добывать пищу, хватать плоды, собирать ягоды. Рыть землю и искать коренья. Брать палки, камни, как орудие труда) |
(Слайд 13) - Наш забавный гость, «неандертальчик», заявляет, что благодаря прямохождению и освобождению рук ему стало удобно самому добывать пищу, собирать плоды. И он решил жить один. -А как вы думаете, сможет ли он выжить в одиночку? Почему? -Древние люди жили группами, племенами. Так легче им было защищаться, охотиться, добывать пищу, преодолевать трудности. -А где жили первобытные люди? (Слайд 14) -Археологам удалось найти удивительные с виду жилища из костей, черепов, бивней мамонтов, а сверху покрытые шкурами. (Рассказ учителя из курса краеведения о Медвежьей пещере) -Чем занимались женщины и мужчины? Каково было основное занятие древних людей? (Слайд 15) -На кого охотились древние люди? (Слайд 16) -А как была организована охота? С помощью чего охотились? (Слайды 17-21) -На охоту могли ходить в качестве загонщиков даже женщины и дети. Они создавали шум, кричали, гнали табуны к ловчим ямам, где неподвижно в засаде сидели другие члены группы. На дне ямы изготавливались ловушки в виде острых кольев из дерева или бивней мамонта. Сверху яму прикрывали жердями и зелеными ветками. Животных могли гнать к ловушкам, к болоту, к глубоким оврагам, откуда было трудно выбраться. Работа каждого проходила слажено. -Из чего древние люди могли изготавливать оружие и орудия труда? (Слайды 22,23) -Вернемся к охоте (Слайд 24) -А как или с помощью чего охотники еще могли напугать диких животных? -Откуда же появился огонь? (Слайды 25,26) -Для чего использовали первобытные люди огонь? -Как поддерживали его и умели ли его добывать? (Слайд 27, 28,29) Первобытная мораль. (Слайд 30) - Вы согласны с таким рассуждением? Почему? - Как делились первобытные люди? - Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных? (Слайд 31,32) | Дети высказывают свое мнение, спорят, доказывают. Ответы детей : В пещерах Предположения детей Ответы детей: на мамонтов, диких лошадей, оленей, пещерных медведей и др. Предположения детей Самостоятельный поиск информации из учебника свободные высказывания детей, выслушиваются разные мнения Ответы детей: от грозы, извержения вулкана. Ответы детей: давало тепло, свет, для приготовления пищи, защита от хищников. Театрализованное представление (стр.50-51)показывают ранее подготовленные ученики. Высказывания детей. Свои-люди, чужие-нелюди. Высказывания детей. |
-Чему учится ребенок в детстве? -Какие «первые шаги» делало человечество? -Что у древних людей было впервые? | Ответы : первым шагам, первым словам, самостоятельности Ответы: училось ходить, говорить, общаться, охотиться, одеваться и тд. |
В каждой группе один цвет. С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом. | Дети по желанию высказывают свое мнение. Карточки с вопросами. Белая – Перечислите новые сведения. Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке. Желтая – Что было положительное на уроке? Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились? Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме? Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока? |