СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Жизнь луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Жизнь луга"»

9


Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Цели и задачи урока:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

- Сегодня мы на уроке продолжаем изучать наш родной край

Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живём.

Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Продолжаем путешествие в мир природы, ведь природа самое удивительное из того, что нас окружает. Для того, чтобы хорошо работать снимем с себя напряжение, создадим рабочий настрой. Послушайте звуки природы.

- Какие звуки вы услышали? Когда слушали запись, где вы себя ощутили?

- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)

- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)

- Что обозначает слово «сообщество»?

1.Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели

2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)

3.Постановка цели урока.

- Отгадайте загадку:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

И жёлт, и синь, и ал.

(Это луг.)

- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество» Слайд 1

- Какие цели поставим перед собой?

(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)

- Составим план работы с новой темой

1. Что такое луг?.

2. Растения луга

3. Животные луга

4. Роль человека в жизни луга.

4.Открытие нового знания.

- Что изображено на слайде? 

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?

(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)

Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?

(В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)

- Верно, высоко в горах есть субальпийские луга.

- Значит, что такое луг? Сделайте вывод. 

(На лугу растут только травянистые растения.)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

- Какие растения растут на лугу?

На лугу, цветов – не счесть!

Васильки, ромашки есть,

Цвета зорьки алой,

В маках покрывало.

Колокольчик голубой,

Всем качает головой,

Милая букашка,

Села на ромашку.

Рады бабочки, шмели,

Что цветочки расцвели!

(Дети перечисляют.)

Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)

(Работа в парах. Проверка.)

- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами. 

 -Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам.

а слайде 4 картинки появляются по щелчку)

-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? 

(Их разносит ветер.)

-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?

(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)

- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.

Луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.

- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы. 

Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.

С некоторыми растениями мы с вами познакомимся подробнее. Отгадайте загадку.

Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё ж на звёздочку похож. (Василёк)

(Рассказ ученика)

Василёк луговой — многолетнее травянистое растение, высотой обычно около метра. У него прямостоячие, крепкие, шероховатые на ощупь побеги. Листья — удлинённые, седоватые от опушения. Цветёт в течение всего лета. Васильки — хорошие медоносы. Используется в народной медицине, обладает мочегонным, желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием

Загадка:

Эй, звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)

(Рассказ ученика)

Колокольчик - название происходит от латинского слова, в переводе обозначает — колокол. Растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид - форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубенчиками. Особенность у них такая – солнечная погода: цветы полностью раскрыты, начался дождь – они плотно закрылись. В природе встречается более ста пятидесяти видов колокольчиков.

Загадка:

Белая корзина золотое донце. (Ромашка)

(Рассказ ученика)

Растение, которое мы называем ромашкой или поповником, оказывается не ромашка, а нивяник обыкновенный, он внесён в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Это многолетнее растение высотой до 80 см. Зацветает в конце мая — начале июня и цветёт 40-45 дней. Ромашка предпочитает хорошо освещённые места. Именно цветки поповника используют для игры в “любит, не любит”. Венки из ромашки делают также именно из поповника. Это чисто декоративное растение!

Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень.

Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.

Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.

А вот белый клевер — растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холод и засуху. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.

Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него.. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

- Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья.

-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.

Физкультминутка

-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей. 

Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?

(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)

Настало время поговорить о животных, которые населяют это природное сообщество.

Стр. 44-45.

Игра “Узнай меня”.

- Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их.

Какое животное могло бы о себе так сказать?

“Пою” крыльями, “слушаю” ногами. (Кузнечик)

- Что про него вы знаете?

Кузнечик – это интересное насекомое. Задние ноги у него длинные, нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Во время опасности кузнечик подбирает свои ноги под себя. Ноги, как пружины, выпрямляются и бросают кузнечика далеко вперед. На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле твердая жилка. Треск получается от трения ноги о крыло. На ногах кузнечика есть очень маленькие дырочки – это уши. Поэтому слышит кузнечик ногами

Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)

- Что про неё вы знаете?

Стрекоза – полезное насекомое. Крупные, с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот же час эта обжора может проглотить целых 10 мух.

Одной из особенностей её глаз является способность видеть в инфракрасном диапазоне, . Это помогает ей наиболее верно ориентироваться в пространстве и находить подходящую добычу).

Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)

- Что про неё вы знаете?

У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то умрет сама. Пчел трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца.

В улье у каждой пчелы своя “профессия”. В улье всего одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых выводятся молодые пчелы, она живет в глубине улья и никогда не выходит из него. Ее всегда кормят другие пчелы. Пчелы работают без устали, собирая целыми днями нектар с цветов – это рабочие пчелы.

Есть пчелы-строители – они строят соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькие пчелки - личинки. За яйцами и личинками ухаживают пчелы-няньки. Есть так же пчелы-уборщицы, которые следят за чистотой улья, и выбрасывают мусор. Но есть и пчелы-лентяи – это трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда меда становится мало, пчелы их из ульев выгоняют. Если пчел не будет, то некому будет опылять растения и они исчезнут.

Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка)

- Что про неё вы знаете?

Бабочка – украшение для лугов. У них очень плохая память. Поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов – того, который им первым встретится на пути. Нектар добывают при помощи хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Если истребить бабочек, то некому будет опылять растения, цветы, поэтому не будет урожая. К сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она занесена в Красную книгу.

- Как одним словом назвать всех этих живых существ, о которых мы сейчас говорили? (Насекомые)

- Кроме них, на лугу живут и другие представители животного мира. Приведите примеры.

На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы.

-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

- Как же живут все обитатели луга? (Сообща, поэтому луг называют природным сообществом)

Послушайте голоса этих птиц.

Просмотр видеофильма. Видеофильм «Жизнь луга».

Работа по учебнику. Стр 174 прочитать самостоятельно.

6.Первичное закрепление  материала.

7.Самостоятельное применение знаний.

Сформулируем правила поведения на лугу. 

(Коллективная работа)

Вывод: луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.

- Какие растения растут на лугах?

VII. Значение луга для человека.

- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие? (Природа, человек)

- Кто наносит природе больший вред? (Человек)

- Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать

- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

-Что же значит луг для человека? (Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота)

Работа в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.

(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту)

- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?

Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.

VIII. Рефлексия.

Наша доска зеленого цвета и немного похожа на луг.

- Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – прикрепите на доску цветок. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – прикрепите тучку.

- Кому вы скажете сегодня спасибо? (Друг другу за интересные сообщения, учителю за интересную информацию)

Оценки.

Я благодарю вас за урок.

Чтение стихотворения учителем:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?

(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)

- Что для вас было новой информацией?

- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

(Ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)

(Приложение 3.)

10.Домашнее задание.

1.Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу.

2.При помощи условных знаков составить памятку «Как вести себя на лугу».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!