1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2) определить содержательные рамки урока. 2мин | Включение в деловой ритм и игровую деятельность. Слайд 1 Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? Я с вами полностью согласна. Поэтому мы с вами на уроке будем работать в паре и в группе. | Подготовка к работе С друзьями | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний Цель: 1) актуализировать знания о природе; 5-7 мин | Прежде чем мы с вами перейдем к новой теме, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Вам необходимо будет обвести букву с правильным ответом, затем поменяться работами и оценить друг друга. Учитель задаёт вопросы: -Приложение 1 . Проверим ваши ответы. Слайд 2 Давайте ниже оценим свою работу, как вы с ней справились. Слайд 3 | Индивидуальная работа в карточках. | Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; 3 мин | Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации. - Расшифруйте слово используя алфавит. Слайд 4 - У нас получилось слово воздух. Слайд 5 - Что такое воздух? - Как вы думаете, почему я вам загадала это слово, с чем оно может быть связано? - Верно. Тема нашего урока ВОЗДУХ и его свойства, - Зачем нам надо говорить и узнавать новое про воздух? - Какова же будет цель урока: узнать о значении воздуха для всего живого. Всем ли понятно, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какова цель урока для каждого из вас? ПРОГОВАРИВАНИЕ. | Предлагают пути разрешения проблемы. -Это тема урока Воздух нас окружает, мы и все живые организмы дышат воздухом | У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание ; учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; осуществлять поиск нужной информации; |
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе; 2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента; 3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи. 10 мин. | Объединяемся в группы по 4 человека. Каждая группа будет искать ответ на предложенный вопрос. Затем шагая по плану мы будем выслушивать командира группы. Но для начала вспомним правила работы в группе. Слайд 7 Организует исследование проблемной ситуации. 1 группа) А что такое воздух? Слайд 8 2 группа) Приложение 2 Из чего состоит воздух. азот-78%, кислород-21% и углекислого газа – 1%. Слайд 9 3 группа) Как человек использует воздух. Слайд 10 4 группа) Отчего загрязняется воздух Слайд 11 5 группа) Как охранять воздух. Посмотрите на диаграмму: - Какого газа в воздухе больше всего? Слайд 9 - Какой газ в воздухе самый важный? Почему? - Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе? - Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе? Слайд 12 Вы молодцы ребята и самостоятельно нашли ответы на все вопросы. Но остался у нас один пункт плана без внимания. Какой же? В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? Чтобы доказать, что воздух не пустое место, доказать его наличие и определить какими свойствами он обладает, нам поможет несколько опытов. Работать мы будем по парам. Работа в группах. Задания для проведения опытов. 1 группа Слайд 13 Задание: Положите ладошки перед собой. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха? Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно помахать ладошками перед лицом. Что образуется? Образуется ветер. 1 свойство 2 группа Задание: Можно ли попробовать воздух на вкус? Попробуйте его. Какое свойство воздуха мы откроем? Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха? Опыт: Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха. 2 свойство 3 группа Задание: Слайд 14 Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма? Опыт: Учащиеся должны убедиться , что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают. 3 свойство Для чего мы проводили опыты, что хотели узнать? Что же нам показали наши опыты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет. Проверить это нам поможет следующая табличка. Работа в парах. (Слайд 16) Приложение 3 | Составляют алгоритм решения проблемы газ азота кислород углекислого Кислород Углекислого. Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха. Нет. Он не видим. Ветер – это движение воздуха. Значит, воздух существует, но он не видим. Воздух не имеет вкуса. Воздух не имеет запаха. Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают. | На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы. Выполнять исследование совместно с одноклассниками, распределять обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем информации; контролировать и корректировать свои действия и действия товарищей. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: 1) установить значение воздуха для человека, опираясь на полученные знания и собственный опыт; 2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания. 5 мин | Может ли жить человек без воздуха? Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. Какое было желание? ( Открыть нос). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. В день человеку требуется 600литров воздуха, много это или мало? - Почему же воздух одно из главных богатств природы? Какое значение имеет воздух для нас? Слайд 15 Продолжите фразу. Благодаря воздуху мы… | Дышим Слышим Плаваем на яхтах и парусниках; Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах; Убираем пыль пылесосом; Сушим бельё Сушим волосы феном | Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети отстаивают свою точку зрения в группе; формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра. |
7. Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы; повторение знаний об охране природы и воздуха 7 мин 8. Рефлексия деятельности Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки; 5 мин 9. Информация о домашнем задании 2 мин | Ребята, а от чего воздух может загрязняться? Рассмотрите фотографию на с. 49 учебника. Какими бы фотографиями вы дополнили учебник? Как еще происходит загрязнение воздуха? - Работа с учебником. Рассмотрите схемы на с. 49. Слайд 17 От чего они предостерегают людей? Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым? Учитель дополняет то, что не скажут дети. На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. Скажите ребята, смогли мы решить учебные задачи, которые нас интересовали в начале урока? Давайте мы вернемся к цели нашего урока, просмотрим еще раз план урока и подведем итог с помощью нашего мяча. НАЗОВИ свойства воздуха ПОЧЕМУ воздух охраняют ОБЪЯСНИ что такое воздух ПРЕДЛОЖИ как можно использовать воздух ПРИДУМАЙ, как можно охранять воздух ПОДЕЛИСЬ с нами, как доказать, что воздух существует ДЗ : рабочая тетрадь стр. 35 №2 | В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух. Устанавливают фильтры на трубы, сокращают вредное производство, научились делать новые экологически чистые машины и т. д. | |