Урок по окружающему миру в 1-м классе
Тема: «На что похожа наша планета?»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель:
познакомить с формой, размерами и движением Земли, глобусом – моделью Земли.
учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения. Продолжить обучение моделированию.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Нас в любое время года -
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
- Чему мы учимся, изучая окружающий мир? (ответы детей)
- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?
- Давайте вспомним:
- Как называется посёлок, в котором мы живём?
- Это наша с вами малая Родина.
- Как называется страна, где мы живём? (Россия)
- Назовите столицу России (Москва)
- Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета.
- Земля
3. Объявление темы и целей урока.
- Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля? Можно ли дойти до края Земли?
Движется ли Земля или она неподвижна?
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Прочитайте тему урока на с.48 учебника (один из учеников читает громко: На что похожа наша планета?) СЛАЙД №1
-А теперь прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (с.48 учебника) (Ученики вслух читают по одной учебной задаче)
- Узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется.
– Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.
4. Работа над новым материалом.
Проблемная ситуация:
- Ребята, посмотрите, какие предметы для нас принесли Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (на столе тарелка и мяч).
- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета? (Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.)
- Какие у вас предположения о том, на что похожа наша планета?
- Земля, по вашему мнению, похожа на мяч. Какая это форма?
- Ребята, давайте подойдем к окну и рассмотрим землю. Какой нам видится Земля из окна? (плоская или круглая)
- Видим ли мы, что она имеет форму шара?
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. (показ тарелки)
- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, люди и животные, машины, целые города и страны
(Учитель расставляет фигуры на блюде).
- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (да).
- Но пока никому это не удалось.
- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч. (Учитель приклеивает несколько фигурок к мячу).
- А если предположить, что Земля имеет форму шара (как мяч), можно ли дойти до края? (Нет, будем ходить вокруг) (Учитель демонстрирует с помощью фигуры человека и мяча).
- СЛАЙД № 2,3 «Легенда о Земле».
- В старину люди думали, что Земля – это громадный блин, лежащий на трех китах. А другие представляли ее в виде высокой и круглой горы, которую держали на себе слоны и огромная черепаха. И все это было посреди океана.
– Рассмотрите рисунки СЛАЙД № 4 и скажите, на каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная? (На первом - шарообразная, на втором - плоская).
- Какое же изображение правильное?
- На что похожа наша планета?
1 доказательство
- С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали природное явление - лунное затмение ( СЛАЙД №6 ) т.е они видели на луне тень Земли.
2 доказательство
- В наши же дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара. (СЛАЙД №7)
- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? (СЛАЙД №8)
- Вот такой увидел нашу планету первый космонавт Ю.А.Гагарин. (СЛАЙД №9 )
( Дети смотрят фотографии «Вид Земли из космоса»)
Вывод о шарообразности Земли.
- Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?
- Как вы на него ответите? Какую форму имеет Земля? (СЛАЙД №10)
Учитель: Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик.
(СЛАЙД № 11).
- На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Учитель демонстрирует глобус).
-Что держит в лапках Мудрая Черепаха? (глобус)
(СЛАЙД №12)
- Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много раз. Глобус изображает форму Земли и ее поверхность. На нем можно увидеть очертания суши и воды.
Работа в группах
- Сейчас вы будете работать в группах. Вам понадобятся карточки разных цветов. Внимательно рассмотрите глобус и определите, каким цветом изображена на нем вода, а каким цветом – суша.
(Обсуждают вопрос в группе. Дети показывают синий прямоугольник – вода, зелёный, жёлтый, коричневый прямоугольники - суша).
- Поднимите карточки тех цветов, которыми на глобусе изображена вода?
- Покажите карточки тех цветов, которыми изображена суша.
- А как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (предположения учащихся).
- Рассмотрите рисунки-схемы на экране (СЛАЙД № 13) они помогут вам понять, как движется Земля.
- Что изображено на нижних рисунках? (карусель, волчок)
- У карусели и у волчка есть ось. И у Земли есть ось, только она невидимая.
- Земля вращается вокруг своей оси как волчек. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходит 24 часа, т.е сутки – день и ночь.
- Посмотрите, на втором рисунке стрелочкой показано движение Земли.
Земля вращается вокруг Солнца как карусель.
5.Закрепление.
Вопросы:
1.Наша планета называтся ... (земля)
2. Она имеет форму … (шара)
3.Шарообразность земли доказывают фотографии из … (космоса)
4. Земля движется вокруг … (солнца)
5. Земля вращается вокруг своей … (оси)
6.Глобус – это … Земли. (модель)
- Что у нас получилось?
- Какую форму имеет наша планета?
6. Подведение итогов работы (экологическая страничка)
- Мы живем с вами на самой удивительной планете Земля.
- Скажите, как нужно относится к планете?
- Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете?
- Чем мы можем помочь? Какие вы знаете правила поведения в природе.
Вывод: Главное помнить, что планета наш дом, а человек должен в своем доме соблюдать чистоту, порядок и аккуратность.
(СЛАЙД №16)
- Первый космонавт Ю.А Гагарин, увидев Землю из космоса, воскликнул: «Какая она красивая»
- Существуют, ребята и другие планеты. Но только на Земле есть жизнь. И от нас с вами, жителей планеты, зависит каким будет наш общий дом.