СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На что похожа наша планета?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «На что похожа наша планета?»

Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара;логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: глобусы, мультимедийный проектор. Компьютер,интерактивная доска, мультимедийное приложение «Мир природы»

        

                                       

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя в классе)

 

У нас гости давайте поздороваемся.  

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

– Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

- Сегодня у нас с вами важный урок. Будьте внимательны, дисциплинированы, активны.

     И  начнём мы работу с нашего девиза: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому!»    Слайд №1

-Вы согласны?

 

2. Актуализация  знаний.

 

- Как называется город в котором мы живем?

- В каком крае мы живём?

- Как называется страна?

- Как называется наша планета?

 

3. Мотивация учащихся и постановка проблемы.

 

-Кто понял, о чём мы будем говорить на уроке? (О нашей планете)

-Что вы знаете о планете Земля?

-А вы, никогда не задавали себе вопрос, на что похожа наша планета? 

 

   Этот вопрос о нашей планете интересовал людей с самой древности. С ним столкнулся на экзамене Волька- главный герой повести «Старик Хоттабыч».

(Учитель читает отрывок из повести.)    Слайд №2

 

 «Купаясь в реке перед экзаменом, Волька вытащил глиняный кувшин. В нем находился заколдованный джин -Хоттабыч. В благодарность за освобождение джин обещал помочь мальчику подсказкой на экзамене, правда, Волька не сообразил, что знания старика устарели. Вот что из этого получилось.

 

Учитель задал вопрос

-«Правда ли ,что Земля имеет форму шара?»

-«Ты изволишь шутить над твоим преданнейшим учеником, если бы она была шаром, то все воды стекали бы с неё вниз,а люди умерли бы от жажды»-, ответил Волька по подсказке Хоттабыча.

-«Земля имела и имеет форму диска и омывается со всех сторон величественной рекой, которая называется океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница»

 

(После чтения отрывка проводится беседа с последующей формулировкой проблемы.)

- Какой вопрос возник на экзамене?    

 -На какой вопрос мы с вами сегодня будем искать ответ?

 «На что похожа наша планета?» (проблема)   Слайд №2

                                           

4.Разрешение проблемы и ознакомление с новым материалом.

А)

 - Какой формы могут быть предметы?  (треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая)

 

(Предлагает рассмотреть два предмета и решить)

 

- Какую же форму имеет наша планета?

(Показываю большую тарелку и мяч. Дети высказывают свои предположения)

 

     Когда мы смотрим в окно, земля нам кажется плоской, как блюдо

Представьте, что на нем расположились города страны люди животные

-Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли?   (Да.)

-А если Земля –шар, можно ли дойти до края? (Нет).

- Но если Земля имеет форму шара, то многие люди ходят по ней вверх ногами!?

-Кто прав?  

Б)                                                                                                         

     А теперь отправимся к мудрецам древности. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир. Древние мудрецы высказывали свои предположения о форме земли

 

Древние греки думали, что все небеса населены богами, а людям досталась Земля-Огромный остров.

 

Слайд № 4

Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе

Слайд № 5.

Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.

 

-Итак, правы ли мудрецы? Почему?

 

- Вы совершенно правы.        Слайд № 6, 7

 В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Одним из доказательств являются снимки Земли из космоса.

 

- Кто совершил первый полет в космос?   Слайд № 8

( Первый космический полет длился всего 108 минут или 1час 48 минут. Во время этого полета Ю.Гагарин облетел вокруг Земли всего один раз. Сейчас космические корабли облетают Землю быстрее. )

5. Физминутка

 

6.Подводящий диалог

Земля имеет форму шара, но мы этого не замечаем, потому что шар очень велик. 

 

Также в древности по своим наблюдениям доказали, что Земля имеет форму шара.

 

А) Работа с учебником. Слайд № 9

-Рассмотрите иллюстрацию3 и расскажите каким образом люди смогли убедиться в шарообразности планеты. 

 

-В древности люди , наблюдая с берега за кораблями , которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара.

 (Демонстрация опыта .Шар парусник)

 

Слайд №  10     Путешественник Магеллан , решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли всё вперёд и вперёд, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только через три года одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт обогну Землю.

----------------------

7.Физкультминутка.

Как живешь? Вот так.

Как идешь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как берешь?

А даешь?

Как молчишь?

А грозишь?

А сидишь?

 

Б) Демонстрация глобуса и беседа о нем, как о модели земли.

- Что у меня в руках?

-А что такое глобус?   (Глобус –модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. )

-Почему глобус имеет такую форму?

-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?

 

В) Работа в печатной тетради.

Выполнение задания в тетради «Раскрасьте глобус». Дети, имея перед собой образец- глобус, раскрашивают рисунок.

 

Г) Это интересно

- Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (Ответы подготовленных детей).

    

      Земля- третья планета Солнечной системы. Как и все планеты она движется вокруг Солнца. Земля –спутник Солнца. Когда   космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется , а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя она летит очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

-Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят одни сутки и ночь-день.

 

8. Подведение итога урока.                Слайд №  11    

- Наш урок подходит к концу. И чтобы вспомнить, о чем шла речь, я предлагаю вам отгадать загадки:

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад и стар, Что она - большущий шар. (Земля)

На ноге стоит одной, Кружит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус)

 

Игра «Данетка»

1Земля имеет форму шара?

2.Много лет назад люди знали что земля имеет форму шара?

3Мегелан совершил кругосветное путешествие?

4Глобус –это мяч?

Земля вращается вокруг солнциа и вокруг себя?

 

-Муравьишка приготовил для вас вопросы  и задания. Попробуйте ответить на них.

1)

- На ноге стоит одной,  Крутит - вертит головой.  Нам показывает страны,  Реки, горы, океаны.

2)

-Что такое глобус?

-Как называется наша планета?

-Какую она имеет форму?

-Как это можно доказать?

-Как движется Земля?

 

3) карточки Слайд №  12   

 

8. Вывод.

 

     Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати ,многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их ,как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

 

9. Итог урока(рефлексия)

 

 - Вы теперь – настоящие специалисты! По знаниям приблизились к ученым и можете смело сказать, чего не знал Муравей? (…что Земля не похожа на …………..).

Мы учимся без оценок, но  Муравьишка этого не знал и хотел вас оценить. Посмотрите на карточку с заданием –кому  Муравьишка поставил «5»

Вам понравилось?

 

 - Все молодцы! Большое спасибо за работу.

Зеленый-понравился

Желтый-что то не понял

Красный- ничего не понял

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«На что похожа наша планета?»

НАШ ДЕВИЗ «Лучший способ изучить  что-либо – это открыть самому!»

НАШ ДЕВИЗ

«Лучший способ изучить

что-либо – это

открыть самому!»

Наша планета называется Земля. Интересно, на что похожа наша планета?

Наша планета называется Земля.

Интересно, на что похожа наша планета?

В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.

В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.

Юрий  Алексеевич  Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин

Учебник С.48

Учебник С.48

Португальский учёный Магеллан

Португальский учёный Магеллан

Глобус  — модель Земли.

Глобус  — модель Земли.

В 1492 г. первый европейский глобус Земли изготовил астроном М.Бехайм из Германии.

В 1492 г. первый европейский глобус Земли изготовил астроном М.Бехайм из Германии.

На ноге стоит одной,  Крутит - вертит головой.  Нам показывает страны,  Реки, горы, океаны.

На ноге стоит одной, Крутит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны.

М О Л О Д Ц Ы !

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!