СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Наша дружная семья" 2 класс»

Урок по окружающему миру во 2 классе

по теме "Наша дружная семья"

Подготовила: Аврахова М.П.

Цель: раскрыть понятия «семья», «культура общения», познакомить с родословной семьи; развивать навыки создания проектов учащихся по данной теме, творческие способности обучающихся, обще-учебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и синтеза прочитанного материала); воспитывать внимательное и  заботливое отношение к близким людям.

Оборудование:  учебник - А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс, фотографии семьи.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь   друг к  другу и улыбнитесь. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.

2.Актуализация знаний. 

- Я расскажу вам  историю, которая произошла с одним маль­чиком.

А вы, дети, старайтесь  проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом  поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.

«Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался!

Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня ви­дела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.

- Как же менялось настроение мальчика? 

- Почему Миша вначале  был  доволен, что он стал невидимкой? 

- Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо?

- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)

- Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми.

- Физкультминутка.

4. Усвоение новых знаний.

- С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.)

- С кем чаще? (родителями)

- Где это происходит? (В школе, на улице, дома)

- Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране Общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.

- Откройте ваши учебники на странице 42. К нам в гости пришла семья Нади и Сережи. Мы не можем услышать их беседу, но по картинке можем увидеть, как они разговаривают, как проводят вместе время.

- Кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)

- На сегодняшнем уроке мы с вами более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи.

- Прочитайте тему нашего урока: « Наша дружная семья».

- Как вы понимаете слово «семья»? (родственники, люди, живущие вместе)

- Вот как объясняется слово «семья» в энциклопедии.

1.Семья - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью.

- Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников.

3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7.

- Предлагаю вам послушать небольшой диалог одной семьи и ответить на вопросы.

К дедушке и бабушке
Настя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
- Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил,
Вове отвечая:
- Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Настя бабушке грубит:
- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,

На столе без соли?»   
Насте бабушка в ответ:
- Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
Стало после этих слов
стыдно детям очень.
Вова говорит: - Готов!
Я во всем помочь им».
- Да и мне не по себе,
Настя вторит брату -
В том, что стали вы слабей,
вы не виноваты!
Через много, много лет
мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед,
все стареют люди.
Глазки, ушки заболят
и у нас, когда-то.
Так разумно говорят
славные ребята!
Ставят сами всё на стол
Чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл,
Бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда
близким не грубите.
Деда с бабушкой
всегда от души любите!

- Дети, что вы чувствовали, когда слушали разговор детей с бабушкой и дедушкой? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)

- Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)

- Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. Можем ли мы теперь ответить на вопрос:

- Что такое «культура общения»? (ответы детей)

Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

- Предлагаю выйти детям и зачитать стихотворение:

Чтец 1: Папа разбил

Драгоценную вазу

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Чтец 2:Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

“Простите” сказал.

Чтец 3: И мама молчит,

Улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

Чтец 4: “Простите!” -

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

- Дети, а вы знаете, почему папу так легко простили?

- Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? (ответы детей)

- Послушайте внимательно ещё одно стихотворение. Будьте внимательны, вы должны понять без чего ещё, нельзя жить в семье.

Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком:

- Я вам вовсе не девчонка -

Не пойду за молоком!

Мама смотрит без улыбки:

- Что же сделаешь ошибку,

Мне не будешь помогать,

Не пущу тебя гулять.

Постоял, подумал он:

- Ну давай уж свой бидон.

Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной:

Может так не будет видно

Всем бидона за спиной?

Дядя с длинными усами,

Высоченный как отец,

Улыбнулся: «Видно маме

Помогаешь - молодец».

И уже не стороной -

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал

Молоко не расплескал.

- Мама, что ещё купить?

Я могу ещё сходить!

- Итак, о чем было стихотворение? (надо помогать старшим в семье)

- Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.

- Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

- Рассмотрите картинку на странице 43. Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в вашей семье.

- Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.

- Расскажите, дети, как ваша семья проводит свободное время? (ответы детей)

- Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей)   
       - А может вам поможет загадка?   

При рождении тебе дано, а люди им пользуются (имя)

- А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого)

- Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными. А знаете ли вы свое полное имя? Как называют людей с одинаковыми именами? (тезки) Как различают таких детей? (по фамилиям)

- Итак, имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? (от всей семьи) Во многих языках слово фамилия – это семья.

- Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад) Каждая семья  интересна по-своему, у каждой семьи - своя история.

6. Рефлексия. Итог урока.

- В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда. Он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? (понимание)

- Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения? (понимание)

- Понравился вам урок?

- Что запомнилось?

- О чём захотелось узнать больше?

- Вот это большое солнце - тепло моей души. И я хочу поделиться своим теплом с вами, чтобы в ваших семьях царили дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю  эти солнышки. А вы подарите его тому человеку, которому хотите передать частичку своего  добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку!

7. Домашнее задание.

1. Раб.тетр.с.42 №1, №2, №3.

2. Уч.с.44-45, пересказ.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!