Герасименко А.И.
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/618333/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян |
Основные понятия | Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи |
Место урока в программе | Урок № 40 в КТП, но первый в разделе: «Страницы истории России» |
Учебник: | А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | СЛАЙД №1 – Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги. На доске записан текст, учитель читает:СЛАЙД№2 «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Закрепление изученного материала: фронтальный опрос | А сейчас мы с вами повторим немножко то, что мы изучали на предыдущих уроках. Давайте разгадаем кроссворд. СЛАЙД № 3 | | | | | С | Р | Е | Д | Н | Е | В | Е | К | О | В | ь | Е | | | | К | О | Л | У | М | Б | | | | | | | | | | | | | | | А | Ф | И | Н | Ы | | | | | | | | | | | | | | | В | Е | К | | | | | | | | | | | | Г | Р | Е | Ц | И | Я | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Н | И | Л | | | | | | | | | | | | | | | В | Р | Е | М | Я | | | | | | | | | | | | Назовите эпоху, в которой жили рыцари. Фамилия человека открывшего Америку. Столица Греции. Единица времени, которой измеряют события в истории. Родина олимпийских игр. Река в Древнем Египте. Что идет и назад его не вернёшь? - Прочитайте выделенной слово. - А кто такие славяне вспомните. Где мы с вами уже встречали это понятие? - Как вы думаете о чём сегодня будем говорить на уроке? - Сегодня вы исследователи. А я буду вашим консультантом. За каждое правильно выполненное задание буду давать вам жетоны. В конце урока, те ученики которые наберут большое количество жетонов, получат хорошие оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя, заполняют кросворд | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Изучение нового материала | Целеполагание. Рассказ учителя. | – Мы продолжаем путешествие по дороге истории. путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества. – Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»: Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли… Времена теперь другие, | Как и мысли и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была… Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперед, А преданья старины Забывать мы не должны. | - Прочитайте тему на доске. СЛАЙД №4 - У меня есть карточки с вопросами. Чтобы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте свои вопросы используя данные слова. Кто … (такие славяне) Какими … (Они были) Где …. (они жили) Как …. (они жили) Чем ….. (они занимались) Во что они верили - Вот на эти вопросы нам и предстоит ответить. – Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя, дополняют карточки с вопросами | Фронтальная, индивидуальна | решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Устные ответы, записи в тетради |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Работа по карточкам Работа по учебнику | СЛАЙД № 5 – На карте нашей страны есть восточно-европейскую равнина. Что означает слово «равнина»?Мы знаем, что. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. СЛАЙД № 6 – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. – Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. «… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в двину и называется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами – и построили город и назвали его Новгородом…» – Подчеркните названия племен в тексте. - Назовите мне названия славянских племён, которые вы нашли в тексте. - Откройте ваши учебники на с.35 и рассмотрите карту расселения славян. – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен. – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: СЛАЙД № 7 Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. поляне – жители полей. древляне – жили среди «дерев». дреговичи – догадайтесь, если | Внимательно слушают. Читают, отвечают на вопросы учителя | | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | слово «дрягва» означает «болото». – Значит, они жили у… (болот). – Так кто же они такие, славяне? – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды». - Прочитайте текст учебника на с. 36-37. – Так какие же были наши предки? СЛАЙД № 8 – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. СЛАЙД № 9 Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? СЛАЙД № 10 – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев? – Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37), и рассмотрите схему занятий славян. СЛАЙД № 11 – Объясните значение слова, «бортничество», используя | Читают текст, и отвечают на поставленные вопросы Читают текст, выясняют занятия славян. | | используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Физкульт. М минутка. Рассказ учителя | текст.(бортничество – сбор меда и воска диких пчел. - Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. –Давайте вспомним, как укрепляли свои поселения наши предки славяне? - Найдите в тексте на с.37-38 и прочитайте слова подтверждающие это. Чем занимались женщины? СЛАЙД № 12 Уч-ся – Готовили еду, пряли, ткали, носили воду. У.- Из чего славяне могли изготавливать себе одежду? Уч-ся – Из льна, шерсти, кожи. У. - Верно. Вот так выглядели славяне. Что они носили? СЛАЙД № 13 Уч-ся – Рубахи, сарафаны, передники, платки, штаны, на ногах – лапти. У. - Женщины не только шили одежду, но и украшали её различным орнаментом. Рисунок являлся оберегом от разных злых сил. (Разминка для глаз, прыжки и хлопки) - У древних славян, как и у всех народов, были религиозные верования. Они чтили своих предков и поклонялись им, устраивали в их честь праздники, поминали усопших. Жизнь славян – земледельцев, охотников и рыболовов – целиком зависела от природы. | | | российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Поэтому с древнейших времён у них сформировался культ земли, солнца, неба, дождя, рек, грома и молнии, ветра, т.е. всего того, что в значительной мере определяло деятельность земледельца. Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. Таким образом, восточные славяне были язычники, т.е. последователи религии, основанной на многобожии. СЛАЙД № 14 - Рассмотрите схему «Боги славян». С ЛАЙД № 15 Главнейшими из богов считались Перун – бог грома и молнии. Бог грозовых туч, грома и молнии. Перун за порядком на земле, средь людей, наблюдает. Велес— славянский бог богатства, "скотий бог", покровитель стад. - Вспомните, а какие языческие праздники дошли до наших дней? СЛАЙД № 16, 17, 18 | | | | |
IV. Самостоятельная работа с само- проверкой по эталону | Тестирование. | - Откройте свои тесты на с.71 – 72. Выполните эти тесты самостоятельно. - А сейчас посмотрите на ключ к тестам СЛАЙД № 19 и выполните его проверку. Те, кто без ошибок выполнил тест получает 2 жетона, те у кого 1 или 2 ошибки получает по 1 жетону. | выполняют задания теста. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор | Устные ответы, выполненные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
(образцу) V. Итоги урока. Рефлексия | Задания из электронного приложения к учебнику Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации Над какой темой работали? СЛАЙД № 20 – Что интересного вы узнали из жизни своих предков? – Какая информация показалась для вас наиболее значимой? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Осуществляют самопроверку. Выполняют задания читают вывод в учебнике (с. 39). Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные:умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | задания |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | В р/т с 13-14 выполнить, подготовить сообщение о одежде славян. СЛАЙД № 21 | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | |