СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением электронного приложения к учебнику. Используются разные виды деятельности на уроке. Применение современных ИКТ. Отличная презентация урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»





Открытый урок

по окружающему миру

в 4 классе

( в рамках предметной

недели начальных классов)

на тему:

«Жизнь древних славян»

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Ι квалификационной категории

Герасименко А.И.

2014-2015 учебный год

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления
о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость
за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/618333/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян

Основные
понятия

Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи

Место урока в программе

Урок № 40 в КТП, но первый в разделе: «Страницы истории России»

Учебник:

А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть

Тема урока: Жизнь древних славян

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

СЛАЙД №1

– Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где
в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд
с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

На доске записан текст, учитель читает:СЛАЙД№2

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места



1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

А сейчас мы с вами повторим немножко то, что мы изучали на предыдущих уроках. Давайте разгадаем кроссворд. СЛАЙД № 3






С

Р

Е

Д

Н

Е

В

Е

К

О

В

ь

Е




К

О

Л

У

М

Б















А

Ф

И

Н

Ы















В

Е

К












Г

Р

Е

Ц

И

Я



















Н

И

Л















В

Р

Е

М

Я



















  1. Назовите эпоху, в которой жили рыцари.

  2. Фамилия человека открывшего Америку.

  3. Столица Греции.

  4. Единица времени, которой измеряют события в истории.

  5. Родина олимпийских игр.

  6. Река в Древнем Египте.

  7. Что идет и назад его не вернёшь?

- Прочитайте выделенной слово.

- А кто такие славяне вспомните. Где мы с вами уже встречали это понятие?

- Как вы думаете о чём сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня вы исследователи. А я буду вашим консультантом. За каждое правильно выполненное задание буду давать вам жетоны. В конце урока, те ученики которые наберут большое количество жетонов, получат хорошие оценки за урок.

Отвечают
на вопросы учителя, заполняют кросворд




Фронтальная, индивидуальная


Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение
нового материала

Целеполагание.
























Рассказ учителя.


– Мы продолжаем путешествие по дороге истории.
путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли…

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была…

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

- Прочитайте тему на доске. СЛАЙД №4

- У меня есть карточки с вопросами. Чтобы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте свои вопросы используя данные слова.

  1. Кто … (такие славяне)

  2. Какими … (Они были)

  3. Где …. (они жили)

  4. Как …. (они жили)

  5. Чем ….. (они занимались)

  6. Во что они верили

- Вот на эти вопросы нам и предстоит ответить.

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке.


Внимательно слушают.









Отвечают
на вопросы учителя, дополняют карточки с вопросами





Фронтальная, индивидуальна

решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации.



Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.



Устные ответы,

записи
в тетради

1

2

3

4

5

6

7










Работа по карточкам







Работа
по учебнику

СЛАЙД № 5 – На карте нашей страны есть

восточно-европейскую равнина. Что означает слово «равнина»?Мы знаем, что. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. СЛАЙД № 6

– Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

– Прочитайте отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в двину и называется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами – и построили город и назвали его Новгородом…»

– Подчеркните названия племен в тексте.

- Назовите мне названия славянских племён, которые вы нашли в тексте.

- Откройте ваши учебники на с.35 и рассмотрите карту расселения славян.

– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.

– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: СЛАЙД № 7

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. поляне – жители полей. древляне – жили среди «дерев». дреговичи – догадайтесь, если

Внимательно слушают.












Читают, отвечают на вопросы учителя


Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для

обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7



слово «дрягва» означает «болото».

– Значит, они жили у… (болот).

– Так кто же они такие, славяне?

– Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».

- Прочитайте текст учебника на с. 36-37.

– Так какие же были наши предки? СЛАЙД № 8

– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. СЛАЙД № 9 Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? Что такое племя? СЛАЙД № 10

– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

– Ловили рыбу.

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

– Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37), и рассмотрите схему занятий славян. СЛАЙД № 11

– Объясните значение слова, «бортничество», используя

Читают текст, и отвечают на поставленные вопросы










Читают текст, выясняют занятия славян.



используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину,


1

2

3

4

5

6

7























Физкульт.

М минутка.

Рассказ учителя


текст.(бортничество – сбор меда и воска диких пчел.



- Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

–Давайте вспомним, как укрепляли свои поселения наши предки славяне?

- Найдите в тексте на с.37-38 и прочитайте слова подтверждающие это.

Чем занимались женщины? СЛАЙД № 12

Уч-ся – Готовили еду, пряли, ткали, носили воду.

У.- Из чего славяне могли изготавливать себе одежду?

Уч-ся – Из льна, шерсти, кожи.

У. - Верно. Вот так выглядели славяне. Что они носили?

СЛАЙД № 13

Уч-ся – Рубахи, сарафаны, передники, платки, штаны, на

ногах – лапти.

У. - Женщины не только шили одежду, но и украшали её

различным орнаментом. Рисунок являлся оберегом от

разных злых сил.

(Разминка для глаз, прыжки и хлопки)


- У древних славян, как и у всех народов, были религиозные верования. Они чтили своих предков и поклонялись им, устраивали в их честь праздники, поминали усопших. Жизнь славян – земледельцев, охотников и рыболовов – целиком зависела от природы.



российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве


1

2

3

4

5

6

7































Поэтому с древнейших времён у них сформировался культ земли, солнца, неба, дождя, рек, грома и молнии, ветра, т.е. всего того, что в значительной мере определяло деятельность земледельца. Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. Таким образом, восточные славяне были язычники, т.е. последователи религии, основанной на многобожии. СЛАЙД № 14

- Рассмотрите схему «Боги славян».

С ЛАЙД № 15 Главнейшими из богов считались Перун – бог грома и молнии. Бог грозовых туч, грома и молнии.
Перун за порядком на земле, средь людей, наблюдает.

Велес— славянский бог богатства, "скотий бог", покровитель стад.

- Вспомните, а какие языческие праздники дошли до наших дней? СЛАЙД № 16, 17, 18





IV. Самостоятельная работа
с само-
проверкой по эталону

Тестирование.


- Откройте свои тесты на с.71 – 72. Выполните эти тесты самостоятельно.

- А сейчас посмотрите на ключ к тестам СЛАЙД № 19 и выполните его проверку. Те, кто без ошибок выполнил тест получает 2 жетона, те у кого 1 или 2 ошибки получает по 1 жетону.


выполняют
задания теста.


Фронтальная, индивидуальная


Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор

Устные ответы,

выполненные

1

2

3

4

5

6

7

(образцу)





V. Итоги

урока.

Рефлексия


Задания из электронного

приложения к учебнику



Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок


Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации







Над какой темой работали?

СЛАЙД № 20

– Что интересного вы узнали из жизни своих предков?

– Какая информация показалась для вас наиболее значимой?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?



Осуществляют самопроверку.

Выполняют
задания


читают вывод в учебнике (с. 39).

Отвечают
на вопросы учителя










Фронтальная, индивидуальная


наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы


задания


VI. Домашнее задание


Комментарий учителя


  1. В р/т с 13-14 выполнить, подготовить сообщение о одежде славян.

СЛАЙД № 21

Задают уточняющие вопросы


фронтальная


Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


Ресурсный материал


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!