Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
учитель начальных классов
Силкова Надежда Анатольевна
МБОУ СОШ №72 г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Тема урока: Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б'].
УМК: НПШ
Авторы учебника:
Цели урока:
образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; осуществление звукового анализ слов; различение понятий «форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса;
развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к чтению детской художественной литературы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Оборудование урока:
детские рисунки;
рабочая тетрадь по чтению;
набор карточек с буквами и слогами;
наборное полотно;
цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;
слайдовая презентация «Буквы Б, б. Звуки [б], [б']»;
компьютер;
проектор;
экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Какие согласные буквы вы уже изучили? Что интересное о них
узнали?
– В чем заключается особенность пар букв Д - Т, 3 - С?
П. Актуализация знаний
1) Работа над дикцией. Скороговорка. (Презентация – слайд 2)
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
С каким звуком мы сегодня познакомимся?
2)Чтение слогов разным темпом. (Презентация – слайд 3)
3)Игра «Лото» (Презентация – слайд 4)
4. Игра «Наоборот»
Маленький – …(большой)
Чёрный …(белый)
Медленный … (быстрый)
Порядок … (беспорядок)
Сказка … (быль)
Работа над значением слова – быль:
1. То, что было в прошлом (устар.).
2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). Быль – небыль.
III. Физкультминутка. (Презентация – слайд 5)
Игра «Потопаем, похлопаем».
– Если услышите в начале слова звук [б] – потопайте, если услышите
звук [б ,] – похлопайте:
булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.
IV. Постановка темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы будете читать тексты со словами содержащими буквы Б, б, составлять с этими буквами слова, разгадывать ребусы, играть со словами и буквами и конечно узнаете новое о словах.
IV. Чтение текстов. Словесные игры.
1. Игра «Полсловечка за вами» (Презентация – слайд 6)
а) БАЛ – (-да, -ка, -кон);
б) ☼ + КА : добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие:
– стеклянный сосуд;
– помещение, где парятся по русскому обычаю;
– её пекут из белой муки и подают к чаю;
– пушной зверёк в дупле;
– она задерживает мяч в воротах;
– её увидишь на любом дереве;
– домик для птички в твоей квартире.
3. Составь имя сказочного героя из первых звуков каждого слова.
(Презентация – слайд 6) работа в парах, обсудите с соседом, что вы можете сказать об этом слове.
4. Ребусы (Презентация – слайды 8, 9,10)
1) Работа над значением слова – изба.
( Деревянный крестьянский дом.)
Не красна изба углами, а красна пирогами (посл.)
Избушка, избёнка, избяной.
2) Работа над многозначностью слов: баранки, бабочка. Работа в парах, подберите слова, объясните их значение
VI. Физкультминутка. (Презентация – слайд 11)
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
VII. Развитие мышления, памяти, внимания.
Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?
(Презентация – слайды 15, 16, 17)
Неизвестно, как случилось, Но едва туда вошла
только буква заблудилась: буква-озорница,
заскочила в чей-то дом очень странные дела
и хозяйничает в нем! начали твориться.
Жучка будку (булку) не доела
– Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
2. Рассеянный наборщик. (Презентация – слайд 18) работа в группе
– Правильно расставь буквы и получи названия животных.
- Составить полученные слова
- Записать слова в тетрадь.
– Чем похожи слова? Чем интересны эти животные?
– Как надо относиться к животным?
– Какое животное можно назвать лишним? Почему?
– Какое слово можно назвать лишним? Почему? (собака – 3 слога; белка - [б ,] мягкий)
IX. Подведение итогов урока
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…