СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию в 9 кл. Тема: «Участие граждан в политической жизни».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Цели урока: формирование  гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства. Формирование знаний учащихся о том, что такое референдум,  выборы, какие органы власти задействованы в организации выборов, каковы их функции, кто может принимать участие в референдуме

Задачи урока:

1) закрепление навыков анализа документов ( Конституция РФ);

2) формирование  представлений учащихся о политических демократических ценностях:

 демократическом политическом процессе, демократической  политической культуре;

3) развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации из дополнительных источников.

Оборудование:  раздаточные материалы: выдержки из Конституции РФ, бюллетени.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 9 кл. Тема: «Участие граждан в политической жизни».»

Урок по обществознанию в 9 кл.

Тема: «Участие граждан в политической жизни».

Учитель: Псарева Тамара Николаевна

Тип урока: комбинированный

Цели урока: формирование гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства. Формирование знаний учащихся о том, что такое референдум,  выборы, какие органы власти задействованы в организации выборов, каковы их функции, кто может принимать участие в референдуме

Задачи урока:

1) закрепление навыков анализа документов ( Конституция РФ);

2) формирование  представлений учащихся о политических демократических ценностях:

 демократическом политическом процессе, демократической  политической культуре;

3) развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации из дополнительных источников.

Оборудование:  раздаточные материалы: выдержки из Конституции РФ, бюллетени.

Ход урока:

1. Проверка дом.задания.

Тест:

1.Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от других государств отражает понятие

1) публичная власть

2) политическая власть

3) форма государства

4) государственный суверенитет


2.По форме государственно-территориального устройства государство может быть

1) монархическим или республиканским

2) унитарным или федеративным
3) демократическим или авторитарным

4) правовым или тоталитарным


3. Верны ли следующие суждения о демократии?

А. Демократические ценности могут сочетаться с культурными и историческими особенностями общества.

Б. Демократия может существовать только в республиканских государствах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны


4. В РФ законодательную деятельность осуществляет

1) Правительство РФ

2) Федеральное Собрание

3) Администрация Президента

4) Конституционный Суд


5.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечение прав человека.

Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны


6. Закон ограничивает право граждан на свободу ассоциаций, если последние

1) представляют угрозу безопасности граждан

2) являются неформальными

3) создаются по инициативе граждан

4) защищают интересы граждан



2.Мотивация.

Демократия в нашем государстве выражается в том, что россияне наделены правом активно влиять на жизнь своей страны. Наиболее важным проявлением участия граждан в жизни государства является выбор людей, которые будут разрабатывать законы и принимать важные решения для всей страны. Во многих демократических странах современной Европы участие в выборах - не только политическое право, но и конституционная обязанность граждан.


3.Работа с документом. Раздаточный материал – статьи 31, 32, 33 Конституции РФ.( Приложение №1) Читаем вместе и отвечаем на вопросы:

  1. Может ли рядовой гражданин влиять на политику? (да)

  2. В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? (право)

  3. Можете ли вы принимать участие в политической жизни? (нет, с 18 лет)

  4. Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?

4.Далее по ходу урока заполняется схема:



Теперь давайте обратимся к страницам учебника и более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – референдуме и выборах.

Запись в тетрадь понятия «выборы»:

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования. В РФ являются всеобщим, равным, прямыми, тайными.

5.Игра « Выборы Президента школы.» Выбираются члены счетной комиссии для подсчета голосов.Раздаются бюллетени (Приложение №2) и предоставляется ящик.

Референдум - Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено. Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации. Участники референдума- участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вопроса и указываются варианты ответа – «за» или «против», под которыми помещены пустые квадраты. В одном из них гражданин и должен поставить знак при голосовании. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование.



Сообщения учащихся о референдуме 1993 г. по принятию Конституции и о референдуме в Крыму о присоединении к России.( Приложение №3).

Игра «Референдум». Одобряете ли вы введение единообразной школьной формы?» Предлагаются бюллетени ( Приложение № 4) и ящик.

Право на равный доступ к государственной службе и отправлению правосудия.

Обращение в органы власти.

Учитель заполняет соответствующие элементы схемы.

Сообщение учащегося о митингах и демонстрациях. ( Приложение №5).

Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Самостоятельная работа с текстом « Опасность политического экстремизма» на стр. 55-56.

Что такое политический экстремизм? Приведите примеры. В чем его опасность?

6.Выводы, подведение итогов, рефлексия.

Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Почему политика- дело каждого?

Оглашаются итоги голосования.

Дом. Задание: параграф 6, зад. №9 на стр. 58

Приложения:

Приложение №1. Выдержки из Конституции РФ.


Статья 31


Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.


Статья 32


1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.


Статья 33


Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.


Приложение № 2. Бюллетень розового цвета.

Кандидаты в Президенты школы


Кандидаты в Президенты школы


Поставьте любой знак в графе кандидата, за которого отдаете свой голос.

Иванов Иван Иванович



Петров Петр Петрович



Сидоров Сидор Сидорович





Приложение №3

Конституция РФ определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России: основные права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма, избирательную систему, порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.

Действующая Конституция России была принята 12.12.1993 путём проведения всенародного голосования – референдума. Непосредственным юридическим основанием для его проведения послужил Указ Президента РФ от 15.10.1993 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», согласно которому всенародное голосование по проекту назначалось на 12.12.1993. На этот же день были назначены также выборы депутатов в федеральный парламент.

Согласно официально обнародованным ЦИК данным, в референдуме приняли участие 58 187 755 чел. (54,8% от общего числа зарегистрированных избирателей). Из числа участвовавших в голосовании за принятие Конституции проголосовали 32 937 630 чел. (58,4%). Против принятия Конституции голосовали 23 431 333 чел. (41,6%).


16 марта 2014 г. в Крыму прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. По данным главы крымской комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, явка составила 83,1%.

17 марта Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины. Парламент также обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта.

Верховный Совет Крыма постановил в официальных наименованиях органов власти Республики Крым и других органов вместо слов "Автономная Республика Крым" использовать слова "Республика Крым".

18 марта президент России Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России.

Договор впоследствии был одобрен Госдумой и Советом Федерации.

21 марта президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федеральный конституционный закон о процедуре их вхождения в состав России.



Приложение № 4. Референдум.

Бюллетени желтого цвета с вопросом

«Одобряете ли вы введение единообразной школьной формы?»

«ЗА»-

«ПРОТИВ»-



Приложение №5

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!