ТЕМА УРОКА: Содержание и формы духовной деятельности 10 класс, социально-экономический профиль
Цель: выяснить содержание, особенности и формы духовной деятельности.
Задачи.
Образовательные: Определить понятия и термины темы. Познакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной деятельности, взглядами философов, трактовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.
Развивающие: Продолжить развитие у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы по исходному материалу, рационально подходить к поставленным задачам/
Воспитательные: Способствовать выработке гражданской позиции, умению работать в группе и индивидуально. Продолжить работу по развитию коммуникативности, эффективного общения, самостоятельности и ответственности, способности к мини-научному поиску и анализу информации, критическому и объективному мышлению.
Знать: деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.
Уметь: осуществлять поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Понятия, идеи
деятельность;
духовная деятельность;
духовный мир;
духовное самоопределение личности;
аксиология;
духовные ценности;
специализированная и неспециализированная духовная деятельность;
духовное самоопределение личности;
опредмечивание ценностей;
распредмечивание ценностей;
секуляризация;
знак;
символ.
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока
1. Используемые образовательные технологии: работа в группах; работа с учебником; ИКТ.
Методы:
словесные методы: беседа, объяснение; наглядные методы: показ презентаций; частично-поисковый метод;
Приемы: логический, организационные (организация работы по группам), технические приемы (демонстрация презентаций, дидактические карточки).
Все методы и приемы используются в ходе урока в соответствии с логикой изложения учебного материала.
Дидактические материалы и средства обучения:
Презентации учащихся, газеты, материалы школьного музея.
Учебник пар. 18, с 180-186; раздаточный обобщенный материал урока
Содержание учебного материала урока.
План урока: Эпиграф: “Не хлебом единым…”
1. Экскурсия в школьный музей.
1. Социоисследование.
2. Создание и освоение духовных ценностей.
3. Духовная жизнь общества.
4. Духовный мир человека.
5. Закреплление.
6. Презентации.
7. Домашнее задание.
Оборудование урока: учебник “Обществознание” 10 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И.Смирновой). – М., Просвещение, 2010.
Мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал.
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Учитель. Мы не случайно начинаем наш урок именно здесь, в нашем шк. музее, который создан с 2007 г. Я попрошу вас после небольшой экскурсии, которую проведут члены лекторской группы, определить тему нашего сегодняшнего урока. Рассказ об экспозициях музея. несколько загадок.
-_Итак, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Вернулись в класс. На доске тема «Содержание и формы духовной деятельности».
(СЛАЙД № 1) Учитель. Несколько уроков мы вели речь о деятельности человека. Сейчас короткий блиц-опрос, который поможет нам вспомнить основные понятия, знания которых необходимы нам сегодня. 1. Деятельность.
СЛАЙД № 2,3 2. Структура деятельности. 3. Виды деятельности. 4. Классификация деятельности по объектам и результатам. 5.Творческая деятельность. 6. Механизмы творческой деятельности.
Учитель. СЛАЙД № 4 -Объясните, как вы понимаете смысл этих высказываний? (ОТВЕТЫ) ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ! -Людям всегда было важно удовлетворять свои материальные и духовные потребности. (Вспомните, что такое потребности и их классификация по Маслоу. Стр. учебника 172) -Действительно, если вспомнить Древнюю Грецию, то именно там зародилось зрелище, без которого мы не можем себе представить сегодня культурную жизнь. Я думаю, что вы догадались, что речь идёт о театре. НИ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК! Откроем ПРАКТИКУМ и на стр. 77 п. 8.2 найдите и прочитайте высказывание, которое подтверждает первое высказывание. Э. Роттердамский крупнейший учёный
Северного Возрождения, прозванный «князем
гуманистов», 15 -16 века.
Учитель. За несколько дней до сегодняшнего урока было поручено задание- провести небольшое социологическое исследование среди учащихся 10 класса и сделать вывод о том, какой смысл вкладывают респонденты в слова ДУХ, ДУХОВНОСТЬ.
СЛАЙД № 5 (Учащиеся сообщают результаты) и дают определения этих понятий
СЛАЙД № 6.7 Учитель. В результате общественной деятельности создаются объекты, которые удовлетворяют разнообразные потребности людей: орудия труда, продукты питания, одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды, т.е. речь идёт о духовной деятельности, о духовных ценностях.
СЛАЙД № 8.9 Сфомулируем определение понятий (с. 180 уч-к). -А зачем человеку духовные ценности? (ответы уч-ся).
СЛАЙД № 10 ПРИТЧА «ОСТРОВ ДУХ, ЦЕННОСТЕЙ» (рассказывает ученик)
Учитель. Философы утверждают. Что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности.
Древнегреческий философ Платон: учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. - Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды.
- Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.
- Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности.
Но, со времён Платона и Гегеля бытие людей сильно изменилось. -Какие же ещё отличительные признаки духовных явлений вы можете назвать. Обращаясь к страницам нашего учебника (с. 181-182)
СЛАЙД № 11 Учитель. Сегодня, в ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX веке была создана особая наука о ценностях- АКСИОЛОГИЯ
СЛАЙД № 12 Учитель. Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на рынок символических ценностей выбрасывают разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты, журналы, телесериалы. На человека, который не подготовлен к общению с современной культурой это может производить впечатление хаоса и он может легко растеряться. Но процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определённым общественным закономерностям.
Особенности духовных ценностей
общественный характер духовных ценностей (создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий).
В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается.
духовное общение возможно поверх пространственных и временных барьеров. СЛАЙД № 13
Проведём небольшой эксперимент. У вас на столах лежат различные газеты. Пролистните их и ответьте на вопрос: -Какие формы духовной деятельности людей в них указаны? (Искусство, религия, мораль, наука, философия, право, идеология)
СЛАЙД № 14 -Как вы считаете, какая форма духовной деятельности играет важную роль в современном обществе? (Ответы) -Давайте попытаемся ответить на вопрос о том, как же происходит развитие и совершенствование форм духовной деятельности (с. 185 уч-к-) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ, НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ
СЛАЙД № 15 - Какие же учреждения помогают сохранять, распространять духовные ценности? (Ответы: музеи, церковь, библиотеки, театры, архивы, школы.)
СЛАЙД № 16 -Сегодня, как впрочем и всегда, музеи играли важную роль в сохранении, распространении дух. ценностей. -Вспомните, первый музей в России, как назывался, кто его создал? ( Кунсткамера, Пётр 1, 1714 г )
СЛАЙД № 17 Учащиеся нашего класса принимают участие в работе нашего школьного музея и мы неслучайно начали урок в школьном музее. Они скажут несколько слов о тех исследовательских работах, которые есть в нашем музее. Хотелось бы сказать, что многие из них посвящены. Героям ВОВ, людям, которые с страшные для страны годы отстояли свободу и независимость нашей родины. Обзор работ и фрагменты фильмов и презентаций -Голубцов Василий Филиппович -Зюбин Михаил Васильевич -презентация о героях ВОВ -показывают папки с исследовательскими работами, называют их. Презентация «Духовный мир г. Лиски»- (если успеваю, то показать)
ИТОГ: 1) Дайте определение понятию «духовная деятельность». 2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? 3) Назовите основные исторические формы духовной деятельности людей. 4) Что относится к специализированной духовной деятельности? 5) В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность? 6) Какие ценности в жизни человека вы считаете первостепенными?
ОЦЕНКИ. Дом. Зад. П.18, зад. 2. 3 с. 187. с. 190-документ, ответы на вопросы