ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок по математике
на Республиканском семинаре по теме:
«Особенности коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ в рамках
введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
для слушателей программы повышения квалификации
4 б класс
«Решение задач и примеров на увеличение, уменьшение в несколько раз»
Учитель-дефектолог
I квалификационной категории
Вильданова Гульнара Рашатовна
27 апреля 2017 г.
Цель урока:
- закрепить знания таблицы умножения и деления; формировать вычислительные навыки, умение решать задачи в 2 действия;
- развивать умение сравнивать, доказывать и делать выводы;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность, работоспособность.
Задачи:
- отработка навыка в решении задач с использованием действий «умножение» и «деление»;
- повторение случаев табличного умножения и деления;
- развитие умения правильно и последовательно рассуждать в ходе выполнения заданий;
- воспитание аккуратности при выполнении работы;
- развивать память, внимание, мышление, познавательную активность;
- воспитывать трудолюбие и аккуратность в процессе практической деятельности учащихся;
- развивать память, внимание, мышление, познавательную активность; воспитывать трудолюбие и аккуратность в процессе практической деятельности учащихся.
Оборудование и наглядность: мультимедийная установка, таблицы, карточки,
раздаточный материал.
Оборудование и наглядность: мультимедийная установка, таблицы, карточки, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организация класса
На уроке математики
Будьте очень вы внимательны!
Что учили – повторим,
Все, что знаем – обобщим.
Будем с вами мы считать и решать!
Ребята, кто это в гости к нам пришел? (Почтальон Печкин из мультфильма «Трое из Простоквашино»).
- Посмотрите, у Печкина для вас письмо. Давайте прочтем, что в нем? (Зачитывается текст письма).
«Дорогие ребята! К вам с просьбой обращаются ваши верные друзья: дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и галчонок Хватайка. Помогите нам, пожалуйста, построить новый дом в деревне Простоквашино, т.к. наш дом совсем развалился и стал негодным для проживания. Заранее вам благодарны»
- Ну что, ребята, поможем построить дом? Давайте мысленно перенесемся в Простоквашино.
Итак, мы очутились в деревне Простоквашино. С чего же нам начать строить дом? Начнем строительство дома с закладки фундамента. Фундамент – это основание здания, на котором это здание стоит. И чтобы он был крепким, мы на сегодняшнем уроке вспомним два арифметических действия.
2. Сообщение темы и цели урока
А чтобы вы смогли отгадать, какие арифметические действия мы сегодня будем повторять, прослушайте подсказку:
Один пингвин гулял средь льдин,
Одиножды один-один.
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два-четыре.
-Так с каким действием мы начнем работать? (Умножение)
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз.
Чем слагать все целый час.
Умножение таблица
Всем нам в жизни пригодится.
И недаром названа умножением она!
-Сегодня на уроке мы с вами вспомним работу с таблицей умножения. А также мы вспомним, как решаются задачи и примеры, в которых нужно увеличить или уменьшить число в несколько раз.
Давайте заложим фундамент нашего домика в Простоквашино - вспомним, как называются компоненты действия умножения?
(Множитель, множитель, произведение- на доске наглядность)
Что означает каждый множитель в примере?
1-ый множитель - какое число мы берем;
2-ой множитель, сколько раз мы берем это число.
Произведение- результат
- Как называются компоненты действия деления?
(Делимое, делитель, частное)
- Что означает каждый компонент?
Делимое - число, которое мы будем делить
Делитель - число на которое мы будем делить
Частное - сколько у нас получится при делении.
Молодцы, ребята. Крепкий у нас получился фундамент!
(листы с компонентами умножения и деления прикрепляются внизу доски - это фундамент)
А сейчас мы немного посчитаем с вами – устный счет.
3.Устный счёт
1 задание
1) Мыслительная минутка: Вопрос для каждого
- Сколько у меня карандашей?
- Сколько углов у доски?
-Сколько в классе человек?
- Сколько хвостов у 4х коров?
- Сколько ушек у 2х подушек?
2) Решение задач
Мышка зёрна собирала,
По два колоска таскала.
Принесла их девять раз.
Каков у мышки стал запас? (2 х 9 = 18 к.).
В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если шесть всего цветков. (5 х 6 = 30 л.).
3. Минутка чистописания.
- Какой месяц?
-Какое число?
-Какой день недели?
1 группа:
- Отступите 4 клетки, запишите число, классная работа. (5 слайд)
Теперь перейдем к самому главному этапу- будем укладывать кирпичи.
Слайд 8.
- Дядя Федор привез на своем тракторе кирпичи.
Учитель раздает детям «карточки-кирпичики», на них написано задание: составить и
решить примеры, которые ученики должны записать в свои тетради. Затем каждый
ученик выходит к доске, читает задание на «кирпичике» и зачитывает составленный
пример с ответом. «Кирпичики» учитель укладывает на магнитной доске в виде стены
А теперь перейдем к следующему этапу строительства нашего дома - будем укладывать кирпичи. Дядя Федор привез на своем тракторе кирпичи.
(Учитель раздает детям «карточки-кирпичики», на них написано задание, которое ученики должны записать в карточках. Затем каждый ученик выходит к доске, читает задание на «кирпичике» и зачитывает составленный пример с ответом. «Кирпичики» учитель укладывает на магнитной доске в виде стены).
1 группа обучающихся –
Написать на листочках таблицу умножения (каждому на свою цифру)
2 группа обучающихся:
Открыть тетради и прописать цифры по образцам 19, 20
3 группа обучающихся:
Открыть тетради и прописать цифры по образцам: 5, 6, 7.
2 группа:
- Просчитать примеры на сложение и вычитание в пределах 20
3 группа:
- Просчитать примеры на сложение и вычитание от 1 до 7
1.Решение задачи. Откройте учебники на стр. 95 № 27
- Прочитайте задачу внимательно про себя?
Чтение задачи сильным учащимся, а затем учителем.
- О чем говорится в задаче?
-Какой вопрос задачи?
-Составим краткую запись задачи.
-Какие слова возьмем для краткой записи задачи?
Запись краткой записи у доски.(пишет ученик)
В 1 день – 27 с.
Во 2 день - ? в 3 р. меньше, чем
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
-Что мы найдем в первом действии?
- Сможем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?
-Запишем решение у доски.
Выставление оценки. Запись в тетради задачи.
Слабые учащиеся: проверить задания работа по учебнику стр.
2. Гимнастика для глаз
Карточка на доске. Указка.
3. Следующее задание
Повторение таблицы умножения и деления в игре «Найди ошибку»
Списать примеры и найти ошибки:
5 × 5 = 20 3 × 8 = 24
7 × 8 = 56 8 × 8 = 64
12 : 3 = 5 32 : 8 = 5
30 : 3 = 10 49 : 7 = 6
Учащиеся 2 и 3 группы: решение примеров в тетради
- Запишите в тетради
4. Физкультминутка
«Маляры» (Рифмованные движения).
Красим дом. (Плавно сверху вниз водим руками: правой, затем левой). Красим скамейку. (Движения слева направо). Поднимаемся по лестнице на следующий этаж. (Шаги на месте).
5. Самостоятельное решение примеров.
Решить примеры, которые ученики должны записать в свои тетради. Затем каждый ученик выходит к доске, читает задание на «кирпичике» и зачитывает составленный пример с ответом. «Кирпичики» учитель укладывает на магнитной доске в виде стены.
6. Геометрический материал.
- Как вы думаете, что нам сейчас нужно сделать? (Крышу).
- Чтобы крыша не протекала, была прочной, необходимо решить задачу.
Сильные учащиеся: Поставьте в тетради точку. Начертите от этой точки юоковую сторону треугольника, равную 3 см. Начертите основание треугольника, которое в 2 раза больше, чем его сторона.
Слабые учащиеся- начертить отрезок 7 см.
7. Итог урока
Дом мы с вами построили. Благодаря вашим стараниям, знаниям, умениям, дом получился красивым, крепким.
-На уроке я повторил…
-Я учился…
-На уроке мне было…
8. Домашнее задание. Выставление оценок.
Около нашего дома Матроскин и Шарик предложили сделать пруд, в котором будут плавать рыбки. Дома вам нужно будет решить примеры на рисунке и раскрасить рыб по номерам ответов.
Раскрасить рисунок с опорой на получившийся ответ и цвет карандаша. (на рисунке рыбки с примерами)
У С.Я. Маршака есть прекрасное стихотворение о таблице умножения.
- Таблица умножения Достойна уважения. Она всегда во всем права: Чтоб ни случилось в мире,- А все же будет дважды два По – прежнему четыре.