СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математические модели

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике»

Фрагмент примерного урока 2
Математическая модель задачи. Уравнение

Название / Тема: Решение текстовой задачи на умножение и деление

Целевые классы: 3-4

Цель деятельности: Учащиеся будут решать задачи на умножение и деление с помощью составления уравнения.

Необходимые материалы: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, чертежные принадлежности.

Важность: Решение текстовых задач с помощью составления уравнений на основе математических понятий и свойств формирует первоначальные навыки моделирования ситуации, близкой к реальной действительности. Использование математической модели способствует совершенствованию умений учащихся пользоваться математической терминологией, информацией в виде знаков и символов; развитию навыков решения уравнений; готовит к систематическому изучению курса алгебры.

Связь с учебником: [Будет заполнено позже учителями.]

Ход урока:

Этап I. Открытие и введение в урок

  • Введение. Скажите учащимся, что сегодня они будут решать задачи с помощью составления уравнения. Повторите с ними предыдущие знания по теме.


Этап II. Формирование понимания у учащихся

  • Решение задачи. Попросите учащихся поработать в паре или в малой группе и дайте задание.

54 игрушки разложили в несколько коробок. Сколько коробок понадобилось, если в одной коробке 6 игрушек?

  • Скажите учащимся написать уравнение, которое выражает суть задачи.

  • Обсуждение. Попросите нескольких учащихся поделиться ответами и объяснить свою линию рассуждения.

  • Наводящие вопросы:

  • Как вы узнали, что ответ 9?

  • Можете объяснить, как вы решили задачу?

  • Кто может поделиться другим способом решения задачи?

  • Противоположное предположение. Скажите учащимся: когда эта задание было предложено кому-то из учащихся другой школы, был получен следующий ответ: нужно 54 умножить на 6, 54 · 6 .

  • Спросите учащихся:

  • Вы согласны или не согласны? Почему?

  • Как вы думаете, почему так было сказано?

    • Как вы объясните, что этот ответ является неправильным?

  • Моделирование и подведение итогов. Подведите итоги, обратите внимание на то, как была решена задача.

  • Скажите: чтобы решить эту задачу нужно составить математическую модель задачи.

  • Задача состоит в следующем: 54 игрушки следует разложить в несколько коробок так, чтобы в каждой было по 6. Сколько коробок для этого потребуется?

  • Количество коробок неизвестно, обозначим неизвестное буквой х.

  • Теперь 54 игрушки разложим в х коробок, запишем 54 : х.

  • Это действие выражает количество игрушек в одной коробке.

  • Также, знаем, что в одной коробке 6 игрушек, записываем равенство 54 : х = 6. Это и есть математическая модель задачи, и она называется уравнением.

  • 6 · 9 = 54 или 54 : 9 = 6.

  • Пишем ответ: 9 коробок.

  • Давайте потренируемся с другой задачей: 32 яблока разложили в несколько тарелок. Сколько тарелок понадобилось, если в одну тарелку вмещается 8 яблок?

  • Задача состоит в следующем: у нас есть 32 яблока, разложим их по тарелкам, в каждой тарелке по 8 яблок. Сколько тарелок нам потребуется?

  • Количество тарелок неизвестно, обозначим неизвестное буквой х.

  • 32 яблока разложим в х тарелок, запишем действие деления: 32: х. Это выражение означает количество яблок в одной тарелке.

  • По условию задачи в одну тарелку вмещается 8 яблок, составим равенство: 32 : х = 8.

  • Мы получили уравнение, где неизвестным является делитель.

  • Для решения уравнения используем следующее правило: чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное: х = 32 : 8

  • Мы нашли решение (корень) уравнения: х = 4.

  • Сделаем проверку. Для этого, подставляем вместо х найденное число: 32 : 4 = 8.

  • Нашли значение выражения слева от знака равенства 8 = 8

  • Получили верное числовое равенство. Значит, уравнение решено правильно.

  • Запишем ответ задачи: 8 тарелок.

  • Важно помнить, что одним из способов решения задачи является составление подходящей модели в виде уравнения и его решение. Затем соотносим корень уравнения с условием и требованием задачи и записываем ответ задачи.

  • Практика. Попросите учащихся выполнить похожие задания из учебника. Задания могут быть на решение задач с помощью уравнений с неизвестным множителем, или делимым, или делителем.

  • Уровень выше. Дайте учащимся задачи на составление уравнений более сложной структуры.

1. В одну коробку упаковали синие майки, а в другую — белые. Синих маек на 45 больше, чем белых. А всего в двух коробках лежит 650 маек. Сколько маек каждого цвета упаковали в коробки?

2. Для школы купили одинаковое количество волейбольных и футбольных мячей. За волейбольные мячи заплатили 620 сомов, а за футбольные — 920 сомов. Сколько стоит волейбольный мяч, если один футбольный мяч стоит 230 сомов?

  • Уровень соответствует. Предложите учащимся задачи, соответствующего уровня.

1. Привезли 6 коробок краски по 4 банки в каждой. Когда краски распределили по нескольким классам для ремонта, то каждому досталось по 3 банки. Сколько классов отремонтируют?

2. Несколько книг разложили на 5 полок. В каждой полке стало по 4 книги. Сколько всего было книг?

  • Уровень ниже. Дайте учащимся задачи на умножение и деление, которые решаются арифметическим способом в одно действие.

1. Из 30 учащихся сформировали 3 равные группы. Сколько учащихся оказалось в каждой группе?

2. 15 яблок разделили между детьми, каждому досталось 5 яблок. Сколько детей получили яблоки?

Пока учащиеся работают над заданием, ходите по классу, отслеживайте прогресс и оказывайте поддержку по мере необходимости. Задавайте такие вопросы:

  • Что неизвестно в задаче?

  • Объясните, как вы решили задачу?


Этап III. Оценивание результатов обучения

  • Быстрая проверка / Неформальное формирующее оценивание

  • Предложите учащимся в паре составить уравнение для решения задачи. Заранее напишите задачу на доске и прочитайте ее учащимся. Например: «Азамат решил сделать подарок друзьям к празднику «День знаний». Он раздал 27 штук цветных карандашей нескольким друзьям. Каждому досталось по 3 карандаша. Скольким друзьям Азамат подарил карандаши?»

  • Затем попросите учащихся показать:

      • если легко решили задачу;

      • если возникли затруднения с решением задачи;

      • если учащиеся не понимают задание и не знают, как его выполнить.

  • Осмотрите класс и отметьте для себя, кто испытывает трудности.

  • Повторите пройденное на уроке и свяжите его с той целью, которая была изложена во введении.

  • Подведите итоги, сказав учащимся, что одним из удобных способов решения текстовых задач в одно действие на умножение и деление является составление математической модели задачи в виде уравнения. При этом важно уметь определить, какой вид уравнения нужно составить: уравнение с неизвестным множителем, делимым или делителем.

  • Следует помнить, что задача может решаться и другим способом. Решения разными способами отличаются по длине и сложности, но ответ при правильном решении любым способом получается один и тот же.

  • Очень важно при этом, чтобы каждый учащийся верно и убедительно мог объяснить свое решение.

  • Домашнее задание

  • Дайте домашнее задание из учебника.

  • Задания могут быть на решение задач в одно действие с помощью составления уравнений с неизвестным множителем, или делимым, или делителем.

  • Учащимся, которые затрудняются, дайте задание решить задачи арифметическим способом в одно действие на умножение или деление.

  • Уровень сложности домашнего задания не должен превышать уровня сложности заданий, рассмотренных в практической части. Он должен соответствовать целям урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!