Фрагмент примерного урока 3:
Таблица значений выражения
Название / Тема: Выражение и его значение
Целевые классы: 1–2
Цель деятельности: Учащиеся будут составлять таблицу значении выражений.
Необходимые материалы: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, чертежные принадлежности.
Важность: Определение некоторого правила, допускающего изменение ответа при изменении количественных данных в задаче, является функциональной пропедевтикой учащихся начальных классов. Эта деятельность также способствует развитию навыков математического моделирования. Составление таблицы и заполнение его значениями выражения способствует пониманию младшими школьниками идеи изменчивости величин согласно определенному правилу.
Связь с учебником: [Будет заполнено позже учителями.]
Ход урока:
Этап I. Открытие и введение в урок
Введение. Скажите учащимся, что сегодня они научатся составлять таблицу значений выражения. Повторите с ними предыдущие знания по теме.
Этап II. Формирование понимания у учащихся
Решение задачи. Заранее подготовьте модель картонной коробки и карточки с числами. Начертите таблицу на доске. Положите карточку с числом 1 в коробку и достаньте из коробки карточку с числом 4. Занесите их в таблицу. Затем проделайте эти действия с числами 3 и 5, последовательно вынимая 6, 8. Положите в коробку карточку с числом 7 и спросите учащихся: какое число должно выйти из коробки?
Попросите учащихся поработать в паре или в малой группе. Покажите коробку и скажите:
В коробку подается число. Коробка обрабатывает это число, затем отправляет на выход.
Дайте задание:
В коробку последовательно ввели числа, а на выходе из коробки числа были разные: вначале ввели число 1 — вышло число 4; затем ввели число 3 — вышло 6; потом ввели число 5 — вышло число 8. Сейчас ввели число 7. Какое число должно выйти из коробки?
Наводящие вопросы:
Какой ответ вы получили?
Можете объяснить, как вы решили это задачу?
Что происходит с числами в коробке?
Противоположное предположение. Скажите учащимся: когда эта задание было предложено кому-то из учащихся другой школы, был получен такой ответ: в коробку ввели число 7, и вышло число 7.
Спросите учащихся:
Вы согласны или не согласны? Почему?
Как вы думаете, почему так было сказано?
Как вы объясните, что этот ответ является неправильным?
Моделирование и подведение итогов. Подведите итоги, обратите внимание на то, как были решены примеры. Проделайте вместе с учащимися действия, которые описаны в задании, используя картонную коробку.
Нарисуем вместо коробки таблицу из 2-х строк. Запишем эти числа в первой строке таблицы. Так как это не одинаковые числа, а разные, условно обозначу их окошком (пустым квадратиком): •.
Как вы думаете, что произошло в коробке? Что случилось с каждым числом в коробке? (к каждому числу прибавилось 3)
Запишем это в виде выражения • + 3.
Заполним вторую строку таблицы.
• | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 |
• + 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | | | |
Какое число получим, если в коробку положим 9, 11, 13? (12, 14,16)
• | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 |
• + 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
Эту таблицу назовем таблицей значений выражения.
Важно знать, что • + 3 — это выражение, определяющее правило, по которому можно найти измененные числа при выходе из коробки.
Практика. Попросите учащихся выполнить похожие задания из учебника. Задания могут быть на определение правила и его запись в виде выражения, а затем заполнение таблицы значений выражения или на нахождение введенных в коробку или измененных коробкой чисел.
Уровень выше. Дайте учащимся более сложные задачи на определение правила и составление выражений. Например:
В полдень термометр показал температуру 25ºC, а затем каждые два часа она опускалась на p ºC. Заполните таблицу значений выражения, показывающую изменение температуры при р = 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7. Какую температуру показывал термометр в полночь?
Уровень соответствует. Предложите учащимся задачи на определение правила и составление выражений. Например:
В коробку последовательно ввели числа 10, 11, 12, 13, 14, 15. На выходе получили числа 3, 4, 5, 6, 7, 8. Назовите правило, по которому изменились числа и запишите его в виде выражения. Составьте таблицу и заполните его.
Предложите учащимся задачи на определение значений выражения и на определение значения • в выражении, а затем — заполнение таблицы значений выражения. Например:
— Вычислительная машина работает так:
— Какие числа получатся на выходе из машины, если в нее ввели числа: 7, 9, 3, 5, 1, 11?
— Какие числа ввели в машину, если на выходе получили числа:
25, 15, 17, 21, 19, 23?
Этап III. Оценивание результатов обучения
Заранее подготовьте на доске таблицу и попросите учащихся найти значения выражения и заполнить таблицу:
Попросите учащихся показать на пальцах числа, которые они записали в таблице.
Осмотрите класс и отметьте для себя, кто испытывает трудности.
Повторите пройденное на уроке и свяжите его с той целью, которая была изложена во введении.
Подведите итоги, сказав учащимся, что сегодня на уроке они устанавливали правила, допускающие изменение ответа при изменении заданных чисел, и составляли таблицу для записи этих чисел.
Таблица помогает найти значение выражения, обозначенное пустой окошкой (квадратиком). Для нахождения значения выражения вместо пустого окошка подставляем заданное значение, вычисляем получившееся числовое выражение и записываем ответ в соответствующий столбец.
Дайте домашнее задание из учебника.
Задания могут быть на определение правила с последующей его записью в виде выражения, а затем заполнение таблицы значений выражения.
Учащимся, которые затрудняются, дайте задачи на заполнение таблицы с заданным выражением.
Уровень сложности домашнего задания не должен превышать уровня сложности заданий, рассмотренных в практической части. Он должен соответствовать цели урока.