СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Табличные уравнения 

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике»

Фрагмент примерного урока 4:
Таблица значений выражения

Название / Тема: Составление буквенных выражений

Целевые классы: 3–4

Цель деятельности: Учащиеся будут составлять буквенные выражения для решения задачи.

Необходимые материалы: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, чертежные принадлежности.

Важность: Моделирование решения задач в виде буквенного выражения (выражения с переменной), определение правила, допускающего изменение ответа при изменении количественных данных в задаче, является функциональной пропедевтикой учащихся начальных классов. Составление таблицы и нахождение значений выражения, составленной по условию задачи способствуют пониманию младшими школьниками идеи изменчивости величин в числовом множестве в соответствии с определенным правилом.

Связь с учебником: [Будет заполнено позже учителями.]

Ход урока:

Этап I. Открытие и введение в урок

  • Введение. Скажите учащимся, что сегодня они будут составлять буквенные выражения для решения задачи. Повторите с ними предыдущие знания по теме.

Этап II. Формирование понимания у учащихся

  • Решение задачи. Попросите учащихся поработать в парах или в малых группах и дайте задание.

Для похода туристы закупили 96 банок консервов. В день они расходовали по 8 банок. Сколько банок консервов останется за k дней похода?

Через сколько дней у туристов закончатся консервы?

  • Обсуждение. Попросите нескольких учащихся поделиться ответами и объяснить свою линию рассуждения.

  • Наводящие вопросы:

  • Какой ответ вы получили?

  • Можете объяснить, как вы нашли то, что останется за k-дней похода?

  • Кто может поделиться другим способом решения задачи?

  • Противоположное предположение. Скажите учащимся: когда это задание было предложено кому-то из учащихся другой школы, был получен такой ответ: нужно из 96 вычесть 8, а затем из 88 вычесть k, 88 – k.

  • Спросите учащихся:

  • Вы согласны или не согласны? Почему?

  • Как вы думаете, почему так было сказано?

  • Как вы объясните, что этот ответ является неправильным?

  • Моделирование и подведение итогов. Подведите итоги, обратите внимание на то, как были решены примеры.

  • Скажите:

  • В день туристы расходовали 8 банок с консервами. Запишем: 96 – 8 = 88 (банок) останется к концу 1 дня похода;

  • 96 – 8 · 2 = 80 (банок) — столько останется к концу 2 дня похода;

  • 96 – 8 · 3 = 72 (банок) — столько останется к концу 3 дня похода.

  • Мы можем найти, сколько останется банок с консервами и к концу следующих дней похода. Нужно выполнить аналогичные действия.

  • По результатам вычисления, можно заполнить таблицу.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

96

88

80

72

64

56

48

40

32

24


  • Нам надо узнать, сколько банок с консервами останется за k дней похода.

  • Какие изменения мы видим в числах первой и второй строки?

  • Мы видим, что по мере увеличения чисел в первой строке, числа во второй строке уменьшаются на 8, начиная с 96.

  • Чтобы определить правило, по которому мы можем узнать количество оставшихся консервов за любой день похода, нужно количество дней похода умножить на 8, поскольку в день расходуется 8 банок: 8 ·  k.

  • Затем также, как вычисляли раньше, вычитаем это выражение из первоначального количества банок, из 96.

  • Запишем: 96 – 8 · k. Итак, за за k дней похода останется 96 – 8 · k банок консервов. Запишу ответ: 96 – 8 · k (банок консервов).

  • Полученное выражение позволит вычислить, сколько останется банок с консервами за любое количество дней похода.

  • Продолжите:

  • Составим таблицу и посчитаем, через сколько дней у туристов закончатся консервы. Для этого вместо k подставляем числа (дни), вычисляем значение числового выражения и записываем в соответствующий столбец.

  • Перебираем числа, пока значение выражения не будет равно 0.

k

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

96 – 8 · k

88

80

72

64

56

48

40

32

24

16

8

0


  • Итак, у туристов через 12 дней похода закончится запас консервов. Запишу ответ: 12 дней.

  • Практика. Попросите учащихся выполнить похожие задания из учебника. Задания могут быть на моделирование решения задачи в виде буквенного выражения, а затем заполнение таблицы значений выражения.

  • Уровень выше. Задайте учащимся более сложные задачи на составление буквенного выражения и вычисление значения выражения. Например:

  • Велосипедист ехал  со скоростью 7 км / ч. Сколько километров проехал велосипедист за время а? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 1; 2; 4.

  • Велосипедист ехал первый час со скоростью 6 км/ч, затем а часов — со скоростью 8 км / ч. Сколько километров проехал велосипедист за все время? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 1; 2; 4.

  • Уровень соответствует. Дайте учащимся задачи на составление буквенного выражения и вычисления значения выражения. Например:

  • Для математического кружка купили калькуляторы по 14 сомов. Сколько сомов было израсходовано на членов кружка? Запишите выражение, в котором а означает количество учащихся. Составьте таблицу и посчитайте расходы на 1, 2, 3, 4, 5, … ,10 учащихся.

  • В одной пачке находится 24 тетради. За одну неделю Айгуль расходует 3 тетради. Сколько тетрадей в пачке останется за k недель у Айгуль? Составьте таблицу и узнайте, за сколько недель Айгуль использует все тетради?

  • Уровень ниже. Дайте учащимся задачи, где для решения следует составить числовые выражения и найти их значения. Например:

  • У Алины 90 сомов. Каждый день на обед в школьной столовой
    она тратит 15 сомов. Сколько денег останется у Алины через 2 дня?

  • Пока ученики работают над заданием, ходите по классу, отслеживайте прогресс и оказывайте поддержку по мере необходимости. Задавайте такие вопросы, как:

  • Что нужно найти в задаче?

  • Объясните, почему вы так решили задачу?

Этап III. Оценивание результатов обучения

  • Быстрая проверка / Неформальное формирующее оценивание

  • Попросите учащихся составить модель следующей задачи в виде выражения.

У новорожденного братишки Бакыта рост 48 см. Каждый месяц он прибавляет в росте 3 см. Какой рост будет у малыша через 2 месяца, k месяцев?

  • Скажите учащимся показать:

если легко решили задачу;

если возникли затруднения с решением задачи;

если учащиеся не понимают задание и не знают, как его выполнить.

  • Осмотрите класс и отметьте для себя, кто испытывает трудности.

  • Повторите пройденное умение на уроке и свяжите его с той целью, которая была изложена во введении.

  • Подведите итоги, сказав учащимся, что они сегодня на уроке работали с буквенными выражениями для решения задачи.

  • Создание таблицы и нахождение значений выражения, составленной по условию задачи, позволило увидеть множество решений.


  • Домашнее задание.

  • Дайте домашнее задание из учебника.

  • Задания могут быть на моделирование решения задачи в виде буквенного выражения, а затем заполнение таблицы значений выражения.

  • Учащимся, которые затрудняются, дайте задачи, где для решения следует составить числовые выражения и следует найти их значения.

  • Уровень сложности домашнего задания не должен превышать уровня сложности заданий, рассмотренных в практической части. Он должен соответствовать цели урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!