Фрагмент примерного урока 4:
Таблица значений выражения
Название / Тема: Составление буквенных выражений
Целевые классы: 3–4
Цель деятельности: Учащиеся будут составлять буквенные выражения для решения задачи.
Необходимые материалы: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, чертежные принадлежности.
Важность: Моделирование решения задач в виде буквенного выражения (выражения с переменной), определение правила, допускающего изменение ответа при изменении количественных данных в задаче, является функциональной пропедевтикой учащихся начальных классов. Составление таблицы и нахождение значений выражения, составленной по условию задачи способствуют пониманию младшими школьниками идеи изменчивости величин в числовом множестве в соответствии с определенным правилом.
Связь с учебником: [Будет заполнено позже учителями.]
Ход урока:
Этап I. Открытие и введение в урок
Введение. Скажите учащимся, что сегодня они будут составлять буквенные выражения для решения задачи. Повторите с ними предыдущие знания по теме.
Этап II. Формирование понимания у учащихся
Для похода туристы закупили 96 банок консервов. В день они расходовали по 8 банок. Сколько банок консервов останется за k дней похода?
Через сколько дней у туристов закончатся консервы?
Какой ответ вы получили?
Можете объяснить, как вы нашли то, что останется за k-дней похода?
Кто может поделиться другим способом решения задачи?
Противоположное предположение. Скажите учащимся: когда это задание было предложено кому-то из учащихся другой школы, был получен такой ответ: нужно из 96 вычесть 8, а затем из 88 вычесть k, 88 – k.
Вы согласны или не согласны? Почему?
Как вы думаете, почему так было сказано?
Как вы объясните, что этот ответ является неправильным?
Моделирование и подведение итогов. Подведите итоги, обратите внимание на то, как были решены примеры.
В день туристы расходовали 8 банок с консервами. Запишем: 96 – 8 = 88 (банок) останется к концу 1 дня похода;
96 – 8 · 2 = 80 (банок) — столько останется к концу 2 дня похода;
96 – 8 · 3 = 72 (банок) — столько останется к концу 3 дня похода.
Мы можем найти, сколько останется банок с консервами и к концу следующих дней похода. Нужно выполнить аналогичные действия.
По результатам вычисления, можно заполнить таблицу.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
96 | 88 | 80 | 72 | 64 | 56 | 48 | 40 | 32 | 24 |
Нам надо узнать, сколько банок с консервами останется за k дней похода.
Какие изменения мы видим в числах первой и второй строки?
Мы видим, что по мере увеличения чисел в первой строке, числа во второй строке уменьшаются на 8, начиная с 96.
Чтобы определить правило, по которому мы можем узнать количество оставшихся консервов за любой день похода, нужно количество дней похода умножить на 8, поскольку в день расходуется 8 банок: 8 · k.
Затем также, как вычисляли раньше, вычитаем это выражение из первоначального количества банок, из 96.
Запишем: 96 – 8 · k. Итак, за за k дней похода останется 96 – 8 · k банок консервов. Запишу ответ: 96 – 8 · k (банок консервов).
Полученное выражение позволит вычислить, сколько останется банок с консервами за любое количество дней похода.
Составим таблицу и посчитаем, через сколько дней у туристов закончатся консервы. Для этого вместо k подставляем числа (дни), вычисляем значение числового выражения и записываем в соответствующий столбец.
Перебираем числа, пока значение выражения не будет равно 0.
k | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
96 – 8 · k | 88 | 80 | 72 | 64 | 56 | 48 | 40 | 32 | 24 | 16 | 8 | 0 |
Итак, у туристов через 12 дней похода закончится запас консервов. Запишу ответ: 12 дней.
Практика. Попросите учащихся выполнить похожие задания из учебника. Задания могут быть на моделирование решения задачи в виде буквенного выражения, а затем заполнение таблицы значений выражения.
Уровень выше. Задайте учащимся более сложные задачи на составление буквенного выражения и вычисление значения выражения. Например:
Велосипедист ехал со скоростью 7 км / ч. Сколько километров проехал велосипедист за время а? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 1; 2; 4.
Велосипедист ехал первый час со скоростью 6 км/ч, затем а часов — со скоростью 8 км / ч. Сколько километров проехал велосипедист за все время? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при а = 1; 2; 4.
Уровень соответствует. Дайте учащимся задачи на составление буквенного выражения и вычисления значения выражения. Например:
Для математического кружка купили калькуляторы по 14 сомов. Сколько сомов было израсходовано на членов кружка? Запишите выражение, в котором а означает количество учащихся. Составьте таблицу и посчитайте расходы на 1, 2, 3, 4, 5, … ,10 учащихся.
В одной пачке находится 24 тетради. За одну неделю Айгуль расходует 3 тетради. Сколько тетрадей в пачке останется за k недель у Айгуль? Составьте таблицу и узнайте, за сколько недель Айгуль использует все тетради?
Уровень ниже. Дайте учащимся задачи, где для решения следует составить числовые выражения и найти их значения. Например:
У Алины 90 сомов. Каждый день на обед в школьной столовой
она тратит 15 сомов. Сколько денег останется у Алины через 2 дня?
Пока ученики работают над заданием, ходите по классу, отслеживайте прогресс и оказывайте поддержку по мере необходимости. Задавайте такие вопросы, как:
Что нужно найти в задаче?
Объясните, почему вы так решили задачу?
Этап III. Оценивание результатов обучения
У новорожденного братишки Бакыта рост 48 см. Каждый месяц он прибавляет в росте 3 см. Какой рост будет у малыша через 2 месяца, k месяцев?
— если легко решили задачу;
— если возникли затруднения с решением задачи;
— если учащиеся не понимают задание и не знают, как его выполнить.
Осмотрите класс и отметьте для себя, кто испытывает трудности.
Повторите пройденное умение на уроке и свяжите его с той целью, которая была изложена во введении.
Подведите итоги, сказав учащимся, что они сегодня на уроке работали с буквенными выражениями для решения задачи.
Создание таблицы и нахождение значений выражения, составленной по условию задачи, позволило увидеть множество решений.
Задания могут быть на моделирование решения задачи в виде буквенного выражения, а затем заполнение таблицы значений выражения.
Учащимся, которые затрудняются, дайте задачи, где для решения следует составить числовые выражения и следует найти их значения.
Уровень сложности домашнего задания не должен превышать уровня сложности заданий, рассмотренных в практической части. Он должен соответствовать цели урока.