СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение закономерности 

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике»

Фрагмент примерного урока 5.
Определение закономерности

Название / Тема: Числовые последовательности

Целевые классы: 1–2

Цель деятельности: Учащиеся будут определять правила построения числовых последовательностей.

Необходимые материалы: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, чертежные принадлежности.

Важность: Закономерность — это повторяющиеся устойчивые взаимосвязи в числах, свойствах, явлениях объектов. На уроке математики, при рассмотрении закономерностей следует определить некоторое правило, согласно которому в последовательности чисел или фигур следует производить шаги по их повторении, или изменений, или замещении. Эти учебные деятельности способствует глубокому пониманию связи между числами, развитию навыков моделирования и является основой изучения понятия функции.

Связь с учебником: [Будет заполнено позже учителями.]

Ход урока:

Этап I. Открытие и введение в урок

  • Введение. Скажите учащимся, что сегодня они будут находить пропущенные числа в числовой последовательности, продолжат её согласно определенному правилу. Повторите с ними предыдущие знания по теме.

Этап II. Формирование понимания у учащихся

  • Решение задачи. Попросите учащихся поработать в паре или в малой группе и дайте задание.

Найдите правила, по которым записаны числа в двух строках.

Продолжите ряды чисел.


16

25

34







6

14

22








  • Совет учителю. Заранее подготовьте таблицы с числовыми последовательностями. Моделируйте выполнение задания, так чтобы учащиеся вместе с вами заполняли таблицы.

  • Обсуждение. Попросите нескольких детей поделиться ответами и объяснить свою линию рассуждения.

  • Наводящие вопросы:

  • Какие числа вы получили в первой строке?

  • Как вы получили, следующие числа в первой и во второй строках 34 и 22?

  • Можете объяснить, как вы продолжили ряд чисел?

  • Кто может поделиться другим способом решения?

  • Противоположное предположение. Скажите учащимся: когда эта задание было предложено кому-то из учащихся другой школы, таблица была заполнена так:


16

25

34

35

36

37

38

39

40


6

14

22

23

24

25

26

27

28


  • Спросите учащихся:

  • Вы согласны или не согласны? Почему?

  • Как вы думаете, почему он / она так решил / решила?

  • Как вы объясните, что этот ответ является неправильным?

  • Моделирование и подведение итогов. Подведите итоги, обратите внимание на то, как были решены примеры.

  • Скажите:

  • чтобы понять и установить правило в числовой последовательности в первой строке, сделаем следующие действия.

  • Найдем разность между двумя рядом стоящими числами 16 и 25. Разность этих чисел равна 9.

  • После 25 следует число 34, разность равна 9.

  • Придем к выводу: следующее число получим, прибавляя к предыдущему число 9.

  • Итак, правило (закономерность) состоит в прибавлении к предыдущему числу число 9.

  • Используем это правило для определения следующего числа в числовой последовательности. 34 + 9 = 43; 43 + 9 = 52. Аналогично продолжим ряд:


16

25

34

43

52

61

70

79

88


  • Для определения правила в числовой последовательности во второй строке поступим также: найдем разность первых двух чисел 6 и 14, а затем 22 и 14.

  • Правило, которое действует в числовой последовательности во второй строке, заключается в следующем: к предыдущему нужно прибавить 8. Или, заметим, что следующее число меньше предыдущего. Из последующего вычитаем предыдущее число, получаем 8.

  • Используем это правило для проверки следующего числа, а затем установим это правило для продолжения числовой последовательности.

  • Итак, продолжаем ряд:


6

14

22

30

38

46

54

62

80


  • Можно заметить, что разница в числах в первом столбце этих двух строк равна 10, а во втором — 11. Это разница в следующих столбцах будет 12, 13, … (вы можете спросить учащихся, почему?).

  • Практика. Попросите учащихся выполнить похожие задания из учебника. Дайте задание на определение правила в числовой последовательности и продолжение числового ряда или записать пропущенные числа в таблице чисел.

  • Уровень выше. Дайте учащимся более сложное задание на последовательности из чисел или фигур. Например:

  • Определите правило в последовательности чисел и продолжите ее. Составьте другую числовую последовательность по найденному правилу.


  • Уровень соответствует. Дайте учащимся задание:

  • на определение правила и продолжение последовательности чисел: 2, 3, 5, 8, … ;

  • на определение правила, по которому составлена таблица, и запись пропущенных чисел.


39

33

27







  • Уровень ниже. Предложите учащимся упражнения на определение правила по которому составлены числовые последовательности, продолжение и заполнение пропущенных чисел. Например:

  • Назовите пропущенные числа и продолжите ряд до 60:

3, 6, 9, 12, 18..., 21, 24, …, 30, …

Этап III. Оценивание результатов обучения

  • Быстрая проверка / Неформальное формирующее оценивание

  • Заранее запишите этот или подобную числовую последовательность на доске. Попросите учащихся определить правило по которому составлена числовая последовательность, найти и показать на пальцах лишнее число в этом ряду: 7, 14, 19, 21, 25, 28, 35.

  • Осмотрите класс и отметьте для себя, кто испытывает трудности

  • Повторите пройденное на уроке и свяжите его с той целью, которая была изложена во введении.

  • Подведите итоги, сказав учащимся, что они сегодня на уроке выполняли упражнения с числовыми последовательностями.

  • Важно уметь выявить правило, установленное в числовой последовательности, и по этому правилу продолжить ее или найти пропущенные числа.

  • Домашнее задание

  • Дайте домашнее задание из учебника.

  • Задания могут быть на определение правила в числовой последовательности и по этому правилу продолжить ее, или восстановить пропущенные числа.

  • Учащимся, которые затрудняются, дайте упражнения на определение правила в числовых последовательностях, которые начинаются с однозначных чисел, и разница между числами выражается меньшими числами, затем на продолжение числового ряда и заполнение пропущенных чисел.

  • Уровень сложности домашнего задания не должен превышать уровня сложности заданий, рассмотренных в практической части. Он должен соответствовать целям урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!