Методист: Звягина А. И.
Учитель: Шиловская Н. Г.
2021-22 уч.г.
№ | Этап урока, время этапа | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФО | Формы контроля |
1 | Мотивационный этап | Словесный (Вступительная беседа) Практический (выполнение теста) Наглядный (раздаточный материал) | -Внимательно посмотрите на парты и проверьте чтобы у вас было все необходимое. Учебник, пенал, дневник. В кругу друзей Лучше читать, Легче отвечать И побеждать! -Пусть эти слова будут девизом нашего урока. -Как вы понимаете наш девиз? -Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. А сделаем это мы с помощью теста. | (Готовятся к уроку) -Я понимаю так, что с друзьями все гораздо легче. (решают тест по прошлой теме) | Ф | Устный фронтальный контроль |
2 | Речевая разминка | Практические: артикуляционная разминка Словесные: речевая разминка (чтение скороговорки разным темпом и интонацией) | - Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую разминку. (Проводит артикуляционную разминку) «Греем руки» Сейчас мы будем греть ручки. Сложите ладошки и дуйте на них. Контролируйте выдох ладошками. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с]. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются. «Бросим мяч!». Вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, еще один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч. - А теперь сделаем речевую разминку.(На слайде скороговорка) Испугался Рома грома, Заревел он громче грома. - Прочитаем хором, по рядам. Первый ряд читаем с повышением тона, второй ряд с понижением тона, третий с вопросительной интонацией. -Теперь вместе с ускорением. -Молодцы. Теперь я уверенно, что вы с легкостью будете работать на уроке. | Выполняют артикуляционную разминку по демонстрации учителя Выполняют речевую разминку Читают скороговорку с разным темпом и интонацией | Ф | Устный фронтальный контроль |
3 | Самоопределение деятельности | Словесные: беседа наглядный (презентация) | - Ребята, мы начинаем изучение нового произведения. Вам нужно из слов в разброс составить подзаголовок страницы, на котором находиться наш рассказ. Как хорошо уметь читать - Как вы понимаете это название? (Читать на самом деле очень весело и интересно. Ведь если вы сами умеете читать, то не нужно просить об этом взрослых.) Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! -Какой рассказ читали на прошлом уроке? -Кто его автор? -Сегодня мы снова будем читать произведения Николая Носова. -Чтобы узнать как же называется произведение с которым мы сегодня познакомимся, вам нужно отгадать загадку. Санки нас несут вперед, Набирая полный ход, С маленьким Егоркой Катимся мы с… - Верно, рассказ называется «На горке». Тема нашего урока: «Н. Н. Носов «На горке». Давайте поставим цель урока. Цель: Познакомиться с рассказом «На горке». - Какой план мы составим на урок? План урока зафиксирован на слайде: Вспомнить об авторе и его произведениях; Познакомиться с произведением «На горке». | Составляют название из слов Объясняют значение -Живая шляпа. -Н. Носов. -С горки Формулируют тему и план урока | Ф Ф | Устный фронтальный контроль |
4 | Подготовительная работа | Наглядные: презентация Словесные: беседа Практические: работа с иллюстрацией | -Что вы помните о писателе? -Какие произведения этого автора вы знаете? Какие вам понравились больше? -Откройте учебник на странице 60. -Прежде, чем приступить к чтению произведения, рассмотрите иллюстрации к нему. Можете ли вы предположить, о чем этот рассказ? -Верно, он будет о мальчиках. Для того, чтобы узнать, что будет происходить в рассказе мы его прочитаем, но перед этим узнаем значение незнакомых слов. -Мы выполнили первый пункт плана? | (вспоминают) -Затейники, Живая шляпа -О мальчиках, которые катаются с горки -Да | Ф | Устный фронтальный контроль |
5 | Словарная работа | Наглядный: презентация | - В тексте вам встретятся слова: Сгребали (Подберите синоним) трудятся (Подберите антоним) скользкая оттолкнул Напортил (Подберите слово, близкое по значению) (учитель выводит трудночитаемые слова на слайд и читает правильно, по слогам вместе с учениками) Дворницкая — помещение с отдельным входом с улицы, для проживания дворника и хранения уличного уборочного инвентаря. Чиркать - быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо.(В произведении-коньками по снегу) Фанерка - тонкий лист древесины Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги (показывает на слайде значения слов) | собирали ленятся сломал | Ф | Устный фронтальный контроль |
6 | Физкультминутка | Наглядный (видеоролик) | (включает видеоролик и демонстрирует движения) | (повторяют за учителем) | Ф | |
7 | Первичное восприятие | Наглядный (учебник) Словесный (чтение) | - Начнем знакомство с новым произведением. -Слушая и читая произведение, вам нужно ответить на вопрос: Как вел себя Котька? - Я прочитаю вам весь рассказ, следим и внимательно слушаем. | (Следят и слушают) | Ф | Устный фронтальный контроль |
8 | Проверка первичного восприятия | Словесный (эмоционально-оценочная беседа) | - Понравился ли вам рассказ Николая Носова? Чем? - Как все-таки вел себя Котька? - Какой фрагмент вам больше всего понравился? Почему? -Какой фрагмент больше запомнился? - Какую картинку вы представляли, слушая произведение? - Что вы почувствовали после того, как прослушали рассказ? Какое настроение он вызвал? | (Высказывают свое мнение) Юмористичное | Ф | Устный фронтальный контроль |
9 | Второе чтение и анализ | Словесный (чтение, беседа) Наглядный (учебник) | Проведем зрительную гимнастику. Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь) Надо нам зажмурится. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять. -Сейчас будем читать по цепочке, по предложению. Я в любой момент могу прервать цепочку и попросить прочитать другого, поэтому следим. - О чем рассказ? - Как звали главного героя? - Помогал ли он строить горку? - Чем засыпал горку Котька, чтобы она перестала быть скользкой? - Как вы относитесь к Котьке? - Как бы вы поступили на его месте? -Поступали ли вы когда-нибудь как Котька? - Признался ли мальчик в своем проступке? -Что он предложил ребятам на слова: «Как же теперь кататься?» -Какие качества Котьки высмеивает Носов в этом рассказе? -От каких черт характера ему надо избавиться? - Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором рассказывается, как Котька засыпал горку. -Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где Котька исправил свою ошибку. | (повторяют за учителем) - О том, как мальчики делали горку, а Котька засыпал ее -Котька Чижов -Нет -Песком -Плохо, потому что он ленивый -Я бы помогла строить горку (выражают свои мысли) -Да -Подождать пока снег песок засыпет -Хитрость, лень -Глупость, лень (Ищут и читают) | Ф | Устный фронтальный контроль |
10 | Синтез | Словесный (объяснение, беседа) Практический (работа с карточкой) Наглядный (раздаточный материал) | - Предлагаю вам в паре, восстановить цепь событий. Но для начала давайте вспомним правила работы в паре. (повторяет правила работы в паре) -У вас на листочках план нашего рассказа. Но все пункты перепутались и вам необходимо поставить события в правильном порядке, как они идут по произведению. (одна пара читает, остальные проверяют) - Вы правильно восстановили цепь событий. - Теперь посоветуйтесь и выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа. На доске: 1. Поспешишь – людей насмешишь 2) Семь раз отмерь, а один отрежь. 3) Умел ошибиться, умей и поправиться. – Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? - Чему учит рассказ? - Какой мы можем сделать вывод? Вывод: исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. -Мы выполнили второй пункт плана? Мы выполнили поставленную цель? | (выполняют задание) (одни читают остальные проверяют) (советуются и выбирают) -Умению поправлять ошибки, уважать чужой труд) -Да | Ф П | Самоконтроль Взаимоконтроль |
11 | Инструктаж д\з | Словесный: Объяснение | -Открываем дневники, записываем домашнее задание страница 64 № 6 и дома еще раз прочитать этот рассказ. Открываем страницу 64 и находим этот номер. Вам нужно дома на странице 65 внимательно рассмотреть картинный план и ответить на вопросы: Соответствует ли порядок рисунков? Каких рисунков не хватает? Попробовать с помощью этого плана пересказать текст. | Слушают и записывают д/з | Ф | ________ |
12 | Рефлексия | Словесный: Беседа Наглядный (презентация) | «Маятник настроения» Обратите внимание на слайд. Перед вами две картины. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Вы выбираете ту, которая соответствует вашему настроению. -Поднимите руку, кто выбрал первую. Поднимите руку, кто вторую. | (поднимают руки) | Ф | Устный фронтальный контроль |