Тема урока: сказка И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (ПР) |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные (Л) |
Мотивация учебной деятельности. | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Павловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. – Наведите порядок на своих рабочих местах. Все ли необходимые предметы расположены? Буквы тихо пошептались, Улыбнулись, подтянулись, Ровно выстроились в ряд И нам с вами говорят: «Не ленитесь, не деритесь, И на пять всегда учитесь, Сядьте тихо, не шалите, тишину вы берегите». -Что вы можете сказать о буквах? Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом. Буквы, буквы, буквочки, Эй, эй, эй! Ваши дверцы запирал Чародей. Кто умеет отпирать, Тридцать три замка, В эту книжку заходи – Вот моя рука. А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо. Прочитайте стихотворение выразительно. | Приветствуют. (ответы детей: буква – это обозначение звука на письме, в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные, письменные и печатные) Читают стихотворение выразительно. | | принимать и сохранять учебную задачу(Р) | самоопределение |
Актуализация опорных знаний. | | 1. Игра «Узнай букву». Учитель открывает рисунок на доске. Узнайте букву, прочтите строчку к этой букве из стихотворения, которое вы читали дома. 2. Конкурс чтецов. Дорогие ребята, у вас на столах лежат стихотворения, давайте прочитаем их, и определим про какую букву мы будем говорить сегодня. Буква А всему глава, У нее солидный вид, Потому что буква А Начинает Алфавит! Астры, аисты, аптеки С буквой А дружны навеки! Букву А за первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля — Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? — Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще аквалангистом! А какие вы слова Знаете на букву А? Ребята, вы догадались о какой букве мы будем говорить? Какая тема нашего урока? Какую цель мы достигнем на уроке? | Учащиеся читают свои стихотворения. А. Ответы детей. | Научиться определять тему. | Выявлять существенные признаки при анализе объектов. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. (п) принимать и сохранять учебную задачу(Р) владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
3. Проблемное объяснение нового знания. | | Пока вы читали стихотворения, отвечали на вопросы, к нам прислали электронное письмо. Давайте посмотрим, что там написано. Вы догадались, ребята, что нам делать с этими картинками? – По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово. – А вы знаете, что такое сказка? Сказка– фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые. – Какие сказки вы читали сами? – Что происходит в сказках? – Какие действующие лица обычно бывают в сказках? – Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором действующими лицами являются буквы, а вот к какому литературному жанру оно относится, вам предстоит выяснить | Читают письмо с доски. Ответ: сказка Отвечают | Научиться определять тему и главную мысль произведения | принимать и сохранять учебную задачу(Р) Владеть диалогической речью, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква "А"». - Откройте учебник на с. 9. Прочтите, кто написал это произведение. (И.Токмакова) -Кто из вас читал произведения И. Токмаковой и что вы о ней знаете? (учитель рассказывает об авторе и демонстрирует книги писательницы) - Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице? –Прочтите название произведения. Рассмотрите иллюстрацию. – Как вы думаете, о ком это произведение? -Что помогло вам ответить на этот вопрос? (Название произведения и иллюстрация.) 2. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения - Какое впечатление произвело на вас начало произведения? - Какие слова или выражения были непонятны в тексте? 3. Словарная работа. (работа в парах) Ребята, объединитесь с соседом по парте и возьмите из конверта листочки с заданием. Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика изумилась громко сказала, крикнула воскликнула удивилась клякса родственница племянница пятно на листе бумаги – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: ста-ра-лась – старалась не слу-ша-лись – не слушались пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились раз-ма-хи-ва-ла – размахивала и-зу-ми-лась – изумилась вы-го-во-ри-ла – выговорила вос-клик-ну-ла – воскликнула пле-мян-ни-ца – племянница | Знакомятся с творчеством И. Токмаковы. Отвечают на вопросы учителя. работают в парах. Читают слова по слогам, а затем целыми словами. | Познакомиться с творчеством И. Токмаковой оценивать события, поступки героев произведения | Владеть диалогической речью (к), Устанавливать причинно-следственные связи. (Р) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | | - Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение. - Если у сказки нет автора, то какая это сказка? - А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной. - Разбейтесь на группы по 3-4 человека и будем заполнять таблицу. По каким признакам мы будем определять? - К каким сказкам относится наша сказка? (К литературной) - Кто ее автор? 2.Анализ произведения. – Отгадайте слово: Мой первый слог В начале алфавита вы найдете. Второй мой слог Шестою нотой пропоете. (Аля.) – Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили? – Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная. Ребята, предлагаю вам выполнить иллюстрации к нашей сказке. Ребята, а каким вы представляете себе Кляксича, какой он: добрый или злой? Как вы можете его изобразить? Ребята, давайте посмотрим на Алю и Кляксича и сравним их, обсудите с другом. Какая буква была героем? (Буква «А».) – Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? – Почему буква «А» была взволнована? – Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А». Ребята, давайте прочитаем по ролям диалог знакомства Али и буквы А. | Учащиеся читают сказку цепочкой. Отвечают на вопрос учителя. (Народная) Заполняют таблицу. Отвечают. | Научиться определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, поступки героев произведения. | Владеть диалогической речью, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | | - Ребята, что вам особенно понравилось в сказке? Что нового мы узнали про сказку? Назовите, на какие 2 вида она делится? Какие свойства литературной сказки вы запомнили? Итак, с каким новым произведением и автором мы познакомились? | Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы. «Аля, Кляксич и буква А» И. Токмаковой. | оценивать события, поступки героев произведения. | владеть диалогической речью(К) | Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. |
7. Рефлексия учебной деятельности. | | - Ребята, урок подошел к концу. Итак, сегодня все молодцы, хорошо поработали! Скажите, что у вас на уроке получилось хорошо и легко? -Что было самым трудным? –Можете ответить, с каким произведением вы познакомились? – Кто автор этой сказки? – Понравилась ли вам сказка? – Что помогло вам представить себе героев этой сказки? Домашнее задание: 1)Перечитать сказку. Придумать продолжение сказки. -Спасибо за урок, до свидания. | Отвечают на вопросы учителя. -Прощаются. | | владеть диалогической речью(К) | самооценка на основе критерия успешности |
При реализации данных приёмов были сформированы следующие коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств, для решения прежде всего коммуникативных задач, владение диалогической формой речи, а также умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности.