СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Литературному чтению в 1 классе по теме "И. Токмакова "Аля, Кляксич и Буква А"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок в 1 классе, УМК "Школа России" по теме: И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А"

Просмотр содержимого документа
«Урок по Литературному чтению в 1 классе по теме "И. Токмакова "Аля, Кляксич и Буква А"»

Конспект учебного занятия
по литературному чтению
в 1 «В» классе
Тема: сказка И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А"
Студентки 403 группы
Пельтек Ксении Павловны


















Смена: 1
Начало урока: 10:30-11:15
МБОУ СОШ №13




Новосибирск, 2019


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О: Пельтек Ксения Павловна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 «В»

Тема урока: сказка И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»

Тип урока: Урок освоения новых знаний
Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при ознакомлении со сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А»

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о творчестве И. Токмаковой

2. Формировать умение определять тему и главную мысль произведения.

Предметные (учащиеся научатся):

1. Познакомиться с творчеством И. Токмаковой

2. Научиться определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, поступки героев произведения.

Развивающие:

1. Формировать умение анализировать.

2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои достижения.

4. Формировать умение владеть диалогической формой речи.

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

1. Выявлять существенные признаки при анализе объектов.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Поиск и выделение информации.

.Регулятивные:

- Определять учебную задачу, составлять план своих действий.

Коммуникативные:

- Владеть диалогической речью, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Воспитательные:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к материалу и способам решения задач.

Личностные (у учащихся будут сформированы):
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник (2-я часть), использование ИКТ (презентация).


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Планируемые результаты (ПР)

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

(Л)

  1. Мотивация учебной деятельности.

Словесный

(беседа)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Павловна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
– Наведите порядок на своих рабочих местах. Все ли необходимые предметы расположены?


Буквы тихо пошептались,

Улыбнулись, подтянулись,

Ровно выстроились в ряд

И нам с вами говорят:

«Не ленитесь, не деритесь,

И на пять всегда учитесь,

Сядьте тихо, не шалите,

тишину вы берегите».

-Что вы можете сказать о буквах?






Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом.

Буквы, буквы, буквочки,
Эй, эй, эй!
Ваши дверцы запирал
Чародей.

Кто умеет отпирать,

Тридцать три замка,
В эту книжку заходи –
Вот моя рука.


А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо.

Прочитайте стихотворение выразительно.


Приветствуют.
















(ответы детей: буква  – это обозначение звука на письме, в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные, письменные и печатные)


Читают стихотворение выразительно.


принимать и сохранять учебную задачу(Р)

самоопределение

  1. Актуализация опорных знаний.


1. Игра «Узнай букву».
Учитель открывает рисунок на доске. Узнайте букву, прочтите строчку к этой букве из стихотворения, которое вы читали дома.

2. Конкурс чтецов.

Дорогие ребята, у вас на столах лежат стихотворения, давайте прочитаем их, и определим про какую букву мы будем говорить сегодня.
Буква А всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква А
Начинает Алфавит!
Астры, аисты, аптеки
С буквой А дружны навеки!


Букву А за первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля —
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
— Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще аквалангистом!
А какие вы слова
Знаете на букву А?

Ребята, вы догадались о какой букве мы будем говорить?

Какая тема нашего урока?
Какую цель мы достигнем на уроке?

Учащиеся читают свои стихотворения.






























А.

Ответы детей.

Научиться определять тему.


Выявлять существенные признаки при анализе объектов.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

(п)
принимать и сохранять учебную задачу(Р)

владеть диалогической речью(К)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

3. Проблемное объяснение нового знания.








Пока вы читали стихотворения, отвечали на вопросы, к нам прислали электронное письмо. Давайте посмотрим, что там написано.

Вы догадались, ребята, что нам делать с этими картинками?

– По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.


– А вы знаете, что такое сказка?

Сказка– фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.
– Какие сказки вы читали сами?
– Что происходит в сказках?
– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
– Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором действующими лицами являются буквы, а вот к какому литературному жанру оно относится, вам предстоит выяснить


Читают письмо с доски.







Ответ: сказка





Отвечают

Научиться определять тему и главную мысль произведения

принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Владеть диалогической речью, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

4. Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи


Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква "А"».

- Откройте учебник на с. 9. Прочтите, кто написал это произведение. (И.Токмакова)

-Кто из вас читал произведения И. Токмаковой и что вы о ней знаете? (учитель рассказывает об авторе и демонстрирует книги писательницы)

- Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?

–Прочтите название произведения. Рассмотрите иллюстрацию.
– Как вы думаете, о ком это произведение?

-Что помогло вам ответить на этот вопрос? (Название произведения и иллюстрация.)
2. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения

- Какое впечатление произвело на вас начало произведения?

- Какие слова или выражения были непонятны в тексте?

3. Словарная работа. (работа в парах)
Ребята, объединитесь с соседом по парте и возьмите из конверта листочки с заданием.

Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика

изумилась  громко сказала, крикнула

воскликнула  удивилась
клякса  родственница
племянница пятно на листе бумаги

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

ста-ра-лась              – старалась
не слу-ша-лись         – не слушались
пе-ре-ссо-ри-лись     – перессорились
раз-ма-хи-ва-ла         – размахивала
и-зу-ми-лась              – изумилась
вы-го-во-ри-ла           – выговорила
вос-клик-ну-ла           – воскликнула
пле-мян-ни-ца            – племянница

Знакомятся с творчеством И. Токмаковы.




















Отвечают на вопросы учителя.



работают в парах.

















Читают слова по слогам, а затем целыми словами.






Познакомиться с творчеством И. Токмаковой




оценивать события, поступки героев произведения

Владеть диалогической речью (к), Устанавливать причинно-следственные связи.

(Р)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

5.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.


- Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение.


- Если у сказки нет автора, то какая это сказка?

- А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.

- Разбейтесь на группы по 3-4 человека и будем заполнять таблицу. По каким признакам мы будем определять?


- К каким сказкам относится наша сказка? (К литературной)

- Кто ее автор?

2.Анализ произведения.
– Отгадайте слово:
Мой первый слог
В начале алфавита вы найдете.
Второй мой слог
Шестою нотой пропоете.
                                              (Аля.)

– Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили?
– Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.

Ребята, предлагаю вам выполнить иллюстрации к нашей сказке.

Ребята, а каким вы представляете себе Кляксича, какой он: добрый или злой? Как вы можете его изобразить?

Ребята, давайте посмотрим на Алю и Кляксича и сравним их, обсудите с другом.


Какая буква была героем? (Буква «А».)
– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?

– Почему буква «А» была взволнована?
– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».
Ребята, давайте прочитаем по ролям диалог знакомства Али и буквы А.

Учащиеся читают сказку цепочкой.

Отвечают на вопрос учителя.

(Народная)





Заполняют таблицу.

















Отвечают.

Научиться определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, поступки героев произведения.

Владеть диалогической речью, умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

6. Включение нового знания в

систему знаний и повторение.


- Ребята, что вам особенно понравилось в сказке?

Что нового мы узнали про сказку? Назовите, на какие 2 вида она делится? Какие свойства литературной сказки вы запомнили?


Итак, с каким новым произведением и автором мы познакомились?

Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.







«Аля, Кляксич и буква А» И. Токмаковой.

оценивать события, поступки героев произведения.

владеть диалогической речью(К)

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

7. Рефлексия учебной деятельности.


- Ребята, урок подошел к концу.

Итак, сегодня все молодцы, хорошо поработали!

Скажите, что у вас на уроке получилось хорошо и легко?

-Что было самым трудным?
–Можете ответить, с каким произведением вы познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Понравилась ли вам сказка?
– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?

Домашнее задание:

1)Перечитать сказку.  Придумать продолжение сказки.


-Спасибо за урок, до свидания.







Отвечают на вопросы учителя.












-Прощаются.


владеть диалогической речью(К)

самооценка на основе критерия успешности



На данном уроке были апробированы следующие приёмы:
1. Приём сопоставления двух персонажей, учащимся в парах предлагается сравнить двух героев, назвать их черты характера.
2. Приём «чтение по ролям», учащиеся после повторного прочтения литературной сказки объединяются в группы и распределив роли читают сказку.
3. Прием графическое рисование. Обучающиеся в парах обсуждают, как они будут рисовать иллюстрацию к сказке и затем выполняют её на листе бумаги.

При реализации данных приёмов были сформированы следующие коммуникативные УУД: адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств, для решения прежде всего коммуникативных задач, владение диалогической формой речи, а также умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!