СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии "Спирты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии "Спирты"»

Тема урока: «Спирты»9 класс


Цели урока:1.образовательная: формирование понятия о спиртах, их свойствах,

                          получении, применение и влияние на организм

                       2. развивающие: Создание условий для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач проблемного содержания.

                       3.воспитательные:  формирование положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирование межличностных отношений через работу в группах Ориентирование учащихся в принятии чёткой гражданской позиции, воспитание потребности делать выбор в сторону здорового образа жизни.

Методы: проблемно-поисковый, информационно-коммуникационный.

Формы: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска

Реактивы: списки, спиртовка, выпарительная чаша, медная

                  проволока, раствор этилового спирта.

                                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.

    Эмоциональный настрой. Повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Что вы чувствуете? Я желаю вам, чтобы эти эмоции оставались у вас до конца урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Подготовка детей к экзамену.Решение заданий развернутого вида.

№1.Вычислите массу осадка , образовавшегося в результате добавления избытка гидроксида калия к 19 г раствора хлорида магния с массовой долей соли 5%.


№2.После пропускания через раствор гидроксида калия 0,896л сероводорода (н.у.)получили 220г раствора сульфида калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.


№3. Используя метод электронного баланса , составьте уравнение реакции

HNO2 +HI = I2 + NO + H2O

Определите окислитель и восстановитель.


№4.Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы соляной кислоты, гидроксида кальция ,карбонатанатрия, нитрата серебра, нитрата бария.

Используя необходимые вещества только из этого списка , получите в результате двух последовательных реакций раствор нитрата натрия. Опишите признаки проводимых реакций.Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Остальные обучающиеся выполняют тест.

  1. Укажите название углеводорода СН8

а) этан                  б) пропан                  в) метан                  г) бутан

2.Укажите формулу бутана

а) С4Н10       б)С2 Н               в) С3Н8                          г) СН4

3.Укажите название радикала –СН3

а)бутил     б) метан      в) этил      г)метил

4.Укажите формулу радикала этила

а)-С2Н6     б)-С3Н7     в) –С2Н5        г)-с4н9

5.Укажите, какое суждение является правильным:

а) изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав, но

разное химическое строение и поэтому разные свойства

б)гомологи- вещества- , отличающиеся по своему составу на

гомологическую разность – СН2, но имеющие сходное

строение и близкие свойства

а) верно только А     б) верно только Б     в) верны оба суждения  г)оба суждения неверны

6.Укажите общую формулу гомологического ряда бензола

а)СnH2n+2    ,б )CnH2n          в)  CnH 2n-2    г)CnH2n-6

7.Углеводород, относящийся к предельным углеводородам,- это:

а)С6Н8        б) С5 Н10    в) С7 Н14           г) С8 Н 18

8.Определите число атомов водорода в молекуле гомолога

метана, если там имеется 11 атомов углерода.

а) 26       б) 24      в) 22      г) 20

9.С2 Н2 называется :

а)этилен    б) пропилен      в)бутилен    г) ацетилен

10.В молекуле этена связь между атомами углерода :

а) одинарная     б) двойная      в) тройная     г) такой связи нет

11. Раствор перманганата калия обесцвечивается при пропускании

а) CH4        б  )C2H4            в)C3H8            г) C4H10      




Ответы:1-б,2-а,3-г,4-в,5-в,6-г,7-г,8-б,9-г,10-б,11-б

 Объяснение нового материала.

Давайте начнем наш урок словами Льва Николаевича Толстого: «Вино губиттелесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство».

     О каком веществе идет речь? Давайте попробуем назвать тему урока. Учащиеся приходят к мысли, что теме урока«Спирты». Что необходимо знать, чтобы доказать свое согласие или несогласие с автором высказывания. Надо составить

              план работы на уроке:

  1. Определение и состав спиртов.

  2. Способы получения спиртов.

  3. Физические и химические свойства спиртов.

  4. Применение и влияние на организм человека.

Приступим к рассмотрению 1-го пункта: «Определение и состав спиртов».

Мы изучили органические вещества, в состав которых входят углерод и водород .Сегодня знакомимся с веществами в состав которых кроме углерода и водорода входит кислород и это класс- спирты.

Спирты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или

                          несколько( групп – ОН), соединенных с углеводородным радикалом.

   Поэтому вначале рассмотрим классификацию спиртов по числу гидроксильных

групп.Функциональная группа- атом или группа атомов которые обусловливают характерные химические свойства данного класса веществ зависят свойства вещества.

Спирты подразделяются на несколько групп в зависимости от количества гидроксильных групп в молекуле.

1. Классификация спиртов по числу гидроксильных групп:

Одноатомные Многоатомные

R-OH R-(OH)n

СН3 – ОН (метанол, древесный спирт) СН2ОН-СН2ОН (этандиол-1,2

этиленгликоль) , двухатомные

СН3 – СН2 – ОН(этанол,винный спирт)

СН2ОН-СНОН-СН2ОН (пропантриол-1,2,3, глицерин),трехатомные

  Рассмотрим одноатомные спирты.

Л. О. Изготовление моделей спиртов.

На столах у вас наборы шаростержневыхмоделей. Соберите модели углеводородов:

Задание 1 группе – метан;

Задание 2 группе - этан;

Задание 3 группе – пропан

Замените атом водорода в углеродной цепи на гидроксильную группу.

   Запишем несколько первых представителей класса:

       CH3 –OH   -метиловый спирт или метанол(древесный)

       C2H5 –OH  этанол(винный)

       C3H7 –OH  пропанол

Предельные одноатомные спирты – это производные углеводородов, в которых  

                                  один атом водорода замещен на гидроксильную группу.

Общая формула спиртов R –OH, где R – углеводородный радикал. Как же называются спирты? При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту добавляют (родовой) суффикс – ОЛ.

  Перейдем ко второму пункту плана – это физические и химические свойства спиртов. Остановимся на физических свойствах спиртов. Физ. свойства: первые представители, содержащие от одного до 11-ти атомов углерода, жидкие. Высшие спирты (начиная с C12H25OH) при комнатной температуре – твердые вещества. Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус, хорошо растворимы в воде. По мере увеличения углеводородного радикала растворимость в воде уменьшается. Следовательно, возможно образование водородных связей между молекулами спирта и молекулами спирта и воды. Остановимся подробнее на  двух представителях спиртов: метаноле и этаноле.

      Метанол – бесцветная жидкость с характерным запахом, и температурой кипения

                        64,7 ºС. Горит голубоватым пламенем и имеет историческое название

                       «древесный» спирт, очень ядовит.

      Этанол – бесцветная жидкость с характерным запахом и температурой кипения

                       78,3ºС, горюч и в больших количествах ядовит.

                   Концентрацию спирта выражают в объемных процентах. «Чистым» (медицинским) спиртом является,содержащий 96 % - спирта и остальное – вода.

Глицерин- не ядовит , бесцветная вязкая жидкость , растворяется в воде, сладкий вкус.

Этиленгликоль- сиропообразная жидкость , без запаха, сладкий вкус, яд.

   Получение спиртов.

  1. Промышленный способ – гидратация этилена( присоединение молекулы воды)

         C2H4 + H2O → C2H5OH

       

  1. Спиртовое брожение:

C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2


Инструктивная карта.

Лабораторные опыты


Одноатомные спирты.

1.В пробирку налейте несколько капель спирта и 2-3 мл воды. Взболтайте. Что можете сказать о растворимости спиртов?


2.В одну пробирку налейте 2мл воды, в другую 2мл спирта и добавьте по 2 капли растительного масло.Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя?



3.На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и рядом 1 каплю этилового спирта. Какая капля спирта быстрее испарится?



4.Накалите на пламени спиртовки медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт















Многоатомные спирты.

№1. В химическом стакане находится 1мл воды, добавьте столько же глицерина, взболтайте и помешайте. Что наблюдаете?



№2. В 2мл раствора щелочи добавить несколько капель сульфата меди . В пробирку к свежее приготовленному гидроксиду меди (2)добавьте несколько капель глицерина. Что наблюдаете?


Наблюдения


Спирт растворяется .






Во второй пробирке произошло растворение.





Быстрее испарится вторая капля





Черный налет оксида меди 2 исчез, она стала блестящей, образуется специфический запах














Произошло растворение.





Осадок растворяется, получается ярко- синий раствор.

Выводы.


Спирты растворяются в воде





Спирт растворяет органические вещества).





быстрее испаряется капля спирта, так как он легче и летучее воды.



Спирты окисляются, с образованием уксусного альдегида.

         O

C2H5OH + [O] →CH3–C//          + H2O                                    

                              |

               H

             Уксусный

               Альдегид

Или

         O

C2H5OH + C uO→CH3–C// +H2O + C u                  

                |

               H













Глицерин хорошо растворяется в воде





Это качественная реакция для многоатомных спиртов.





Горение.

C2H5OH + 3O2 → 2CO2↑ + 3H2O

          Влияние на организм человека метанола и этанола.(выступление обучающегося)

Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются по силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, – это этиловый спирт. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями вместе взятыми.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает в желудочно-кишечный тракт. В отличие от многих других веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час он достигает максимальной концентрации в крови.

Быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Учеными установлено, что, нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г вина – 500, 100 г водки – 7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90 % этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада.

  метанол - сильнейший яд. При попадании в организм 1-2 чайных ложек его поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу. Опасность усиливается из-за сходства метилового спирта с этиловым спиртом по свойствам, внешнему виду, запаху.

   Этанол прекрасно проникает через плаценту, влияя на плод, а также выводится и с молоком. Об отрицательном влиянии вина на потомство известно с древности. Задолго до наших дней было отмечено, что у пьющих людей чаще бывают мертворождённые дети и выкидыши. Если же ребёнок родился живым, то нередко он отстаёт в развитии и растёт умственно неполноценным. 

Прием этанола с целью повышения устойчивости к холоду не может быть оправдан: под влиянием алкоголя возрастает теплопродукция, но одновременно возрастает и теплоотдача. Расширение кожных сосудов создает ложное ощущение тепла, но растет его потеря за счет потоотделения.

 Хроническое употребление алкогольных напитков может привести к алкоголизму.

. Мировое потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь ставится под угрозу подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

      Люди часто употребляют денатурат, то есть смесь этилового и метилового спирта ( жидкости для мытья стекол и т. д.) . В результате регулярного и длительного употребления алкоголя развивается тяжелое заболевание – алкоголизм – неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости, деградации личности.



Стихотворение «Вино…»

Вино несет и яд и мед,

И рабство и свободу,

Цены вину не знает тот,

Кто пьет его, как воду!

Одних вино влечет в полет,

Других сшибает с ходу.

Цены вину не знает тот,

Кто пьет его, как воду!

Рождается в нас пьянящий сок

И блажь и откровенье.

В нем – созидания исток

И жажда разрушения.

Вино поблажки не дает

Тем, кто ему в угоду

Порой себя не бережет.

Кто пьет вино, как воду!


                      А знаете ли вы, что…

  1. Что в пиве содержатся психоактивные вещества, подобные тем, что содержатся в конопле. Вот почему опьянение от пива бывает своеобразным, отупляющим.

  2. Объем выпитого пива резко увеличивает нагрузку на сердце, страдают и почки (лишняя жидкость задерживается в организме).

  3. По содержанию алкоголя 1 рюмка водки = 1 банке пива – пагубно воздействует на организм человека.

  4. Алкоголизм приводит к раннему старению: пьющая женщина, как правило выглядит старше, а к 40 годам становится как старуха.

  5. А если обратиться к истории, на Руси пьянство считалось пороком. При Петре I даже вручалась медаль «За пьянство».
    (Медаль была сделана из чугуна.Одевалась она шею и снималась только тогда, когда «награждённый» бросал пить.)

Потребление алкоголя (в расчете на одного человека в год) в разных странах.

      Страна                             Количество алкоголя

                                                на человека, л

Россия                                             15

Франция                                          14

Бельгия                                           11

Италия                                              9

Англия                                               7

США                                                  6

Канада                                              5

Срок жизни укорачивается на 10-15 лет.

Несчастные случаи в 35 раз чаще:

  • 50% ДТП;

  • 65% тонущих в воде;

  • 83% пожаров.

С пьянством связано:

  • 50% преступлений;

  • 75 % детской преступности;

  • 45% детской беспризорности;

  • 96% убийств.

  • А теперь я прошу вас заслушать, что говорит народная мудрость, пословицы поговорки:



  • В молодости – бутылки и кабаки.

В старости – травы и врачи.

  • В стакане тонет больше людей, чем в море.

  • Куда входит вино – оттуда выходит здоровье.

  • Горе вином не зальешь, а радость пропьешь.

  • Много пить – добру не быть.


Вернемся к эпиграфу урока. Выскажите свое согласие или несогласие с автором высказывания.

Я надеюсь, что полученные сегодня на уроке знания помогут вам не совершить опрометчивых поступков.

Если вы всё учли, всё уяснили, помните: здоровье, радость жизни в ваших руках.



  • Презентация

             А теперь рассмотрим применение спиртов. Метанол применяют для производства лаков, топлива и синтеза органических веществ. Этанол:  производство алкогольной напитков, парфюмерия, лакокрасочные изделия, синтез органических веществ ( уксусная кислота, каучук и т. д.), аптечных препаратов.

.


  1. А теперь после рассмотрения всех пунктов плана перейдем к

подведению итогов урока

Контрольный лист:

  1. Функциональная группа спиртов:

  1. ОН

  2. СОН

  3. СООН

         4)–NH 2

         

  1. Какое органическое соединение является гомологом этанола?

  1. СН4                                               2)СН3ОН

        3)С6Н5ОН                                           4)С2Н4(ОН)2

       

   

  1. В результате горения этанола в кислороде образуется

  1. С и Н2О                                       2)СО и Н2О

        3)СОи Н2О                                      4)С2Н2 и Н2О

   

4.Общая формула предельных одноатомных спиртов:

        1) R-О- R                                            2) R-СООН

        3) R-СООR                                        4) R-ОН

 5.Физические свойства этанола:
1)твердое вещество, нерастворимое в воде; 
2)жидкость с характерным запахом, хорошо растворима в воде;
3)газообразное вещества с характерным запахом;
4) жидкость нерастворимая в воде.


     

6. Глицерин имеет    ---  гидроксильные группы.

   

7. Образование ярко-синего соединения с гидроксидом меди (II) является качественной реакцией на

          1) алканы

          2) многоатомные спирты

          3) циклоалканы

          4) бензин

     

8. Получить одноатомный спирт можно

          1) окислением алкена

          2) гидратацией алкена

          3) восстановлением алкена

          4) полимеризацией этилена

9.Как называется спирт, употребление которого даже в малых количествах может вызвать слепоту, и даже смерть. 


   Взаимопроверка в парах

Обменяйтесь листами с работами, проверьте правильность выполнения заданий.

1.1)

2.2)

3.3)

4.4)

5.2)

6. 3)

7.2)

8.2)

9. метанол

Оцените работу.

«5»- 9 правильных ответов

«4»-6-8 правильных ответов

«3»-4-5 ответов

«2»- меньше четырех правильных ответов.


         Д/з    §36, упр.2,5٭.тесты вариант 15. Я предлагаю вам, ребята, обратиться ко всем людям со своей позицией по вопросу: «Как влияет алкоголь на организм подростка?». Своё обращение можно оформить в виде лозунга, рисунка, может быть, стихотворения

  1. VI. А теперь перейдем к рефлексии

Что было особенно интересно?

Где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!