СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории России "Северная война" (7 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории России "Северная война"

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории России "Северная война" (7 класс)»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА (ФГОС)

ЦЕЛИ:

  • Дать представление о причинах Северной войны, значении победы России в Северной войне, об особенностях модернизации России начала XVIII века;

  • Познакомить с основными понятиями темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся научатся:

  • Определять направления, задачи и итоги внешней политики России;

  • Представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта;

  • Работать в группе;

  • Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

  • Доказывать свою точку зрения;

  • Выступать публично;

  • Осмысливать теоретический материал;

  • Выполнять познавательные и проблемные задания.

ОТНОШЕНИЯ, ЦЕННОСТИ, ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ:

  • Дать оценку внешнеполитической деятельности России в ходе Северной войны;

  • Выразить свое отношение к роли Петра I в ответственные моменты российской истории.

ТИП УРОКА: лабораторного типа.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Проводится тестирование в форме ОГЭ (текст прилагается)


  1. Мотивационно-целевой этап.

Петр Алексеевич Романов возвратился в Москву с твердым намерением начать преобразование и реформирование Российского государства. Царь решил действовать безотлагательно и решительно, не останавливаясь ни перед чем. Так с 1698 г началась жестокая целеустремленная ломка старой России, ставшей с конца правления Петра Великого мощной в военном и экономическом отношении европейской державой. С чего же решил начать свои преобразования будущий император? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

Тема урока «Северная война»

ПЛАН УРОКА.

  1. Причины Северной войны.

  2. «Нарвская конфузия» и ее последствия.

  3. Реорганизация армии.

  4. Полтавская битва.

  5. Прутский поход.

  6. Морские сражения.

  7. Завершение Северной войны. Ништадский мир.


  1. Введение в новый материал.

Главной стороной реформаторской деятельности самодержца после его возвращения из Европы стала подготовка к войне со Швецией за возвращение древних новгородских земель на балтийских берегах. Каковы были итоги его деятельности? Поговорим об этом на нашем уроке.


  1. Работа по теме урока.

  1. Причины Северной войны.

Работа с источником . Прочитать текст и ответить письменно в тетради на вопросы:

- Кто был правителем шведского и российского государства в начале 1 века?

- Каковы были причины Северной войны?

- Кто был инициатором начала боевых действий?

О причинах войны нет единого мнения. Одни историки считают, что к концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз, инициатором которого был курфюрст Саксонии и король польский Август II, который хотел подчинить себе входящую в Швецию Ливонию (Лифляндию), что позволило бы ему упрочить свою власть в Речи Посполитой. Ливония оказалась в руках Швеции по Оливскому мирному договору 1660 года. Дания пошла на конфликт со Швецией в результате давнего соперничества за господство на Балтийском море. Пётр I последним присоединился к Северному союзу после переговоров с Августом, что было оформлено Преображенским договором.

Для Московского государства получение выхода к Балтийскому морю было важной экономической задачей. К началу Северной войны единственным портом, обеспечивающим торговые отношения с Европой, был Архангельск на Белом море. Но навигация в нем была нерегулярной и очень сложной, что затрудняло торговлю.

Кроме этих причин, историки отмечают еще два обстоятельства, способствовавшие  участию России в Северной войне: Петр I увлекался мореплаванием и судостроением – он был заинтересован в выходе к Балтийскому морю, и оскорбление (холодный прием), полученное им от шведов во время приема в Риге. Кроме того, Московское государство закончило войну с Турцией.

Другие историки утверждают, что инициатором войны со Швецией был польский король Август II, который  стремился отобрать у Швеции Лифляндию, за помощь он обещал вернуть России прежде принадлежащие ей земли Ингерманладии и Карелии.

(Проверка выполнения задания)


  1. «Нарвская конфузия» и ее последствия.

Для Северного союза война началась неудачно. Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац §14)

1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.

2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги).

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва

- Найдите на карте Нарву.

Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.

Работа с текстом. Прочитайте текст п.14 3 абзац.

- Назовите причины поражения русской армии под Нарвой.

1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.

2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.)

После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.

- Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено?

1. Русские потеряли 8 тыс. солдат – шведы – 3 тыс.

2.Армия Петра осталась без артиллерии.

Особой строкой в политике Петра прошли войны, для ведения которых нужна была большая, хорошо вооруженная армия. После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не Пётр I. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.


  1. Реорганизация армии.

Итак, «нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.

Задание. Используя учебник (§14 п.2), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (3-4 минуты).

1. Замена стрелецких войск регулярной армией.

2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

3. Создание военных заводов на Урале.

4. Создание военных учебных заведений.

5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

6. Строительство военно- морского флота.

- Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг? (Армия стала боеспособной и сильной.)

И это привело к первым победам. В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург ( «ключ-город») В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России


  1. Полтавская битва.

Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708 года у деревни Лесной (карта!). Русские войска разбили шведский отряд и захватили обоз, который двигался на помощь Карлу XII.

- Пётр I впоследствии назвал это сражение «матерью Полтавской баталии».Что имел в виду Пётр, давая такую оценку битве?

Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство.

Карл XII не смотря на значительные силы русской армии, упрямо ведёт свою армию к катастрофе. Он настаивает на осаде и взятии Полтавы. Небольшой украинский город шведы осаждали три месяца

Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения

Задание. Используя схему сражения, оцените этот выбор

27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена.Так началось великое сражение.

«Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев,
И се – равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над павшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон

Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

В Европе сама мысль о том , что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось , что армия Карла XII фактически уничтожена…

  1. Прутский поход.

Итак, в 1709 г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

Огромная турецко-крымская армия -180 000 чел , 440 орудий- против 38 000 чел и 120 орудий встретились на реке Прут. Русская армия была на грани поражения. Но тут всех выручила Екатерина, предложившая собрать все драгоценности с русских вельмож и выкупить всех из возможного плена, т.е. позорного поражения.

Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.


  1. Морские сражения.

После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами. Какие? Найдите в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений

( в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам.)

  1. Завершение Северной войны. Ништадский мир.

В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).

  1. Подведение итогов урока.

Вернемся к цели нашего урока: определить значение Северной войны для России. Какое значение для России имела победа в Северной войне?


  1. Домашнее задание. Выучить п.14, заполнить контурную карту, в.5 письменно.


















ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС.

ТЕСТ 10. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

ПЕТР I.РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (+ФГОС)

ВАРИАНТ 1.


А 1. Что из перечисленного способствовало усилению западного влияния на Россию в XVII в.?

  1. Прочные контакты Русской православной церкви с Католической церковью

  2. Масштабная морская торговля России с Западом через Балтику

  3. Почти беспрерывные войны России с соседями

  4. Династические связи русских царей с западными династиями


А 2. Как назывался первый русский военный корабль, построенный при Алексее Михайловиче голландскими специалистами?

  1. «Варяг» 2) «Россия» 3) «Апостол Петр» 4) «Орел»


А 3. Кто из перечисленных исторических деятелей был воспитателем царя Федора Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны?

  1. Симеон Полоцкий 2) А.Л.Ордин-Нащокин

3) В.В.Голицын 4) Юрий Крижанич


А 4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и определите, о событиях какого года идет в ней речь.

«(Царь) зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства, отправляющегося к европейским дворам по поводу шедшей тогда коалиционной борьбы с Турцией, чтобы скрепить прежние и завязать новые дружеские отношения с западноевропейскими странами. Но это была открытая цель посольства. Великие послы: Лефорт, Головин и думный дьяк Возницын получили еще негласную инструкцию сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых.. и кучу всевозможных мастеров…»

  1. 1676 г 2) 1682 г 3) 1689 г 4) 1697 г


А 5. В событиях 1682 г. семейству матери Петра- Нарышкиным- противостояли родственники Ивана и Софьи:

  1. Глинские 2) Лопухины 3) Шереметевы 4) Милославские


А 6. Какие из перечисленных военных событий относится к периоду правления царевны Софьи?

  1. Азовские походы 2) Крымские походы

3) Смоленская война 4) Крымская война


В 1. Запишите слово ( термин), о котором идет речь.

«Еще в царствование Михаила Федоровича, в период Смоленской войны, были созданы по западному образцу и под командованием западных специалистов шесть полков _________________ »





7 «верно»- 5 5-6 «верно»- 4 3-4 «верно» - 3


ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС.

ТЕСТ 10. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

ПЕТР I.РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (+ФГОС)

ВАРИАНТ 1.


А 1. Что из перечисленного способствовало усилению западного влияния на Россию в XVII в.?

  1. Прочные контакты Русской православной церкви с Католической церковью

  2. Масштабная морская торговля России с Западом через Балтику

  3. Почти беспрерывные войны России с соседями

  4. Династические связи русских царей с западными династиями


А 2. Как назывался первый русский военный корабль, построенный при Алексее Михайловиче голландскими специалистами?

  1. «Варяг» 2) «Россия» 3) «Апостол Петр» 4) «Орел»


А 3. Кто из перечисленных исторических деятелей был воспитателем царя Федора Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны?

  1. Симеон Полоцкий 2) А.Л.Ордин-Нащокин

3) В.В.Голицын 4) Юрий Крижанич


А 4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и определите, о событиях какого года идет в ней речь.

«(Царь) зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства, отправляющегося к европейским дворам по поводу шедшей тогда коалиционной борьбы с Турцией, чтобы скрепить прежние и завязать новые дружеские отношения с западноевропейскими странами. Но это была открытая цель посольства. Великие послы: Лефорт, Головин и думный дьяк Возницын получили еще негласную инструкцию сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых.. и кучу всевозможных мастеров…»

  1. 1676 г 2) 1682 г 3) 1689 г 4) 1697 г


А 5. В событиях 1682 г. семейству матери Петра- Нарышкиным- противостояли родственники Ивана и Софьи:

  1. Глинские 2) Лопухины 3) Шереметевы 4) Милославские


А 6. Какие из перечисленных военных событий относится к периоду правления царевны Софьи?

  1. Азовские походы 2) Крымские походы

3) Смоленская война 4) Крымская война


В 1. Запишите слово ( термин), о котором идет речь.

«Еще в царствование Михаила Федоровича, в период Смоленской войны, были созданы по западному образцу и под командованием западных специалистов шесть полков иноземного строя»





7 «верно»- 5 5-6 «верно»- 4 3-4 «верно» - 3

ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС.

ТЕСТ 10. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

ПЕТР I.РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (+ФГОС)

ВАРИАНТ 2.


А 1. Кто из перечисленных исторических лиц был фактическим соправителем царевны Софьи?

  1. В.В.Голицын 2) Ф.И.Мстиславский

3) Ф.Ф.Адашев 4) А.М.Курбский


А 2. Что из перечисленного относится к взглядам Симеона Полоцкого?

  1. Ограничение самодержавия

  2. Объединение Православной и Католической церквей в единую вселенскую церковь

  3. Объединение русского, украинского и белорусского народов под властью России

  4. Отказ церкви от всех ее богатств и земель


А 3. Какое новшество в военной организации русского войска относится к XVII веку?

  1. Стрелецкое войско 2) полки иноземного строя

3) должность тысяцкого 4) дворянское ополчение


А 4. Одним из двух «потешных» полков Петра был полк:

  1. Измайловский 2) Семеновский

3) Московский 4) Новгородский


А 5. Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и определите, о событиях какого года в нем говорится:

« Царь…умер 27 апреля. За смертью его последовали известные бурные события: провозглашение Петром царя мимо старшего брата Ивана, интриги царевны Софьи и Милославских, вызвавшие страшный стрелецкий мятеж в мае того же года, избиение бояр, потом установление двоевластия и провозглашение Софьи правительницей государства…»

  1. 1676 г 2) 1682 г 3) 1689 г 4) 1697 г


А 6. Какое из перечисленных военных событий относится к началу самостоятельного правления царя Петра Алексеевича?

  1. Азовские походы 2) Крымские походы

3) Смоленская война 4) Ливонская война


В 1. Запишите слово ( термин) , о котором идет речь.

«____________, находившаяся на окраине Москвы, была местом компактного проживания приглашенных на русскую службу западноевропейских специалистов в XVII в»





7 «верно»- 5 5-6 «верно»- 4 3-4 «верно» - 3






ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС.

ТЕСТ 10. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

ПЕТР I.РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (+ФГОС)

ВАРИАНТ 2.


А 1. Кто из перечисленных исторических лиц был фактическим соправителем царевны Софьи?

  1. В.В.Голицын 2) Ф.И.Мстиславский

3) Ф.Ф.Адашев 4) А.М.Курбский


А 2. Что из перечисленного относится к взглядам Симеона Полоцкого?

  1. Ограничение самодержавия

  2. Объединение Православной и Католической церквей в единую вселенскую церковь

  3. Объединение русского, украинского и белорусского народов под властью России

  4. Отказ церкви от всех ее богатств и земель


А 3. Какое новшество в военной организации русского войска относится к XVII веку?

  1. Стрелецкое войско 2) полки иноземного строя

3) должность тысяцкого 4) дворянское ополчение


А 4. Одним из двух «потешных» полков Петра был полк:

  1. Измайловский 2) Семеновский

3) Московский 4) Новгородский


А 5. Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и определите, о событиях какого года в нем говорится:

« Царь…умер 27 апреля. За смертью его последовали известные бурные события: провозглашение Петром царя мимо старшего брата Ивана, интриги царевны Софьи и Милославских, вызвавшие страшный стрелецкий мятеж в мае того же года, избиение бояр, потом установление двоевластия и провозглашение Софьи правительницей государства…»

  1. 1676 г 2) 1682 г 3) 1689 г 4) 1697 г


А 6. Какое из перечисленных военных событий относится к началу самостоятельного правления царя Петра Алексеевича?

  1. Азовские походы 2) Крымские походы

3) Смоленская война 4) Ливонская война


В 1. Запишите слово ( термин) , о котором идет речь.

« Немецкая слобода , находившаяся на окраине Москвы, была местом компактного проживания приглашенных на русскую службу западноевропейских специалистов в

XVII в»






7 «верно»- 5 5-6 «верно»- 4 3-4 «верно» - 3

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!