СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Истории России: "Северная война". 7 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Северная война". Использование  работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок по Истории России: "Северная война". 7 класс.»

Северная война. 1700-1721 гг.



Цели урока:

  • познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;

  • охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;

  • оценить значение победы в Северной войне для России.

Задачи урока:

  • Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.

  • Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой.

  • Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: комбинированный урок формирования новых знаний.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Основные понятия: регулярная армия, рекруты, рекрутская повинность, военный устав.

Оборудование:

Учебник История России с древнейших времён до конца 16 века.

Данилов А. А. М.: Просвещение, 2015 г.

Школьный атлас по истории России, карта, компьютер, проектор, компьютерная презентация «Северная война», раздаточный материал (карточки-задания) 



Ход урока:

Организационный момент: -1м.

Приветствие.


Вступительное слово учителя.

Проверка домашнего задания. (5 мин)

- Кто был соправителем Петра Первого?

- Почему царевна Софья была сторонницей двоевластия?

-Причины и итоги Азовских походов?

- В чём была задача Великого посольства?

- Каковы итоги «Великого посольства»


Работа над новым материалом.

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия при Петре I». Чему же посвящен наш  урок? (слайд).  

Посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия.


Тема нашего сегодняшнего урока: «Северная война». (записать тему)


План урока:

  1. Начало войны. Поражение под Нарвой.

  2. Реорганизация армии.

  3. Полтавская битва.

  4. Прутский поход.

  5. Морские сражения.

6.Заключение Ништадского  мира.



Целеполагание, план урока:

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).

Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?

Можете воспользоваться началом фраз, которые мы применяем на уроках.

(Слова-помощники для учащихся: «мы должны…», «мы узнаем..», «мы постараемся…»)

Ответы учащихся.

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы определить значение Северной войны для России.

К началу 18 века все восточное побережье Балтики контролировала Швеция. Балтийское море превратилось в «Шведское озеро». И это вызывало беспокойство соседних стран со Швецией. Для борьбы с ее владычеством был создан союз? Какой?

- Что такое Северный союз? (военный союз России, Дании и Саксонии, направленный против могущественной Швеции) Заключение Северного союза в состав, которого входили Дания, Саксония и Россия. (слайд) В 1700 г. началась Северная война.


Учитель: давайте узнаем каковы причины войны? И что представляли собой армии главных противников? Так была ли Россия готова к войне со Швецией?

Работа 3-х групп (раздаточный материал):

1 группа - выделяет причины Северной войны;

2 группа - шведская армия к началу войны;

3 группа – готовность русской армии к войне

Мы выявили причины войны.

И готовность двух армий.

Русская армия уступала шведской армии и на суше и на море.

Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.


Учитель рассказывает о начале Северной войны.

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников (кто союзники?) привели к их крупным неудачам в начале войны.  
При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Петр успешно провел переговоры с Турцией. Дипломатические успехах Петра – так, ему удалось заключить мир с Турцией, благодаря чему 32-х тысячная армия могла быть переброшена к Нарве. Однако первое Нарвское сражение закончилось поражением русской армии. Марш шведов был скорый, незамеченными они подошли и напали внезапно, обращая русских в бегство. Во время отступления рухнул мост, много солдат упало в реку. Шведы с берега расстреливали тонущих из ружей, по словам Карла, “как уток”. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского (что это за полки?). – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен. В руки шведов попала вся русская артиллерия. Так плачевно закончился этот этап для Дании и России. 

Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой: “Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусным. Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать”.


– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
– Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?

Второй этап – 1701-1706.  До вторжения в Россию Карл ХII решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление). Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России.

Реформы в армии. (Презентация)

Усвоив уроки «нарвской конфузии» Петр провел реорганизацию армии.
О том каковы были новые преобразования Петра посмотрим по презентации



Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов. 

Первые победы не заставили себя ждать В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов. В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал:

«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен» –переименован в Шлиссельбург – «ключ-город»

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели шведской крепостью. Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт-Петербург. (Слайд)

А.С. Пушкин «Медный всадник»:

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен 
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море.

Работа с учебником- 3 группы:

Каковы были дальнейшие события Северной войны


1 группа: Полтавская битва

- Какое событие называют «матерь Полтавской битвы»? Почему?

- Куда двинулся Карл 12? Зачем?

- На чью помощь рассчитывал Карл 12?

- Оправдались ли расчеты Карла?

- Когда шведы осадили Полтаву?

-Кто пришел на помощь осажденным? Во главе кого? А общее руководство?

- Дата и итог Полтавской битвы? Что произошла с Карлом 12?

Задание классу: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве

(1. Военные реформы Пётра I.

2. Боеспособность и мобильность русской армии.

3. Возрос боевой дух армии.

4.Мужество и героизм солдат.

5.Умелое командование.)

Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?

(ответы учащихся)

В Европе сама мысль о том , что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось, что армия Карла XII фактически уничтожена…


2 группа: Прутский поход.

- Кто стал союзником России после Полтавы?

- Что предпринимает Карл 12?

- Что для России обозначала война с Турцией?

- Почему Прутский поход так назвали?

- Какая опасная ситуация возникла во время Прутского похода?

- В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией? Условия перемирия России и Турции?

- Последствия Прутского похода в Северной войне?


Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1711 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.


3 группа: Морские сражения.


Победы русского флота

После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.

- «Последняя надежда» Карла 12?

- Назовите победы русского флота ?

- Где и когда произошли?

- Даты и места этих морских сражений?

- Кто пытался оказать помощь шведскому флоту?

(в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам)

- Как Европа отреагировала на победы русского флота?

- Каково значение морских побед?


 Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире. Ништадский мир. Определите условия Ништадтского мира? В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией.

Условия:

1. Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга),

2.Россия получала Балтийское побережье от Выборга до Риги:

-Лифляндии,

-Эстляндии,

-Ингерманладии (Ижорская земля).


Итоговое обобщение:

Вернемся к цели нашего урока: определить значение Северной войны для России

Какое значение для России имела победа в Северной войне?

(ответы учащихся)

- выход в Балтийское море,

- расширение территории России,

- Россия империя.

- Россия морская держава,

- Россия стала европейской державой.






Заключительный этап урока (рефлексия)


1. Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.

- Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).

- Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).

- Добились ли мы ее? (высказывания учащихся)

-Какое задание вы выполняли в течении урока?

Собрать рабочие листы.


2. Подведение итогов

Оценки за работу на уроке.


3. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!