СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по информатике на тему: "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по информатике на тему: "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике на тему: "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"»

Погожих Анастасия Николаевна


ИНФОРМАТИКА. 9 КЛАСС.
ТЕМА УРОКА: «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ.

АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ»


Аннотация

Интернет технологии позволяют провести урок эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.

В процессе такого урока обучающиеся самостоятельно и с помощью учителя, изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей урока является освоение новых знаний, а также повторение и практическое применение ранее изученного материала, включение его в систему уже имеющихся знаний.

В процессе работы происходит смена деятельности –самостоятельная работа, тестирование, проведение опроса, дискуссии. В течение урока проводится 1 физкульт. минутка.

9 класс. 

Цель урока: ознакомление обучающихся с различными видами вирусов и антивирусными системами.

Задачи урока:

Обучающие:

- закрепить имеющиеся знания по теме «Утилиты. Дефрагментация дика»;

- дать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования на практике.

Развивающие:

- способствовать развитию навыка работы с ПК, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- воспитать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, согласование.

Коррекционные:

- формирование социально-нравственного поведения, учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности, создание благоприятной социальной среды на уроке.

- развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

Здоровьесберегающие:

- формировать умение учиться, заботясь о своем здоровье; выполнять правила охраны труда в кабинете информатики, контролируя время работы на ПК.

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

- определение термина «компьютерный вирус»;

- пути проникновения вирусов на компьютер;

- типы компьютерных вирусов.

Обучающиеся должны уметь:

- не допускать проникновение вирусов с различных носителей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: наглядно - демонстрационный, частично – поисковый, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор.

Дидактический материал: карточки с заданием на закрепление.



План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

IV. Изучение нового материала.

V. Создание санитарного бюллетеня.

VI. Физминутка для глаз.

VII. Проверка первичного усвоения знаний.

VIII. Подведение итогов, оценивание.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте дорогие ребята. Чтобы наш урок прошел в дружеской обстановке повернитесь лицом друг – другу, приставьте ладошки к друг - другу, почувствуйте, какие теплые руки у соседа, улыбнитесь, обменяйтесь приятными эмоциями. Я желаю вам удачи на уроке. Ребята, а сейчас откройте ваши тетради и запишите тему нашего урока: «Компьютерные вирусы. Антивирусные программы».

Каждый из нас неповторим, кто-то любит спорт, кто-то любит лепить из пластилина, кто-то увлекается компьютерами. Мы являемся личностями. В современном технологичном мире информация хранится в компьютерах и в сети Интернет. И бывает, что ваша информация может быть повреждена или украдена кем-то. Надо уметь противостоять этому, надо уметь защищать себе не только в обычной жизни, но и в информационном мире. Именно это мы сегодня и научимся делать – защищать нашу личную информацию.

  1. Актуализация знаний.

Учитель раздает каждому ученику карточку с тестовыми заданиями.

  1. Какая утилита может помочь вам найти и исправить ошибки на дисках вашего компьютера?

а) очистка дисков;

б) восстановление системы;

в) дефрагментация диска;

г) проверка диска.

  1. Какие файлы уничтожаются при использовании очистки диска?

а) файлы, имеющие очень большой объем;

б) файлы, которые не используются пользователем более месяца;

в) временные файлы;

c) Поврежденные файлы и папки.

  1. Всегда ли нужно дефрагментировать диски?

а) это действие должно совершаться регулярно – один раз в месяц;

б) не реже одного раза в неделю;

в) предварительный анализ диска перед дефрагментацией должен выполняться регулярно (раз в неделю или после размещения большого количества файлов или папок на диске), а дефрагментация должна выполняться только по рекомендации операционной системы;

г) данное действие совершается по требованию пользователя.

  1. Какой файл называется фрагментированным?

а) поврежденный файл;

б) файл, части которого записаны в разных местах диска;

в) очень большой файл по размеру;

c) временное досье.

  1. Как называется процесс установки поддержки программ на компьютер?

а) установка;

б) реставрация;

в) дефрагментация;

c) деинсталляция.

  1. Что приводит к тому, что файлы постоянно записываются и удаляются?

а) повреждать файлы;

в) перед удалением файлов;

б) перед проверкой файлов;

г) для фрагментации файла.

  1. Вы хотите организовать последовательность действий, которые вы хотите выполнить, чтобы скопировать объект?

а) выберите «Копировать из контекстного меню»;

б) щелкните правой кнопкой мыши значок избранного, чтобы скопировать объект;

в) открыть папку, из которой мы скопируем объект;

г) выберите в «Контекстном меню» команду «Вставить»;

д) зайти в окно папки, куда мы вставим скопированный объект;

е) в свободном пространстве окна папки назначения щелкните правой кнопкой мыши, вызвав «Контекстное меню».

Теперь обменяйтесь карточками с ответами на тестирование и проведите взаимную проверку работы (правильные ответы и баллы за правильные ответы вы можете видеть на доске), ставя друг другу полученные баллы.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

1. Опишите, какие действия выполняются при проверке системных дисков.

2. Какая программа очищает диск от ненужных файлов?

3. Опишите процесс создания точки восстановления системы.

III. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

В повседневной жизни все вы сталкивались с понятием «Компьютерный вирус», вам предлагается записать ассоциативные понятия, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «Компьютерный вирус».

Думаю, вы интуитивно знаете ответы на вопрос: что называется компьютерным вирусом? Когда появился первый вирус?

  1. Изучение нового материала.

Многие, по крайней мере, слышали о компьютерных вирусах и о том, какие раздражающие вещи они могут вызвать у пользователя ПК: повреждение данных на дисках, потеря программ, удаление информации, необходимой для работы с вашим компьютером, и даже форматирование жесткого диска.

Компьютерный вирус — специально созданная небольшая программа, способная к саморазмножению, засорению компьютера и выполнению других нежелательных действий.

Поскольку компьютерные вирусы являются программами, их можно обнаружить только при запуске.

После запуска вирус может создавать собственные копии, то есть новые фрагменты программного кода. Эти копии могут не совпадать с оригиналом. Вирус обычно распространяется через оперативную память вашего компьютера.

Когда же появились компьютерные вирусы?

Считается, что идея создания компьютерных вирусов была определена писателем-фантастом Т. Дж. Рейном, который в одной из своих книг, написанных в США в 1977 году, описал эпидемию, которая за короткое время охватила около 7000 компьютеров, и вызвала эпидемию, такую как компьютерный вирус, который передавался с одного компьютера на другой, пробирался в их системы и выводил все компьютеры из под человеческого контроля.

Однако научная основа теории механизмов, способных к самовоспроизведению, была заложена человеком, которому мы обязаны формулировкой общих принципов относительно строения компьютера, — Джону фон Нейману.

В 1961 году программисты Bell Telephone Laboratories разработали компьютерную игру Darwin, в которой в память компьютера было загружено несколько программ-организмов.

В конце 70-х годов ХХ века. Появились первые вандальные программы, которые уничтожали пользовательские данные после запуска.

В 1981 году Ричард Скранта написал для Apple один из первых вирусов, обнаруживших его присутствие с помощью сообщения, содержащего небольшое стихотворение. Кроме того, вирус выворачивал изображение на экране, заставлял текст «мигать» и выводил различные сообщения.

Итак, давайте посмотрим на классификацию вирусов:

  • по месту обитания:

  • файловые вирусы – проникают в системные файлы, файлы драйверов, начинают множиться каждый раз при запуске файла;

  • загрузочные вирусы – заражают загрузочный сектор диска или сектор, содержащий программу загрузки системы жесткого диска; заменяет программу в загрузочном секторе, входит в оперативную память и перехватывает управление сразу во время загрузки операционной системы;

  • файловые и загрузочные вирусы – могут проникать как в файлы, так и в секторы;

  • макровирусы – проникают в файлы документов и другие файлы, подготовленные в приложениях; опасность их заключается в том, что они заражают файлы данных и распространяются через документы, подготовленные в популярных системах Word и Excel;

  • сетевые вирусы – распространяются по компьютерной сети, заражают только операционную систему и не записываются на носитель.

— по способу заражения:

  • резидентные вирусы – проникают в оперативную память и могут постоянно обнаруживать их активность до тех пор, пока компьютер не будет выключен или перезагружен;

  • нерезидентные вирусы – наоборот, они не попадают в память и активны только в течение времени, связанного с выполнением определенных задач.

Классификация вирусов по алгоритму их работы невозможна из-за большого количества (десятки тысяч) вирусов. Алгоритмы работы новых вирусов намного сложнее, чем вирусные алгоритмы, созданные десять лет назад.

Вирусы со сложным алгоритмом являются стелс-вирусами. Они не видны при просмотре файлов инструментами операционной системы. Скрытые ирусы могут перехватывать доступ к операционной системе.

Антивирусные программы.

Для защиты от вирусов разрабатываются специальные антивирусные программы для обнаружения вирусов, обработки зараженных файлов и дисков, предотвращения подозрительных действий. Современные антивирусные программы представляют собой комплексы, сочетающие в себе функции детектора, аудитора и охранника.

Они классифицируются следующим образом:

  • детекторные программы или сканеры – вредоносные объекты обнаруживаются путем поиска и сравнения программного кода вируса.

  • мониторинг программ – создание базовой компьютерной защиты, обнаружение вирусов непосредственно на ранней стадии активности;

  • фильтрующие программы или «сторожа» – способны обнаружить вирус на начальном этапе его существования до размножения;

  • иммунизаторы – имитируют заражение файлов определенными вирусами, в результате чего настоящие вирусы сталкиваются со своими «братьями» и останавливают попытки заражения.

Следует сказать, что эти программные варианты сегодня в чистом виде практически не найдены. Разработчики антивирусных программ вынуждены предоставлять все основные типы антивирусных программ, которые бы правильно назывались компонентами или компонентами, чем независимые приложения.

  1. Создание санитарного бюллетеня.

  • Перед использованием чужих носителей проверьте их на вирусы;

  • Не запускайте непроверенные файлы, полученные из сети и по электронной почте.

  • Регулярно копировать ценную информацию на внешние носители;

  • Всегда имейте под рукой загрузочный диск с антивирусной программой.

  • Периодически сканируйте память компьютера и все диски с помощью лицензионных антивирусных программ.

  • своевременно обновляйте антивирусные программы.

  1. Физминутка для глаз.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

VII. Проверка первичного усвоения знаний.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

1. Что называется компьютерным вирусом?

2. Когда появились первые компьютерные вирусы?

3. Что такое антивирусная программа?

VIII. Подведение итогов. Оценивание.







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!