СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии в 7 классе "Географическое положение материка Австралия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 7 классе "Географическое положение материка Австралия"»

Тема урока: Австралия. Географическое положение. История открытия.

Цель:

дать знания о географическом положении и истории открытия Австралии.

Задачи:

Обучающая:

- сформировать у учащихся знания о географическом положении Австралии, истории открытия и исследования материка.

Развивающая:

- создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Воспитательная:

- формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-экспедиция.

Методы: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский. проблемный

Приёмы: опережающие задания, работа в паре, в группах, составление структурно-логической схемы кластера, синквейна.

Подготовительный этап.

1.Учитель заранее разбивает учащихся на группы по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки.

2.В каждой группе назначается главный координатор, которому поясняются его функции.

3.Слабоуспевающим учащимся дается опережающее задание.

4.Учитель распечатывает раздаточный материал.

5.Перед уроком на доске заполняется опорный план записи в тетради.

6.Учитель готовит оценочные листы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- определять географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки материка,

- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материке

Метапредметные результаты

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

- выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

- вести анализ и отбор информации,

- работать с текстом: составлять, логическую цепочку, таблицу, схему.

Личностные результаты обучения

- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока.

3. Изучение нового материала.

4. Рефлексия.

5.Подведение итогов.

6.Задание на дом.

Технологии, применяемые на уроке:

-сотрудничества,

-игрового обучения,

-взаимообучения,

-развитие познавательного интереса,

-здоровьесберегающая,

-ИКТ,

-личностно ориентированный подход

Используемые ресурсы:

- География материков и океанов. 7 класс. Учебник (авторы Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, Москва «Русское слово», 2017г)).

- Компьютер;

- Дополнительная литература

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Австралии; атласы, контурные карты; компьютер с мультимедийной приставкой; учебник (авторы Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский) 7 класс, Москва, «Русское слово», 2017г., раздаточный материал (карточки с заданиями, музыка для минуток отдыха).

1.Организационный этап (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Зовут меня, Нефедова Елена Геннадьевна и сегодня урок географии проведу у вас я.

2.Актуализация опорных знаний и умений. Постановка цели и задач урока (5 минут).

Начать наш урок мне хотелось словами Жака Паганеля - героя романа знаменитого писателя Ж. Верна из его книги «Дети капитана Гранта»

«…А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения и животные, климат и воды – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира…». «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших». Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!»

В ходе урока нам придётся подтвердить или опровергнуть слова из книги Ж. Верна. А для того, чтобы нам это было легче сделать, мы должны отправиться в экспедицию к берегам самого удивительного континента нашей планеты и провести небольшое научное исследование. И нашим помощниками будут карты. Я буду капитаном, а вы юнгами. Прошу всех подняться на борт нашего судна. Работать вы будете большую часть урока самостоятельно, за правильные ответы с места и у доски вы будете получать дополнительные баллы. Итогом нашей работы будет заполнение «Листа успеха».

А к каким неведомым берегам мы поплывем, вам поможет узнать отрывок из стихотворения ленинградской поэтессы Г. Усовой.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне протекают где-то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшнее, чем наводненье.

Учитель: Как вы думаете, о каком географическом объекте идёт речь?

Ученик: Материк Австралия.

Сегодня мы разберем 5 строчек этого стихотворения. Более подробно с природой материка познакомимся на следующих уроках. Дома попробуйте перевести стихотворение на географический язык.

Учитель. Какие вопросы мы обычно рассматриваем на первом уроке при изучении нового материка

Ученик. «Самое…Самое..., географическое положение и историю открытия материка»

Учитель. Все научные работники ведут научные записи, поэтому давайте запишем тему нашего исследования. Как, вы считаете, как она должна звучать?

Ученик. «Австралия, её географическое положение и история исследования»

Учитель. Тема нашего урока «Австралия. Географическое положение. История открытия» (запись темы урока), (слайд)

Учитель. Для того, чтобы наше исследование было выполнено успешно необходимо выявить его цель. Какова цель нашего урока?

Ученик. Познакомиться с географическим положением и историей открытия Австралии.

Учитель. Цель урока «Познакомиться с географическим положением и историей открытия Австралии».

Учитель. А достигнуть этой цели, мы постараемся в ходе нашей с вами совместной деятельности и вашей самостоятельной работы.

Учитель. Вспомните, по какому плану изучается материк?

Ученик:

  1. Географическое положения

  2. История открытия материка

  3. Рельеф и полезные ископаемые

  4. Климат

  5. Внутренние воды

  6. Природные зоны

  7. Население

План нашего урока

  1. «Самый…Самый… материк».

  2. Географическое положение.

  3. История открытия

3.Изучение нового материала.

Ой, пока я тут с вами разговаривала, наш корабль причалил к берегу. (появляется контур Австралии). Будем знакомиться с самым загадочным, таинственным и любопытным материком! «Терра Аустралис Инкогнито», как в старину называли Австралию – Земля Южная неизвестная, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием.

Учитель. - Чтобы проследить путь от Тамалы до Австралии нужно повернуть глобус на пол- оборота. Учитель. Столетие назад путешествие из Европы в Австралию занимало от 7 месяцев до 1 года в настоящее время, чтобы добраться от Москвы до Сиднея на самолете потребуется около 40 часов. Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолета, как его тотчас спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» Несколько позже ему уже и не задают подобных вопросов, а просто говорят: «Австралия – самая лучшая страна в мире?

Учитель. Перед Вами карта мира. Сравните, как расположена Австралия относительно других материков?

Ученик. Удалена практически от всех материков.

Учитель. Какое предположение можно выдвинуть?

Ученик. Если материк находится далеко от других материков, то он самый необычный.

Учитель. Попробуем сегодня и на следующих уроках это доказать. Перед вами карты. (стр.32) и вернемся к словам Жака Паганеля, в которых в характеристике Австралии часто упоминают слово - «самый»…Скажите мне пожалуйста, так какой он самый?.. Самый?.. Самый? (Ответы учащихся).

Учитель. Перед вами текст, найди главную мысль в каждом абзаце, запиши её в «Листах успеха» (Задание 1, работаем в парах).

Текст

Главная мысль

1.Площадь материков:

Евразии – 54900 тыс. кв. км,

Африка – 30320 тыс. кв. км,

Северная Америка –

4250 тыс. кв. км,

Южная Америка –

17830 тыс. кв. км,

Антарктида – 14110 тыс. кв. км,

Австралия - 7687 тыс. кв. км,

Самый маленький материк

2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков

Самый засушливый материк

3. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.

Самый удаленный материк

4. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.

Самый низкий материк

5. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения

Самый спокойный материк

6. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь

Самый удивительный материк

Учитель. Проверяем таблицу. (Слайд)

Учитель. Поставьте себе оценку в «Листах успеха» (0 ошибок – «5», 1ош. – «4», 2-3 ош. – «3»)

Почему изучение материка начинают с Географического Положения, (так как от него зависят все остальные особенности природы.)

В) Что такое Географическое положение материка? Адрес материка.

План описания географического положения материка у вас есть в учебнике на стр. 282.

  1. Географическое положение материка

  1. Положение относительно экватора

  2. Положение относительно нулевого меридиана

  3. Положение относительно тропиков

  4. Положение в полушариях Земли

  5. Крайние точки и их координаты

  6. Протяженность с С на Ю, с З на В в градусах и км.

  7. Океаны и моря, омывающие материк

  8. Климатические пояса

  9. Положение относительно других материков

Учитель. Перед вами текст «Географическое положение Австралии». Заполните пропуски, зачитайте, что у вас получилось.

Текст. (Слайд) Относительно экватора Австралия расположена в южном полушарии, относительно нулевого меридиана – в восточном полушарии. Материк пересекает южный тропик. Австралия омывается Индийским и Тихим океанами и располагается в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Ближе всего находится материк Евразия.

Учитель. Поставьте себе оценку в «Листах успеха» (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»)

!!! (Обратится к стих-ю и проанализировать первые 5 строчек).

Учитель. Итак, материк Австралия полностью находится в южном полушарии. Какие еще материки расположены в южном полушарии? Какой материк вы уже изучили?

Учитель. Найдите сходства в географическом положении Африки и Австралии.

Ученик. Южное полушарие, восточное полушарие, южный тропик, Индийский океан, субэкваториальный, тропический, субтропический климатические пояса, близко - Евразия.

Физкультминутка А теперь, ребята, выпрямим спинки, наберем в грудь морского воздуха, посмотрим налево, посмотрим направо, посмотрим за линию горизонта, не видна ли там Земля! 
Учитель. Продолжаем, следующее задание – проплыть вокруг Австралии и собрать сведения о ГП материка Австралии на поверхности Земли. Сведения на нести на к/к (стр…) Условия выполнения - быстрота, достоверность, количество фактов. Для этого разобьемся на группы и будем выполнять задания по группам, а капитан группы будет делать выводы.

Учитель. По какой карте будем работать? (по физической карте Австралии) стр.32

1,2 группа «Географы»: анализируют физическую карту Австралии. Определяют крайние географические точки материка и их координаты.



Название

Широта

Долгота

1гр.

С

Мыс Йорк

11° ю. ш.,

143° в. д.;

Ю

Саут-Ист-Пойнт

38° ю. ш.,

147° в. д.;

2гр.

В

Мыс Байрон

28° ю. ш.,

154° в. д

З

Мыс Стип-Пойнт

26° ю. ш.,

114° в. д

3,4 группа «Картографы»: анализируют физическую карту полушарий, рассчитывают протяженность материка.)

№ п/п

Вопросы плана

Ответы

3гр.

1) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:

а) 38°–11°=27°;

б) 111 км Х 27° = 2997 км.

4гр.

2) протяжённость с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:

а) 154°–114°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);

б)100 км Х 40 °=4000 км;

Вывод: Австралия небольшой материк, большую протяженность он имеет с запада на восток. Незначительно превышающую протяженность с севера на юг (900км)

5 группа «Климатологи». Определяют В каких климатических поясах расположен материк и делают выводы.

5гр.

В каких климатических поясах расположен материк?

Субэкваториальный, тропический, субтропический

Есть такая австралийская шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он упал в обморок от удивления. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая в лицо холодную воду, но безуспешно. И наконец, один из них догадался – «выплеснул» в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя. В ней отразились важные климатические особенности этого материка. КАКИЕ?

6,7 группы, «Мореплаватели»: анализируют физическую карту Австралии. Определяют моря, океаны, заливы, проливы, омывающие материк.

6гр.

Какие океаны, моря, омывают материк.


Океаны: Индийский, Тихий;

моря: Тиморское, Арафурское, Коралловое, Тасманово;.

7гр.

Заливы, проливы

заливы: Большой Австралийский, Карпентария;

проливы: Торресов, Бассов

Игра «Снежный ком» (Учащиеся по очереди рассказывают ФГП материка, повторяя уже ранее сказанное). Обозначьте на К/К основные элементы береговой линии.

Нас встречают коренные жители- аборигены (смотрите какие симпатичные, с жителями этого континента более подробно мы познакомимся на следующем уроке), они приготовили для вас задание. (слайд). Чтобы выйти на берег мы должны правильно отметить его объекты на контуре материка. (каждый выходит, берет название объекта и помещает его на карту).

Выполняют работу в инструкционных картах, отчитываются устно о результатах работы.

Учитель. Может быть, мы зря вначале определяли географическое положение? А стоило сразу изучать природу материка?

Ученик. Нет. Именного ГП главным образом оказывает влияние на природу любой территории.

Итак, вы обратили внимание на то, что материк Австралия удален от всех остальных материков. Этот факт сыграл не маловажную роль в истории открытия материка.

История открытия и исследования Австралии

Учитель. Теперь дальше отправляемся в экспедицию. Вот, наконец, достигли мы берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал. Я предлагаю вашему вниманию фильм. Вы должны не просто слушать, а запомнить путешественников, которые были до нас, их открытия и заполнить схему. Также вы можете воспользоваться материалом учебника на стр. 6-9.

Луис де Торрес № 1

Абель Тасман № 2

Виллем Янсзон № 3

Джеймс Кук № 4


Также в ходе сегодняшнего урока мы с вами составим по группам кластер. В конвертах лежит разд. материал.

1группа составляет открытие №1.

2группа составляет открытие №2.

3группа составляет открытие №3.

4группа составляет открытие №4.

Задание учащимся: заполнить таблицу.

Год

Исследователь

Страна

Что открыто

1606г.

Виллем Янсзон

Голандия

Северный берег, залив Карпентария

1606г.

Луис Ваэс де Торрес

Испания

Торресов пролив, южное побережье Новой Гвинеи и северное Австралии

1642-1643гг.

Абель Тасман

Голандия

Обошел материк по кольцу вдоль северных, западных и южных берегов. О-в Тасмания.

1770г.

Джеймс Кук

Англия

восточное побережье. Большой Барьерный риф.

1870-1880гг.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Россия

Антропологические, географические и биологические исследования Австралии и Новой Гвинеи

Учитель. Как вы считаете, почему я выделила «маленький материк. Посмотрите на физическую карту Австралии сколько всего «большого» на «маленьком» материке Австралия?

- Большой Барьерный риф,

- Большой Водораздельный хребет,

- Большой артезианский бассейн,

- Большая песчаная пустыня,

- Большая пустыня Виктория,

- Большой Австралийский залив.

Учитель. Черная коробочка

Учитель показывает маленькую черную коробочку и объясняет, что задавая учителю вопросы, ученики должны угадать, что находится в этой коробочке, исходя из ответа учителя. Учитель заготовил вопросы заранее. Ребята работают в микрогруппах, каждая микрогруппа получила вопросы. Происходит свободное обсуждение.

Вопросы:

1.  Это можно встретить на суше?  (нет).

2.  Это можно встретить в воде? (да).

3.  Это можно встретить как под водой, так и над ней?  (да).

4.  Это – морские растения?  (нет).

5.  Это – морские животные?  (да).

6.  Это – отмершие животные?  (да).

7.  Это – представляется опасным для кораблей?  (да).

8.  Это – представляет часть удивительного объекта – Большого Барьерного рифа?  (да).

   Что это?                    Ответ:

В чёрной коробочке кусочек кораллового рифа.

Учитель. Почему выделен Большой Барьерный риф?

Ученик. Самый большой в мире.

Вдоль северо-восточной части Австралии, как бы повторяя очер­тания береговой линии, тянется на протяжении более 2 тыс. км самый большой в мире коралловый риф. Риф отделен от берегов Австралии проли­вом шириной до 150 км. В нем имеется около 20 хорошо изученных проходов со стороны океана. В проливе вода постоянно спокойная и суда без качки скользят по его гладкой поверхности. На Большом Барьерном рифе выступает 600 островов и 2425 рифов. Температурные усло­вия способствуют росту кораллов. Их скопления образуют коралловые рифы. Плотную «стенку» рифы образуют только на севере.


4.Рефлексия по всему изученному.

Учащимся предлагается составить синквейн по теме «Австралия».

Синквейн Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

  • Первая строкаодно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

  • Вторая строкадва прилагательных, характеризующих данное понятие.

  • Третья строкатри глагола, показывающих действие понятия.

  • Четвертая строкакороткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

  • Пятая строкаодно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например: 1. Австралия.

2. Маленькая, засушливая.

3. Поражает, интересует, восхищает.

4. Удивляет уникальный животный мир.

5. Мечта.






5. Подведение итогов урок: Итак, мы познакомились с ГП Австралии и ее первооткрывателями и должны вернуться к заданию, которое прозвучало в начале урока. «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших» слова Ж. Верна». Вы согласны?

Вот и подошло к концу наша экспедиция и мне хотелось бы узнать: Понравилось ли оно Вам? У вас на столах лежат стихиры 3-х разных цветов (красный- мне понравилось, зеленый - мне было интересно, синий не очень интересно) и кораблики. Возьмите стихиры и приклейте к парусам кораблика тот цвет, который отражает ваше настроение и соответствует сегодняшнему уроку – экспедиции.


Я знала, все у нас получится,

Австралию - мы с вами будем знать.

Всем, кто хорошо работал,

В журнал поставляю «хорошо» и «пять».


И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

6. Домашнее задание. П.28. стр.5.

1. Перевести стих Австралия-страна на оборот на географический язык.

2. Выучить карту.

3.Заполнить таблицу «Открытия и исследования Австралии».

Игра «Веришь, не веришь»

  1. Австралия – самый маленький по площади материк? (да)

  2. Материк, который почти посередине пересекается экватором (нет)

  3. Австралия была открыта европейцами раньше других материков? (Нет)

  4. Австралию омывают воды Тихого и Индийского океана? (да)

  5. Австралия полностью лежит в северном полушарии? (нет)

  6. Австралия – самостоятельный материк. (да)

  7. С востока расположен коралловый риф (да)

  8. Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях.(да)

  9. Залив Карпентария разделяет п-ова Арнемленд и Кейп-Йорк.(да)

  10. Ближайшим материком является Антарктида.(нет)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!