СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии "Горы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Горы" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии "Горы"»


Тема урока: «Горы»

Цель: продолжить знакомство с рельефом, сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте.

Задачи:

  1. Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор.

  2. Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать полученные знания для чтения физических карт, умение работать в паре, умения самоконтроля.

  3. Воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.

Ожидаемые результаты:

Предметные: формирование представлений об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте, возрасту.

Коммуникативные: формирование умений работать в парах.

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность.

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: ноутбук, слайды презентация PowerPoint “Рельеф суши. Горы”, проектор, экран, карта полушарий, атласы.

УМК: О.А.Климанова,В.В.Климанов,Э.В.Ким География.Землеведение. 5-6 класс Москва,2019.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Учитель проверяет, готовность обучающихся, создает ситуацию успеха.

  1. Постановка цели занятия перед учащимися: На данном этапе учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока. Применяется метод иллюстрации и демонстрации, беседа.

Просмотр видео.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на видео. Что вы видите? Да, верно, горы и равнины. А горы и равнины, каким одним словом можно назвать? (рельеф). С понятием «рельеф» вы уже знакомы.

- А что бы вы хотели узнать на этом уроке?

- Чему научиться?

Формулируем тему и цель урока, исходя из ответов учащихся.

Записать в маршрутный лист тему урока «Рельеф суши. Горы». Цель урока: сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте.

Сегодня мы начнем изучение темы, а на следующем уроке продолжим познание рельефа и познакомимся с равнинами.

  1. Изучение нового материала. В ходе изучения нового материала происходит чередование активных форм работы: заполнение кластера, таблицы, схемы, работа с контурными картами и атласами. Методы: обьяснительно-иллюстративный, практический. Частично-поисковый.

    1. Познавательная задача: классифицировать горы по различны признакам (высоте, времени образования, строению).

- Вы уже знаете, что крупнейшие формы рельефа на Земле выступы материков и впадины океанов. И на дне океанов и на материках выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины.

Давайте выясним, что вам известно о горах. На кластере в маршрутных листах начерчен холм. Вы имеете представление о горах, но возникли некоторые затруднения, но многое вам ещё неизвестно, поэтому перед нами стоят следующие задачи:

- Объяснить понятие гора.

- Объяснить рельеф гор.

- Объяснить, как различаются горы по высоте.

- Объяснить, как изменяются горы по времени.

- Научиться определять по карте горные системы земного шара.

Всю информацию о горах мы оформим в виде Кластера. Подпишите части горы: вершина, склон, подошва.

    1. Что такое «горы», строение гор.

- Чем горы отличаются от равнин? Высоко приподняты над окружающей территорией, имеют вершину, склон, подошву.

- На каком изображении слайда горы? Почему?

- Гора и холм это одно и то же? В чем разница? (Особенность – высокие, обширные).

- Что такое гора? Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью более 200 м.

В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.

- Так что же такое горы?

- Посмотрите внимательно на фотографию, на которой изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение).

- Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (Чтение определения в учебнике на стр. 57, также определение появляется на слайде).

- Запишите его в маршрутный лист.

Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот (более 200 м).

Из каких частей состоит гора? (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются).

- Что же такое вершина? Склон? Подошва? (выводятся определения).

Вершина – самая верхняя часть горы, ее макушка.

Склон – расстояние между вершиной и подошвой.

Подошва – переход склона (горы) в равнину.

- Ребята, так как одиночные горы встречаются редко, то горы суши – это целые горные страны, протягивающиеся на сотни и тысячи км.

- Горы, расположенные одна за другой в ряд, образуют горный хребет.

- Соседние хребты разделены понижениями, которые называются горными долинами.

- Нагорье – обширное горное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов, иногда разделенных межгорными котловинами.

- Большая группа горных хребтов, межгорных котловин и нагорий называется горной страной.

3.3. Различие гор по высоте.

Учитель: мы с вами выяснили, что представляют собой крупные формы рельефа, рассмотрели рельеф гор, а теперь я предлагаю ответить на вопрос: чем же отличаются горы друг от друга. Демонстрация слайда с изображением низких и высоких гор. Одним из существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной высоте (низкие, средние, высокие). Текст учебника на стр. 57. Полученные сведения учащиеся вновь вписывают в маршрутные листы. Заполните таблицу.


Типы гор

Высота гор

Примеры (названия)

Низкие

До 1000 м

Хибины

Средние

От 1000 до 2000 м

Уральские горы

Высокие

Выше 2000 м

Кавказские горы


- Как горы обозначены на карте и существует ли их классификация там?

Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. Найдите на карте горы.

- По каким показателям вы их нашли?

- Ребята, а как можно узнать о высоте гор на географической карте?

(С помощью шкалы высот)

    1. Физминутка

Остановку совершим,

отвлечёмся от вершин.

Руки вверх, затем вперед,

приседает весь народ,

встали, дружно повернулись

и друг другу улыбнулись.


    1. Практическая работа

Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.

– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название.

– Предлагаю начать с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс. км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы? (Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями).

- Эти горы расположены на материке Евразия. Они самые высокие горы в мире. Как они называются? Здесь находится крыша мира – Джомолунгма (Эверест). (Ученики называют Гималаи).

  1. В какой части материка они расположены;

  2. Как протянулись относительно сторон горизонта;

  3. Береговой линии;

  4. Ближайших рек, морей, океанов.

- Между Черным и Каспийским морями протянулись Кавказские горы – высокие горы России с вершиной Эльбрус. (Найдите на физической карте и определите абсолютную высоту). Данная работа поможет вам быстрее запомнить горы и находить их на карте.

    1. Изменение гор во времени.

– Посмотрите внимательно на фотографии с изображением гор. Чем они отличаются друг от друга? (Обратите внимание на высоту, характер вершин, крутизну склонов, растительный покров и т.д.)

– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?

– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши?

(Должны придти к возрасту – старые и молодые) Подписывают их на своей схеме. А потом они легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы и трещины.

- Определите высоты на карте. Ученики делают вывод, что старые горы обозначены бледными оттенками коричневого цвета, а высокие — яркими насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы выше.

– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.

- Назовите причины разрушений гор.

Чем быстрее поднимаются горы, тем быстрее они разрушаются.


    1. Человек в горах.

Какое значение горы имеют для человека? Чтение текста на стр. 58-59.

  1. Этап закрепления изученного. Для закрепления учебного материала проводится короткая игра. В форме фронтальной работы проверяется активность класса и умение быстро ориентироваться в физической карте мира.

Географический тренинг. Игра «Самые  - самые»

Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас стр.14) находите ответ, поднимаете руку. Если учитель назвал вас, бегом бежите к доске и показываете нужный объект.

  1. Самые длинные горы на Земле. (Анды)

  2. Самые высокие горы на суше. (Гималаи)

  3. Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)

  4. Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)

  5. Этап контроля и самоконтроля.

Для проверки усвоения знаний по теме проводится короткая проверка. Самостоятельная работа по рядам в течение 3-4 минут, по окончании самопроверка. Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по рядам. Работают в паре.


Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.

Гималаи Северная Америка

Кордильеры Австралия

Анды                                                                   Евразия   

Большой Водораздельный хребет Африка

Кавказ Южная Америка

Атлас

  1. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Называют. Следовательно, ваши знания о горах увеличились, наш урок прошел не напрасно. Нарисуйте смайлик, если вам понравился урок.

  1. Объяснение домашнего задания. 

Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, дать возможность проявления творческих способностей для повышения мотивации учения и интереса к предмету.

§ 46, задание 2 письменно. По желанию изобразить горы на рисунке.

  1. Этап рефлексии.

Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку за весь урок. Учащиеся заполняют листы самооценки.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!