Тема урока: «Горы»
Цель: продолжить знакомство с рельефом, сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте.
Задачи:
Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор.
Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать полученные знания для чтения физических карт, умение работать в паре, умения самоконтроля.
Воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.
Ожидаемые результаты:
Предметные: формирование представлений об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте, возрасту.
Коммуникативные: формирование умений работать в парах.
Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность.
Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: ноутбук, слайды презентация PowerPoint “Рельеф суши. Горы”, проектор, экран, карта полушарий, атласы.
УМК: О.А.Климанова,В.В.Климанов,Э.В.Ким География.Землеведение. 5-6 класс Москва,2019.
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель проверяет, готовность обучающихся, создает ситуацию успеха.
Постановка цели занятия перед учащимися: На данном этапе учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока. Применяется метод иллюстрации и демонстрации, беседа.
Просмотр видео.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на видео. Что вы видите? Да, верно, горы и равнины. А горы и равнины, каким одним словом можно назвать? (рельеф). С понятием «рельеф» вы уже знакомы.
- А что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Чему научиться?
Формулируем тему и цель урока, исходя из ответов учащихся.
Записать в маршрутный лист тему урока «Рельеф суши. Горы». Цель урока: сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте.
Сегодня мы начнем изучение темы, а на следующем уроке продолжим познание рельефа и познакомимся с равнинами.
Изучение нового материала. В ходе изучения нового материала происходит чередование активных форм работы: заполнение кластера, таблицы, схемы, работа с контурными картами и атласами. Методы: обьяснительно-иллюстративный, практический. Частично-поисковый.
Познавательная задача: классифицировать горы по различны признакам (высоте, времени образования, строению).
- Вы уже знаете, что крупнейшие формы рельефа на Земле выступы материков и впадины океанов. И на дне океанов и на материках выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины.
Давайте выясним, что вам известно о горах. На кластере в маршрутных листах начерчен холм. Вы имеете представление о горах, но возникли некоторые затруднения, но многое вам ещё неизвестно, поэтому перед нами стоят следующие задачи:
- Объяснить понятие гора.
- Объяснить рельеф гор.
- Объяснить, как различаются горы по высоте.
- Объяснить, как изменяются горы по времени.
- Научиться определять по карте горные системы земного шара.
Всю информацию о горах мы оформим в виде Кластера. Подпишите части горы: вершина, склон, подошва.
Что такое «горы», строение гор.
- Чем горы отличаются от равнин? Высоко приподняты над окружающей территорией, имеют вершину, склон, подошву.
- На каком изображении слайда горы? Почему?
- Гора и холм это одно и то же? В чем разница? (Особенность – высокие, обширные).
- Что такое гора? Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью более 200 м.
В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
- Так что же такое горы?
- Посмотрите внимательно на фотографию, на которой изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение).
- Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (Чтение определения в учебнике на стр. 57, также определение появляется на слайде).
- Запишите его в маршрутный лист.
Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот (более 200 м).
Из каких частей состоит гора? (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются).
- Что же такое вершина? Склон? Подошва? (выводятся определения).
Вершина – самая верхняя часть горы, ее макушка.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в равнину.
- Ребята, так как одиночные горы встречаются редко, то горы суши – это целые горные страны, протягивающиеся на сотни и тысячи км.
- Горы, расположенные одна за другой в ряд, образуют горный хребет.
- Соседние хребты разделены понижениями, которые называются горными долинами.
- Нагорье – обширное горное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов, иногда разделенных межгорными котловинами.
- Большая группа горных хребтов, межгорных котловин и нагорий называется горной страной.
3.3. Различие гор по высоте.
Учитель: мы с вами выяснили, что представляют собой крупные формы рельефа, рассмотрели рельеф гор, а теперь я предлагаю ответить на вопрос: чем же отличаются горы друг от друга. Демонстрация слайда с изображением низких и высоких гор. Одним из существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной высоте (низкие, средние, высокие). Текст учебника на стр. 57. Полученные сведения учащиеся вновь вписывают в маршрутные листы. Заполните таблицу.
Типы гор | Высота гор | Примеры (названия) |
Низкие | До 1000 м | Хибины |
Средние | От 1000 до 2000 м | Уральские горы |
Высокие | Выше 2000 м | Кавказские горы |
- Как горы обозначены на карте и существует ли их классификация там?
Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. Найдите на карте горы.
- По каким показателям вы их нашли?
- Ребята, а как можно узнать о высоте гор на географической карте?
(С помощью шкалы высот)
Физминутка
Остановку совершим,
отвлечёмся от вершин.
Руки вверх, затем вперед,
приседает весь народ,
встали, дружно повернулись
и друг другу улыбнулись.
Практическая работа
Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название.
– Предлагаю начать с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс. км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы? (Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями).
- Эти горы расположены на материке Евразия. Они самые высокие горы в мире. Как они называются? Здесь находится крыша мира – Джомолунгма (Эверест). (Ученики называют Гималаи).
В какой части материка они расположены;
Как протянулись относительно сторон горизонта;
Береговой линии;
Ближайших рек, морей, океанов.
- Между Черным и Каспийским морями протянулись Кавказские горы – высокие горы России с вершиной Эльбрус. (Найдите на физической карте и определите абсолютную высоту). Данная работа поможет вам быстрее запомнить горы и находить их на карте.
Изменение гор во времени.
– Посмотрите внимательно на фотографии с изображением гор. Чем они отличаются друг от друга? (Обратите внимание на высоту, характер вершин, крутизну склонов, растительный покров и т.д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши?
(Должны придти к возрасту – старые и молодые) Подписывают их на своей схеме. А потом они легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы и трещины.
- Определите высоты на карте. Ученики делают вывод, что старые горы обозначены бледными оттенками коричневого цвета, а высокие — яркими насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы выше.
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
- Назовите причины разрушений гор.
Чем быстрее поднимаются горы, тем быстрее они разрушаются.
Человек в горах.
Какое значение горы имеют для человека? Чтение текста на стр. 58-59.
Этап закрепления изученного. Для закрепления учебного материала проводится короткая игра. В форме фронтальной работы проверяется активность класса и умение быстро ориентироваться в физической карте мира.
Географический тренинг. Игра «Самые - самые»
Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас стр.14) находите ответ, поднимаете руку. Если учитель назвал вас, бегом бежите к доске и показываете нужный объект.
Самые длинные горы на Земле. (Анды)
Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)
Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
Этап контроля и самоконтроля.
Для проверки усвоения знаний по теме проводится короткая проверка. Самостоятельная работа по рядам в течение 3-4 минут, по окончании самопроверка. Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по рядам. Работают в паре.
Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.
Гималаи Северная Америка
Кордильеры Австралия
Анды Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас
Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Называют. Следовательно, ваши знания о горах увеличились, наш урок прошел не напрасно. Нарисуйте смайлик, если вам понравился урок.
Объяснение домашнего задания.
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, дать возможность проявления творческих способностей для повышения мотивации учения и интереса к предмету.
§ 46, задание 2 письменно. По желанию изобразить горы на рисунке.
Этап рефлексии.
Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку за весь урок. Учащиеся заполняют листы самооценки.