СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии 8 класс по теме: Почвы и почвенные ресурсы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии 8 класс по теме: "Почвы и почвенные ресурсы". Урок составлен к учебнику: "География России. Природа. 8 класс. Баринова И.И.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 8 класс по теме: Почвы и почвенные ресурсы.»


Тема урока: Почва и почвенные ресурсы.


Цель урока: Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве, как верхнем плодородном слое земли

Задачи:

  • формирование представлений о почве, её составе и свойствах

  • развивать учебно-интеллектуальные умения

  • воспитывать интерес к самостоятельной работе, любовь к природе, родному краю

Оборудование:

  • презентация, карточки для проверки д-з, раздаточный материал, учебник,образцы почвы, для опытов: мензурку, 2 стекла, пипетку, салфетку, воду, спиртовку.

Ход урока.

Слайд №1

I ЭТАП. Организация начала урока.

  • приветствие;

  • проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.

  • настрой на изучение нового материала.

(тема урока не сообщается)


- Сегодня на уроке мы раскроем еще один секрет нашей Земли, познакомимся с новыми понятиями, узнаем много нового и интересного. О чем пойдет речь, вы узнаете немного попозже. Для начала, давайте проверим домашнее задание.


II ЭТАП. Проверка выполнения домашнего задания.


Здесь заканчивается первый слайд (слайд №2)


1) Письменно по карточкам.

Карточка

Вставьте пропущенные слова.

  1. Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору называют……(горными породами)

  2. Горные породы делятся на магматические, метаморфические и …….(осадочные)

  3. Базальт, гранит, вулканический туф – это………….… горные породы.(магматические)

  4. Все горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и используются человеком называются……………………………….(полезными ископаемыми)

  5. К метаморфическим горным породам относятся …………, ……………. и др.(мрамор, кварцит, гнейс, яшма, филлиты, амфиболиты)

  6. Скопление полезных ископаемых называют………………… (месторождение)


2) Устно по вопросам.

  1. Какие крупные месторождения нашего государства вы знаете? (назвать и показать).

  2. К какой группе ресурсов относятся полезные ископаемые? (невозобновимые ресурсы)

Как можно сберегать ресурсы п.и.? (Природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Поэтому необходимо постоянно заботится об их сохранении и воспроизводстве.

Для этого существуют следующие основные условия: необходимо бережно, рационально использовать то, что человеку дает природа (в особенности в отношении невосполнимых ресурсов); там, где это доступно, следует принимать действенные меры к восполнению природных ресурсов; максимально использовать вторичное сырье и прочие отходы производства; необходимо всемерно поддерживать экологическую чистоту производства и природопользования.)

  1. Какимип.и. богат регион, в котором мы проживаем? Где они применяются?


Здесь заканчивается второйслайд (слайд №3)




IIIЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия.


- Мы переходим к изучению нового материала. Сегодня на уроке мы поговорим на одну из важных тем, волнующих человечество. О природном теле, которое одни относят к живой природе, а другие к неживой. Кого-то это заботит больше всего, а кто-то не считают его важным. Что это мы узнаем, отгадав кроссворд.



1

Г

о

р

н

ы

е


п

О

р

о

д

ы



2

о

с

т

Р

о

В





3

о

с

а

д

О

ч

Н

ы

е




4

А

в

С

т

р

а

л

и

я

5

о

к

Е

а

Н

и

я




  1. Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.

  2. Небольшие участки земной коры, окруженные со всех сторон океаном.

  3. Горные породы, образовавшиеся в результате разрушения горных пород или действия живых организмов.

  4. Самый маленький материк.

  5. Скопление более 7 тысячи островов.


- Итак, о чем же пойдет речь?


Здесь заканчивается третий слайд (слайд №4)


- Что такое почва?

- Существует несколько определений понятия – почва. Одно из них мы запишем в тетрадь.

- Почва – верхний плодородный слой Земли.


IV ЭТАП. Усвоение новых знаний


1. Передача первичной учебной информации, рассказ учителя о почве.


- Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Почва – непревзойденный природный очиститель и санитар. Мы питаемся плодами растительного мира, пьем прозрачную воду, дышим свежим воздухом в основном благодаря чистой, активно работающей почве.


- Как вы думаете, а нужно ли почву изучать? Почему?

Здесь заканчивается четвертый слайд (слайд №5)


- Среди разных наук естествознания в 19 веке выделилась и развилась особая наука- почвоведение. Основателем этой науки был Василий Васильевич Докучаев. Он видел в ней лучшее средство для поднятия народного хозяйства и избавления от всенародных бедствий - неурожаев и голода.

- В.В. Докучаев:

  • основатель науки о почвах – почвоведении

  • дал определение «почва», «чернозем»

  • составил почвенную карту

  • написал книгу «Русский чернозем».


2.Исследование почвы, определение ее состава.

- Давайте проведем опыт и узнаем, из чего же состоит почва?


Здесь заканчивается пятыйслайд (слайд №6)


1

Промокнуть землю салфеткой

Салфетка влажная

Вода

2

Нагревание над спиртовкой

Дым

Гумус (части растений)

3

Кинуть кусочек земли в стакан с водой

В воде появились пузырьки

Воздух

4

Размешать в воде земельную смесь

Вода стала мутной, часть в-ва образовало осадок

Песок и глина

5

Набрать пипеткой воды из стакана с земельной смесью и капнуть на стекло, которое нагреть над огнем

На стекле белый налет

Соли


(Результат записать в тетради)


- Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной.


Здесь заканчивается шестойслайд (слайд №7)


- Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

- Плодородие – свойство почвы, способность обеспечивать растения питательными веществами, влагой и воздухом.

- Земля кормит людей, как мать детей – гласит пословица.

- Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия.



3. Беседа с постановкой проблемного вопроса. Работа с учебником.


Здесь заканчивается седьмой слайд (слайд №8)

- Как образуется почва? Давайте найдем ответ на этот вопрос в вашем учебнике.п-18, стр.49

Беседа:

  1. Как образуется почва?

  2. Кто участвует в образовании почвы?

  3. Какую роль в формировании почвы играют растения и животные?


4) Введение новых знаний о слоях почвы.

- Почва состоит из нескольких слоев.


Здесь заканчивается восьмой слайд (слайд №9)


1.Поверхностный слой, в котором находятся разложившиеся останки растений и животных,называется гумусом.

2.Верхний слой почвы, здесь гумус разложился и смешался с минералами из породы.

3.Подпочва состоит главным образом из выветренной породы и небольшого количества растительного материала.

4. Не выветренная порода, называемая коренной, или материнской породой.


1 гумус



2 верхний слой




3 подпочва




4 коренная






- Как вы думаете, а везде ли на Земле почва имеет одинаковые свойства или одинаковый состав? (ответы детей)


5) Демонстрация образцов почвы. Введение новых знаний о типах почв.

- Как вы думаете, почему у представленных образцов почвы разные цвета?(можно напомнить о составе почвы) От чего это зависит?


Здесь заканчивается девятый слайд (слайд №10)


- Действительно, на Земле существуют разные типы почв. В какой-то почве больше песка, где-то глины или почва содержит мало питательных веществ, много солей и т.д.

- Очень важно содержание в почве перегноя (гумуса). Больше всего его в черноземах – почва темного цвета, меньше всего — в подзолах. ... Подзолистая почва напоминает цветом золу, она бедна питательными веществами и потому нуждается в систематическом удобрении, а местами — в известковании.


6) Определение факторов, влияющих на образование почвы.

- Что или кто влияет на образование разных типов почв?


Здесь заканчивается десятый слайд (слайд №11)

  1. Климат

  2. Воды

  3. Горные породы

  4. Растения

  5. Животные и микроорганизмы

  6. Рельеф

  7. Человек


7) Введение нового понятия «Эрозия почв».

- Почвы нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро.


Здесь заканчивается одиннадцатый слайд (слайд №12)


Процесс разрушение и изменение горных пород под влиянием температуры, воздуха,воды называется - эрозия или выветривание.

- Как вы думаете, какие необходимо принимать меры по охране почв от разрушения?

- Люди ведут постоянную борьбу с эрозией почв: высаживают деревья и кустарники. - Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам.

- На склонах оврагов высевают луговые травы.



V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.


Здесь заканчивается двенадцатый слайд (слайд №13)


- Проверим, что вы запомнили. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое почва? Как она образуется?

  2. Назовите факторы, влияющие на образование почвы?

  3. От чего зависит плодородие почвы?

  4. Назовите основные части почвы.

  5. Кто такой В. В. Докучаев?


VI ЭТАП. Закрепление знаний


Здесь заканчивается тринадцатыйслайд (слайд №14)


- Я готовила для вас карточки, с главным по теме «Почва», чтобы вы вклеили его себе в тетрадь. Очень торопилась и не успела напечатать весь текст. Но я думаю, что вы хорошо усвоили новый материал и сами сможете дописать предложения. (Раздаточный материал)

Дополни предложения.

В состав почвы входит вода, воздух, песок, глина, гумус и……………..….

Части почвы – живая, газообразная, твердая и………………....

Факторы, влияющие на образование почвы: ……………., воды, горные породы, растения, рельеф, животные, ……………..….. и ……..…………

Почва - ………………….………..плодородный слой Земли.

Плодородие – свойство почвы, способность обеспечивать растения …………………….. ………………………..

Процесс разрушение и изменение горных пород под влиянием температуры, воздуха,воды называется - …………………..

Почва состоит из нескольких слоев - ……….., верхний слой, подпочва и коренная или ………………………. порода.


VII ЭТАП. Контроль и самопроверка знаний


Игра «Вопрос-ответ»

Учитель задает вопрос кидает мячик любому ученику. Ученик отвечает на вопрос учителя, затем сам задает любому однокласснику вопрос и перекидывает ему мячик. и т.д.


VIIIЭТАП. Подведение итогов занятия


Что нового вы узнали на уроке?Что удивило?

Почему нужно беречь почву?


IX ЭТАП. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Здесь заканчивается четырнадцатый слайд (слайд №15)


Д/З § 18 читать и отвечать на вопросы. Знать определения.

Дополнительно (по желанию, оценивается отдельно) составить рекламный плакат (А-4) в защиту почвы от разрушения.

Здесь заканчивается пятнадцатыйслайд (слайд №16)


Использованные информационные материалы:

  • http://festival.1september.ru/articles/567980/

  • http://www.coolreferat.com/Почва

  • http://www.bestreferat.ru/referat-120483.html


Использованные печатные источники:

  • Земля. Полная энциклопедия, Е.Г. Ананьева, С.С. Мирнова, Москва «Эксмо», 2007 г.

  • Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Под редакцией И.В.Душининой, Москва, «Дрофа», 2007 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!