Класс:9 №21 Дата____
Учитель: Шурыкпаева Г.Ж.i
Тема урока: Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Цель урока:
Обучающая: познакомить учащихся с понятием импульс, с законом сохранения импульса, помочь учащимся осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая - создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Воспитывающая - способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Формы работы учащихся беседа, индивидуальная работа, групповая.
Наглядности: карточки, плакаты, раздаточные материалы.
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Ход урока
Организационный момент. (1 мин)
Проверка д/з: (7 мин)
Оценочный лист (критерий оценок)
Фронтальный опрос (2 мин)
Физический диктант (5 мин)
Изучение нового материала (20 мин)
Закрепление нового материала. (15 мин)
Подведение итогов. (2 мин)
Домашнее задание
Слайд№1,2
II. Фронтальный опрос:
Как формулируется второй закон Ньютона?
Как записывается 2-ой закон Ньютона?
По какой формуле можно найти ускорение тела?
С помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
III.Физический диктант.
Вариант I | Вариант II |
1. Формула a | 1. Формула v |
2. Единица измерения a | 2. Единица измерения v |
3. Исключить лишнее: масса заряд объем длина время скорость | 3. Исключить лишнее: сила скорость весы время вес давление |
4. Установить соответствие | 4. Установить соответствие |
1. 3. | Ускорение Центростремительное ускорение Гравитационная сила Второй закон Ньютона | 2. 4. | Ускорение Центростремительное ускорение Гравитационная сила Второй закон Ньютона |
Проверка физического диктанта (фронтальная).
Слайд№3
III. Изучение нового материала.
Импульс тела.
Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит.
Легкую тележку, быстро катящуюся с горки, можно остановить руками, а вот легковую машину человек сможет удержать руками, даже если она катится медленно?
Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью(600—800 м/с), оказывается смертельно опасной.
Слайд№4,5,6
Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи?
Проблемный эксперимент.
Опыт №1. Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути. Взаимодействие тележки (кратковременное столкновение тележки и тела, удар) очень мало и поэтому силу их взаимодействия определить трудно.
Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки
Сдвигает тело дальше
Опыт№3 Изменения угла наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки. Тело сдвигается на большее расстояние.
Вывод:
Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, но часто бывает очень сложно определить действующие на тело силы. Как это было в наших опытах.
Подумайте, а с помощью, каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
Вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.
Поэтому для решения задач используют еще одну важнейшую физическую величину - импульс тела.
Тема урока: Импульс тела. Закон сохранения импульса
Цели нашего урока:
Усвоить понятие импульса тела.
Знать формулу импульса тела.
Знать и уметь выводить формулу импульса силы.
Научиться решать задачи.
Слайд№7,8
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину “количеством движения”: “Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает”.
Импульс тела – называется - физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения.
Из формулы видно, что импульс тел векторная величина.
Импульсом обладают только движущиеся тела. Если тело покоится, то импульс равен нулю.
Слайд №9,10,11
Импульс силы
Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем её действия и изменением скорости тела.
р= m υ
Из формулы видно, что импульс тел векторная величина.
Импульсом обладают только движущиеся тела. Если тело покоится, то импульс равен нулю.
ИМПУЛЬС СИЛЫ
Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем её действия и изменением скорости тела.
Пусть на тело массой m, которое покоится начинает действовать сила F
Задание «Защита постера»
1 группа
Видео
Работа с книгой (задание по группам). Защита постера
Импульс тела, Импульс силы (формула, определение, единица измерения)
Видео
2 группа
Закон сохранения импульса (формула, определение), Какие системы называются замкнутыми?
Видео
Импульс силы – называется физическая величина равная произведению силы, действующей на тело, и временем его действия.
P= Ft
Единицы импульса силы: ⦋H·c⦌
Запись закона для двух тел:
2. Закон сохранения импульса. Слайд№12
Замкнутая система тел – это такая система, в которой тела взаимодействуют только друг с другом.
Векторная сумма импульсов тел в замкнутой системе остается постоянной
IV. Закрепление нового материала. Слайд№13,14
Задача.
Поливочная машина с водой имеет массу 6 т и движется со скоростью 36 км/ч. После работы масса машины стала 3 т. Сравнить импульсы машины, если она возвращается в гараж со скоростью 54 км/ч.
Задача. Упражнение 17. (стр.72)
V. Подведение итогов.
1) Выставление оценок (Оценочный лист)
2) Рефлексия
VI. Домашнее задание. Найти информацию на тему « Применение закона сохранения импульса»
§19-20 Упр. 17 №3
i