- развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
уметь ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и группе; ставить вопросы, выражать свои мысли с достаточной полнотой, аргументировать свою точку зрения.
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план и последовательность действий, корректировать и оценивать свои действия.
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом, оценивать свой вклад в работу группы, использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Питание организмов. Пищевая цепь, детрит, пастбищные и детритные цепи питания, трофический уровень, поток энергии и вещества, правило перехода энергии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с учителем и учащимися. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует знания учащихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера (Слайд из презентации) Проводит подводящий диалог. Что такое питание?..... - Как связаны между собой организмы, которые вы распределили по трем группам? | Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Высказывают суждения. Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку), дополняют своими примерами. | Познавательные УУД: - строят логические рассуждения; - анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют. Коммуникативные УУД: - монологическое высказывание, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Обеспечивает мотивацию учащихся к изучению нового материала: создает для учеников проблемную ситуацию. Предлагает послушать пословицу: 2. стихотворение древнеримского поэта Овидия (Приложение 2) и ответить на вопрос: - О каких биологических закономерностях идет речь в стихотворении? | Слушают стихотворение, выявляют закономерности, делают выводы. | Личностные УУД: - личностное самоопределение, оценивание. Коммуникативные УУД: - высказывают и аргументируют свое мнение, учет разных мнений; Познавательные УУД: - извлекают необходимую информацию, аргументируют; анализируют, обобщают |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | При помощи диалога, подводит учащихся к формулированию темы и целей урока. - Французский астроном К.Фиаммарион сказал: «Мы не думаем об этом, но всё, что ходит, двигается, живёт на нашей планете, есть дитя Солнца». Организует подводящий диалог: - Как вы можете объяснить это высказывание? - Что произойдет на Земле, если не будет энергии Солнца? - Согласны ли вы с тем, что главным источником энергии для всех процессов жизнедеятельности на Земле, является энергия Солнца? - Каким образом от энергии Солнца зависят живые организмы? | Строят логические рассуждения , высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - формулируют гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепочку; Коммуникативные УУД: - владение монологичной и диалогичной речью, учет позиции другого; Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Уточняет понимание учащимися целей урока, организует беседу: - Какова основная цель урока? - Что вы уже знаете о питании, пищевых взаимосвязях организмов? - Все ли цепи питания одинаковы? - Отчего это зависит? - Почему пищевые связи являются главными в экосистемах? Побуждает к высказыванию своего мнения. Конкретизирует план работы. Подводит под понятие. Просит ещё раз прочитать русскую пословицу, стихотворение Овидия, составить цепи питания, указанные в нем и дать определение «цепи питания», а затем сравнить его с образцом в учебнике. | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Составляют цепи питания, дают определение понятию «цепи питания», сравнивают с образцом, при необходимости корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - работа с информацией и её преобразование, формирование понятий, умение применять знания, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать речь другого человека, самостоятельно организовывают учебное взаимодействие, выражают свои мысли. Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу с текстом учебника по изучению информации о видах цепей питания (работа в парах). Предлагает выделить виды цепей питания и составить характеристику цепей питания по предложенному плану, заполнив таблицу ( Приложение 3). При помощи наводящих вопросов подводит к понятию «трофический уровень». Акцентирует внимание учащихся на то, что цепи питания не могут быть длинными. Побуждает к высказыванию мнений о том, почему они не могут быть длинными. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи, привлекая материал из других наук, например, из физики. Закон сохранения энергии. Ломоносов. Предлагает вспомнить законы термодинамики :(Не существует ни одного процесса без потери энергии). Обращает внимание на то, что из-за потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому цепи питания не могут быть длинными. Предлагает просмотреть видеосюжет, в котором дается объяснение правила перехода энергии ( на каждый последующий трофический уровень переходит 10% от предыдущего), дает задание: - Какая закономерность отражает переход энергии с одного трофического уровня на другой? | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Высказывают свое мнение, вспоминают законы термодинамики, приводят примеры, приходят к выводу о том, что законы физики действуют и в биологии Анализируют видеосюжет, дают обоснование, формулируют правило перехода энергии. | Познавательные УУД: - поиск информации в учебнике, преобразование информации, составление характеристики, обобщение. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - работа по плану, осуществление самоконтроля и коррекции; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения. Познавательные: умение стоить высказывание, выделение проблемы, определение и оперирование понятиями. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, контроль и коррекция. Коммуникативные: владение монологической речью. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Распределяет учащихся на группы и дает задания: 1группе – составить пищевую цепь дубравы; 2 группе – пищевую цепь водоема; 3 группе – детритную пищевую цепь; с использованием раздаточного материала в виде карточек с фотографиями организмов (Приложение 4). Стимулирует участие всех детей. Корректирует ответы. | Осмысливают задание. Работают в группах, составляют цепи питания. Презентуют результаты работы. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - строят логическое рассуждение, анализируют, сравнивают, обобщают Коммуникативные УУД: - вступают в диалог, организуют взаимодействие в группе. Регулятивные УУД: - определяют цель учебной деятельности; осуществляют самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели (Приложение 5). | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Личностные УУД: - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Предлагает и комментирует домашнее задание: 1. Прочитать параграф с учебника. Ответьте на вопросы и на вопросы с рабочей тетради. 2. Составьте 4-5 цепей питания, характерные для нашей местности. 3. Придумайте и нарисуйте иллюстрации цепей питания. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Личностные УУД: -смыслообразование, целеполагание. Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
|
Составьте цепи питания из предложенных организмов, определите и подпишите функциональные группы.
1 группа: дуб, короед, пестрый дятел, ястреб- перепелятник.
2 группа: водоросли, карась, щука, человек.
3 группа: опад, дождевой червь, малиновка, канюк обыкновенный.