Тема: НЕ с глаголом.
Цели: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с глаголами.
Задачи:
закрепить понятие о глаголе и грамматических признаков глагола; познакомить с ролью частицы не, с ее раздельным написанием с глаголами;
формировать умение написания не с глаголом; обогащение и уточнение словарного запаса учащихся; коррекция недостатков памяти, внимания, логического мышления.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко, говорим
И красиво все сидим.
-Посмотрите на рисунки. Найдите на них пять отличий.
Как вы думаете какое самое главное?
Пальчиковая гимнастика
-Возьмите ручки, откройте тетради и запишите число, классная работа.
2.Словарная работа
Отгадайте по определению словарные слова.
- спортивное сооружение с площадкой для соревнований и трибунами для зрителей ( стадион)
-официальный документ, Удостоверяет личность владельца, его гражданство (паспорт)
-магазин с отделами для разного рода товаров: одежда, посуда, косметики и других (универмаг)
-человек, достигший большого умения в работе, спорте (мастер)
-врач, который делает больным операции (хирург)
- двухколесная, реже трехколесная машина для езды, проводимая в движение ногами ездока (велосипед)
комментированная запись.
Проверьте слова по словарю.
-Внимание на доску! Какое слово лишнее (перешил, шитье, зашить, вышивали)
-Почему? Что такое глагол? Назовите грамматические признаки глагола.
3.Знакомство с темой
1. Подготовка:
Посмотрите ребята – согласны ли Вы с этими правилами? Почему?
Так как нужно сказать?
Добавить частицу НЕ
«Правила поведения на уроке»
опаздывать на урок
мешать соседу по парте
рисовать на партах (стуле)
разговаривать на уроке
Найдите в стихотворении глаголы с НЕ?
А что делает эта частица? – отрицает.
Это – служебная часть речи. Она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос.
Частица НЕ придает действию отрицательный смысл, и говорит о том что действие не совершалось.
Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание.
Она придает отрицательное значение всему предложению:
Не цвести цветам поздней осенью.
Или отдельному слову:
Семеро одного не ждут.
2. Написание.
А как же пишется она с глаголами?
А почему?
Не – известная частица
Всем перечит, отрицает
Как же эта озорница
О глаголе мало знает
Кто-то ночью в темноте
Меж глаголами и не
Яму выкопать решил
Чтоб глагол с не не дружил
Их и теперь не соединяют
Пробел меж ними оставляют
Как пишутся частица не с глаголам?
Откройте учебники страница 206. Прочитайте правило.
Какое значение придает частица НЕ глаголу.
Как пишется частица НЕ с глаголами?
4.Закрепление материала
Прочитай внимательно текст.
Вас в этом тексте что-то удивило?
А кто такие друзья природы? Что должны делать друзья природы?
Для чего нужно охранять природу?
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры, разоряет муравейники. Друзья природы оставляют мусор в лесу.
Они рвут в лесу и в поле редкие цветы.
Скажите, как пишется частица не с глаголам.
Во втором предложении найдите и подчеркните главные члены предложения.
Физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки, мы присели
И все тихо разом сели.
-Следующее задание нужно составить и записать предложения, противоположные по значению данным. Для этого глаголы употребите с отрицательной частицей НЕ
Сядь на пенек, съешь пирожок!
Слышу топот копыт, идет нам подмога.
Сияет на небе солнце красное, любуются им тучки синие.
- Сейчас вы видите пословицы, но они утратили некоторые слова и стали несуразными. Исправьте недочеты, где нужно. Что это за слова?
( Летом … соберешь - зимой … найдешь.
Кто сегодня … солгал, тому завтра … поверят.
Кто труда … боится, того и лень … сторонится.
Конь вырвется - … воротишь, слово скажешь- … догонишь.).
Здесь есть пословица о трудолюбии? Запишите в тетрадь ту, которая вам больше понравилась. Почему в пословицах так много слов с частицей НЕ!
Человек поступает в жизни часто неправильно, не так как должно быть. Поэтому пословицы нас учат, отталкиваться от отрицательного опыта, поступать по-другому.
5.Итог урока.
Как пишется частица не с глаголом?
Для чего служит частица НЕ?
Оценки за урок.
Д/з упр.271. прочитайте задание. Что нужно сделать?
Оценки за урок.
Долгожданный дан звонок,
И закончен наш урок.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг … портит деревья в лесу,
… режет кору, … ломает ветки. Друг … разрушает птичьи гнёзда, … разжигает костры, … разоряет муравейники. Друзья природы … оставляют мусор в лесу. Они … рвут в лесу и в поле редкие цветы.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг … портит деревья в лесу,
… режет кору, … ломает ветки. Друг … разрушает птичьи гнёзда, … разжигает костры, … разоряет муравейники. Друзья природы … оставляют мусор в лесу. Они … рвут в лесу и в поле редкие цветы.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг … портит деревья в лесу,
… режет кору, … ломает ветки. Друг … разрушает птичьи гнёзда, … разжигает костры, … разоряет муравейники. Друзья природы … оставляют мусор в лесу. Они … рвут в лесу и в поле редкие цветы.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг … портит деревья в лесу,
… режет кору, … ломает ветки. Друг … разрушает птичьи гнёзда, … разжигает костры, … разоряет муравейники. Друзья природы … оставляют мусор в лесу. Они … рвут в лесу и в поле редкие цветы.
Друзья природы.
Природу надо охранять. Друг … портит деревья в лесу,
… режет кору, … ломает ветки. Друг … разрушает птичьи гнёзда, … разжигает костры, … разоряет муравейники. Друзья природы … оставляют мусор в лесу. Они … рвут в лесу и в поле редкие цветы.