СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок открытия новых знаний на основе ране изученного по теме «Грибы», 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – грибы. Изучением грибов занимается особая наука - микология, Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС (гриб). Наука возникла в конце 19 века. Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский. Мир грибов интересен и очень разнообразен.

Просмотр содержимого документа
«Урок открытия новых знаний на основе ране изученного по теме «Грибы», 5 класс ФГОС»

Урок открытия новых знаний на основе ране изученного

по теме «Грибы», 5 класс ФГОС


Из опыта работы учителя биологии МБОУ «СОШ №14»

г. Сергиев Посад, Сенькиной Н.Н.

-Цель урока (для учителя): сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Планируемый результат:

научиться устанавливать сходство гриба с растениями и животными, описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).

Ход урока

Звучит музыка. (Звуки леса)

    1. Учитель: здравствуйте дети! садитесь. Сегодня урок открытия нового знания.

Ребята, как вы понимаете следующее высказывание? «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс (слайд 1)

(Нужно учиться сбольшим удовольствием, тогда всё будет понятно, и интересно учиться.) Я желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Актуализация знаний

      1. Формулируем тему урока.

Ребята, я ходила за хлебом, но не в магазин, в лес и пришла на урок с корзинкой, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать.

Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке один специалист предложил выделить их в особое царство (слайд 2)

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, ребята? (ГРИБЫ)


Учитель: Тема урока: Царство Грибов (запись в тетради) (слайд 3)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – грибы.

Изучением грибов занимается особая наука - микология, Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС (гриб). Наука возникла в конце 19 века. Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский. Мир грибов интересен и очень разнообразен. Ученым известно около 100 тыс. видов грибов (демонстрация атласа грибов). (слайд 4)

Учитель: ребята, а какие вы знаете грибы? ( дети называют грибы)

Микологи выделяют группы:

-ШЛЯПОЧНЫЕ

- ПЛЕСНЕВЫЕ

- ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ

- ДРОЖЖИ (слайд 5)

Постановка проблемного вопроса

А какие задачи стоят сегодня перед нами? Определим основные вопросы урока (слайд 6)

Рассматриваются при помощи презентации, разные грибы даются им названия (слайд 7-14)

Учитель формулирует проблемный вопрос о том

Почему такие разные грибы относятся к одному царству?

Почему грибы были выделены в самостоятельное царство живых организмов? (слайд 15, 16)

  1. Изучение нового материала

Для работы мы разделимся на 4 группы «Юные микологи». Каждая группа, пользуясь текстом из учебника и дополнительной литературы, найдет ответ на свой вопрос.

На ваших столах лежат карточка с заданием, которую вы должны будете выполнить. И так приступаем к работе.

Учитель организует групповую работу с текстом по составлению общей характеристики грибов, консультирует учащихся. Подводит итоги работы, корректирует работу. Предлагает найти ответ на проблемный вопрос.Выдаются карточки с заготовленным текстом. (Приложение 1.)

        1. Работа в группах (слайд 17)

Задание для группы №1.  Юные микологи по изучению шляпочных грибов.

Изучите текст «Шляпочные грибы» и ответьте на вопросы в конце текста.

Шляпочные грибы это грибы, с которыми мы очень часто встречаемся в лесу. Грибы составляют самую большую группу организмов особого типа. То, что мы называем грибом, это одна часть грибного организма, его плодовое тело. Другая часть — грибница, на которой и развивается надземное плодовое тело, скрыта в земле или гнилой древесине. Плодовое тело шляпочного гриба и грибница состоят из длинных тонких нитевидных сплетений — гиф. Размножаются шляпочные грибы спорами. Споры находятся у трубчатых и пластинчатых грибов в нижнем слое шляпки. Споры, отделившись от грибов и попадая в почву, при благоприятных условиях, как и семена злаковых растений, прорастают в тонкую нить, которая в дальнейшем, разветвляясь и разрастаясь, образует грибницу. Через некоторое время грибница начинает плодоносить — на поверхности почвы появляются плодовые тела — грибы, которые мы собираем.

Однако грибы могут размножаться и кусочками грибницы, если поместить их в благоприятные условия.Большинство этих грибов съедобные, часть из них можно употреблять в пищу только после надлежащей кулинарной обработки.

Имеются и ядовитые, вызывающие сильное отравление, опасное для здоровья и даже для жизни человека грибы.

Шляпочные грибы, как и все грибы, не имеют хлоропластов (как и других пластид), а поэтому не являются растениями и не могут питаться за счет фотосинтеза. Питаются шляпочные грибы путем всасывания грибницей органических веществ из почвы вместе с водой и неорганическими веществами. Поэтому грибы растут в местах, где много перегноя, при частичном разложении которого почва обогащается органикой.

Вопросы к тексту:

1. Многоклеточные или одноклеточные это грибы? (ОМ) ________________________

2. Из чего состоит тело гриба? __________________________________________________

3. Как питаются грибы? _____________________________________________________

4. Как размножаются грибы?____________________________________________________

5. Что сближает их с растениями _______________________________________________

с животными _______________________________________________

6. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? __________________________


Задание для группы №2 Юные микологии по изучению дрожжей

Изучите текст «Дрожжи» и ответьте на вопросы в конце текста

Дрожжи — это грибы, чьи клетки имеют микроскопические размеры (около 5 мкм) и почкуются, образуя подобие колоний. Дрожжи обычно не образуют мицелия. Форма дрожжевых клеток шарообразная.В природе дрожжи обитают на поверхностях плодов, цветов, они присутствуют в поверхностных слоях почвы, пищеварительном тракте некоторых насекомых и др.

Почкование по сути является вегетативным размножением дрожжей, т. е. образованием спор. На родительской клетке образуется выпуклость, которая постепенно растет, превращается во взрослую клетку и может быть отделена от родительской. Когда клетки почкуются, то дрожжи имеют вид ветвящихся цепочек.Питание дрожжевых клеток в основном осуществляется сбраживанием сахаров. Сахара сбраживаются дрожжами до спирта и углекислого газа. При этом выделяется энергия, идущая на процессы жизнедеятельности дрожжей.Процесс брожения дрожжей используется человеком. В хлебопечении образующийся дрожжами углекислый газ делает тесто более пористым. 

Вопросы к тексту:

  1. Многоклеточные или одноклеточные это грибы? (ОМ) ________________________

  2. Из чего состоит тело гриба? __________________________________________________

  3. Как питаются грибы? ____________________________________________________

  4. Как размножаются грибы?____________________________________________________

  5. Что сближает их с растениями _______________________________________________

с животными _______________________________________________

  1. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? __________________________


Задание для группы №3 Юные микологии по изучению грибов – паразитов

Изучите текст «Грибы-паразиты» и ответьте на вопросы в конце текста

Грибы являются гетеротрофами, то есть не могут, как растения сами синтезировать исходное органическое вещество. Они всасывают органику из окружающей среды вместе с водой и минеральными веществами. Большинство грибов при этом сапрофиты, то есть питаются мертвой органикой, разлагая ее. Однако среди грибов естьпаразиты, которые питаются соками и тканями живых организмов, нанося им вред.

Часто грибы-паразиты поражают злаковые сельскохозяйственные культуры (пшеницу, ячмень, овес), чем сильно снижают урожай. Такими грибами-паразитами являются головня и спорынья.При заражении головней колоски злаков похожи на обуглившиеся головешки, так как густо покрыты черными спорами головни. Эти споры мелкие как пыль и легко разносятся ветром, заражая другие растения. Чаще всего головня поражает ячмень, пшеницу, овес, просо, кукурузу.Спорынья также грибковое заболевание, характерное для злаков. Зараженные ей зерновки ядовиты и похожи на черные рожки.Клубни картофеля часто заражается грибом-паразитом черной гнилью. Яблони поражает так называемая парша, которая образует шелушащиеся пятна на плодах.

Через повреждения в коре деревья заражает паразитический гриб-трутовик, который разрушает древесину. Попавшие через кору споры паразитического гриба прорастают в грибницу, которая, питаясь соками, делает древесину трухлявой. В результате такие деревья легко ломаются при сильном ветре, быстрее погибают. Через несколько лет после заражения гриб-трутовик образует на коре деревьев многолетние плодовые тела. Они очень твердые, чем-то похожи на копыта животного. На нижней стороне плодового тела образуются споры.

Вопросы к тексту:

  1. Многоклеточные или одноклеточные это грибы?(ОМ) _______________________

  2. Из чего состоит тело гриба?_________________________________________________

  3. Как питаются грибы? ____________________________________________________

  4. Как размножаются грибы?___________________________________________________

  5. Что сближает их с растениями ______________________________________________

с животными _________________________________________________

  1. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? _________________________


Задание для группы №4 Юные микологии по изучению плесневых грибов

Изучите текст «Плесневые грибы» и ответьте на вопросы в конце текста

Мукор относится к плесневым грибам. Их отличительной особенностью является отсутствие крупных плодовых тел, характерных для шляпочных грибов. Плесневые грибы обычно поселяются на органических субстратах (пищевых продуктах, древесине) и питаются за их счет, разлагая органику. При этом они могут вырабатывать различные вещества как полезные, так и опасные для человека.

Мукор по-другому называют белой плесенью. Его мицелий представляет собой переплетение гиф беловатого цвета и выглядит как пушистый белый налет. Спорангии мукора имею черный оттенок, поэтому через некоторое время белая плесень становится черной. Мукор можно увидеть, например, на хлебе и других продуктах питания. Также он встречается в верхних слоях почвы, на органических остатках.

Грибница (мицелий) мукора хотя и состоит из нитевидных гиф, по-сути является одной огромной клеткой со множеством ядер. Бесполое размножение у мукора осуществляется спорами. Для этого отдельные гифы поднимаются вертикально, на их концах образуются расширения в виде круглых черных головок (спорангии). Здесь происходит созревание спор.

Споры очень мелкие, легкие и многочисленные. Спорангий легко растворяется водой, в результате чего споры высыпаются наружу и легко разносятся ветром. Споры мукора в определенных количествах постоянно присутствую в воздухе. Именно поэтому плесень вдруг появляется на продуктах.

Половое размножение у мукора происходит следующим образом. Две гифы одного или по одной гифе двух разных грибниц мукора сливаются друг с другом. После этого образуется диплоидная зигота. Из нее прорастает новая гифа со спорангием.

Мукор может вызывать заболевания у человека, животных и растений. Существуют виды мукора, используемые для получения антибиотиков, заквасок, спирта.

Вопросы к тексту:

  1. Многоклеточные или одноклеточные это грибы? (ОМ) _________________________

  2. Из чего состоит тело гриба?_________________________________________________

  3. Как питаются грибы? ____________________________________________________

  4. Как размножаются грибы?___________________________________________________

  5. Что сближает их с растениями ______________________________________________

с животными ______________________________________________

  1. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? _________________________


    1. Отчет групп. (слайд 17 - 24)

Представитель каждой группы отвечает на свои вопросы

По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях. Учитель корректирует работу детей (слайд 17 - 24)

Группы №1

Группы №2

Группы №3

Группы №4

«Что общего у грибов с растениями и животными?».

 Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных.

Признаки грибов (Заготовка на доске)

как растения

  • имеют прочные клеточные стенки

  • постоянно растут верхушечной частью

  • неподвижны

как животные

  • не имеют хлорофилла

  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.

  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)

свои особенности

  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)


Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.


Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ» (слайд 11) 1 мин.

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)


    1. Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполните тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

1. Грибы питаются:

а) только путем фотосинтеза,

б) готовыми органическими веществами,

в) только органическими веществами живых организмов,

г) только поселяясь на продуктах питания.

2. Грибы неспособны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве,        б) не имеют хлорофилл,

в) паразитируют на других живых организмах,

г) имеют небольшие размеры.

3. Вегетативное тело грибов называется:  

а) хлорофилл,               б) мицелий или грибница,

в) стебель,       г) грибокорень

4. Грибы размножаются:

а) спорами,   б) семенами,   в) частью корня,    г) частью стебля.

5. Бактерии и грибы относят:  

а) к одному царству,                                  б) царству растений,

в) разным царствам живой природы,       г) лишайникам

6. Выберите признак, НЕ характерный для грибов
     а) гетеротрофы
     б) не передвигаются
     в) нет клеточной стенки
     г) растут всю жизнь

7. Грибы поселяются…

а) На деревьях и в низкой траве,              

б) На полях и лугах,

в) На растениях, животных и их остатках,

- Проверьте правильность выбранных вами ответов, используя материал учебника п.13, стр 57-58. (на работу отводится 3 минуты)

Ответы: 1-б; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-в; 7-в; 2- 4689


Домашнее задание.

1. Параграф 23, 24, стр.103-104.

2. Творческое задание:

А) Составить синквейн «Царство грибов»

Б) Подготовить сообщение «Интересные факты о грибах»

Урок закончен. Всем спасибо.

Учитель выставляет оценки, комментирует их.

Работа в листах самоконтроля, обсуждение . Рефлексия (2минуты)

По результатам урока заполни табличку (в ваших листах), и оцените уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг(слайд 36)

Листок самоконтроля _____________

Ответьте на вопросы

«Я»

-Как чувствовал себя в процессе работы?______

- С каким настроением работал?_________

- Доволен ли собой?__________________

Я знал Я узнал Я хочу узнать

VI. Домашнее задание (1 минута)

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка записи д/з в дневниках.

  • §13, стр.57 -60. (слайд 39)

  • Дополнительные задания по выбору: Ядовитые грибы, съедобные грибы средней полосы России. Грибы, занесённые в красную книгу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!