СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку открытия новых знаний на основе ране изученного по теме «Грибы», 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке один специалист предложил выделить их в особое царство. Почему грибы были выделены в самостоятельное царство живых организмов?

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку открытия новых знаний на основе ране изученного по теме «Грибы», 5 класс ФГОС»

« Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Анатоль Франс. (французский писатель)

« Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Анатоль Франс.

(французский писатель)

Формулируем тему урока Что за чудище такое? То поменьше, то большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы………

Формулируем тему урока

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы………

Царство Грибов

Царство Грибов

МИКОЛОГИЯ – наука о грибах  Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС (гриб). Наука возникла в конце 19 века. Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский.

МИКОЛОГИЯ – наука о грибах

Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС (гриб).

Наука возникла в конце 19 века.

Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский.

Ученым известно около 100 тыс. видов грибов. Микологи выделяют группы:    ■   плесневые грибы   ( примеры:  мукор, пеницилл);  ■  грибы-паразиты  ( примеры:  головня, спорынья);  ■  почкующиеся грибы  — сборная группа грибов ( пример;  дрожжи);  ■  шляпочные грибы :  — трубчатые ( пример : белый гриб);  — пластинчатые ( пример:  сыроежка).

Ученым известно около 100 тыс. видов грибов.

Микологи выделяют группы:

  ■   плесневые грибы   ( примеры:  мукор, пеницилл); ■  грибы-паразиты  ( примеры:  головня, спорынья); ■  почкующиеся грибы  — сборная группа грибов ( пример;  дрожжи); ■  шляпочные грибы : — трубчатые ( пример : белый гриб); — пластинчатые ( пример:  сыроежка).

Заполните таблицу: Знаю Хочу узнать

Заполните таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Почему такие разные грибы относятся к одному царству?

Почему такие разные грибы относятся к одному царству?

трутовик белый

трутовик

белый

РАБОТА В ГРУППАХ Вопросы к тексту: Многоклеточные или одноклеточные это грибы? (ОМ) ________________________ Из чего состоит тело гриба ? __________________________________________________ Как питаются грибы? ____________________________________________________ Как размножаются грибы? ____________________________________________________ Что сближает их с растениями _______________________________________________  с животными _______________________________________________ Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? __________________________

РАБОТА В ГРУППАХ

Вопросы к тексту:

  • Многоклеточные или одноклеточные это грибы? (ОМ) ________________________
  • Из чего состоит тело гриба ? __________________________________________________
  • Как питаются грибы? ____________________________________________________
  • Как размножаются грибы? ____________________________________________________
  • Что сближает их с растениями _______________________________________________
  • с животными _______________________________________________
  • Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? __________________________

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы Грибы -паразиты 2. Из чего состоит тело гриба? Плесневые грибы 3. Способ питания Дрожжи 4. Способ размножения 5. Что сближает их  с растениями? 6. Что сближает их  с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

Грибы -паразиты

2. Из чего состоит тело гриба?

Плесневые грибы

3. Способ питания

Дрожжи

4. Способ размножения

5. Что сближает их

с растениями?

6. Что сближает их

с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы   Грибы -паразиты 2. Из чего состоит тело гриба? 3. Способ питания Плесневые грибы М   Дрожжи М   4. Способ размножения   О и М 5. Что сближает их О  с растениями? 6. Что сближает их  с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

 

Грибы -паразиты

2. Из чего состоит тело гриба?

3. Способ питания

Плесневые грибы

М

 

Дрожжи

М

 

4. Способ размножения

 

О и М

5. Что сближает их

О

с растениями?

6. Что сближает их

с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы   Грибы -паразиты 2. Из чего состоит тело гриба? 3. Способ питания Плесневые грибы М   Дрожжи М   4. Способ размножения   О и М 5. Что сближает их О  с растениями? 6. Что сближает их  с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

 

Грибы -паразиты

2. Из чего состоит тело гриба?

3. Способ питания

Плесневые грибы

М

 

Дрожжи

М

 

4. Способ размножения

 

О и М

5. Что сближает их

О

с растениями?

6. Что сближает их

с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? Шляпочные грибы Грибы -паразиты 2. Из чего состоит тело гриба?   Плесневые грибы   3. Способ питания М мицелий 4. Способ размножения мицелий Дрожжи   М   О и М мицелий 5. Что сближает их представлен 1 клеткой О  с растениями? 6. Что сближает их  с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

Шляпочные

грибы

Грибы -паразиты

2. Из чего состоит тело гриба?

 

Плесневые грибы

 

3. Способ питания

М

мицелий

4. Способ размножения

мицелий

Дрожжи

 

М

 

О и М

мицелий

5. Что сближает их

представлен 1 клеткой

О

с растениями?

6. Что сближает их

с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? Шляпочные грибы Грибы -паразиты 2. Из чего состоит тело гриба?   Плесневые грибы   3. Способ питания М мицелий 4. Способ размножения мицелий Дрожжи   М   О и М мицелий 5. Что сближает их представлен 1 клеткой О  с растениями? 6. Что сближает их  с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

Шляпочные

грибы

Грибы -паразиты

2. Из чего состоит тело гриба?

 

Плесневые грибы

 

3. Способ питания

М

мицелий

4. Способ размножения

мицелий

Дрожжи

 

М

 

О и М

мицелий

5. Что сближает их

представлен 1 клеткой

О

с растениями?

6. Что сближает их

с животными?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы 2. Из чего состоит тело гриба? Грибы -паразиты   3. Способ питания мицелий М Плесневые грибы   М 4. Способ размножения   как сапротрофы Дрожжи мицелий мицелий   как паразиты О и М 5. Что сближает их представлен 1 клеткой О как сапротрофы  с растениями? 6. Что сближает их впитывают  с животными? поверхностью клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

2. Из чего состоит тело гриба?

Грибы -паразиты

 

3. Способ питания

мицелий

М

Плесневые грибы

 

М

4. Способ размножения

 

как сапротрофы

Дрожжи

мицелий

мицелий

 

как паразиты

О и М

5. Что сближает их

представлен 1 клеткой

О

как сапротрофы

с растениями?

6. Что сближает их

впитывают

с животными?

поверхностью клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы 2. Из чего состоит тело гриба? Грибы -паразиты   3. Способ питания мицелий М Плесневые грибы   М 4. Способ размножения   как сапротрофы Дрожжи мицелий мицелий   как паразиты О и М 5. Что сближает их представлен 1 клеткой О как сапротрофы  с растениями? 6. Что сближает их впитывают  с животными? поверхностью клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

2. Из чего состоит тело гриба?

Грибы -паразиты

 

3. Способ питания

мицелий

М

Плесневые грибы

 

М

4. Способ размножения

 

как сапротрофы

Дрожжи

мицелий

мицелий

 

как паразиты

О и М

5. Что сближает их

представлен 1 клеткой

О

как сапротрофы

с растениями?

6. Что сближает их

впитывают

с животными?

поверхностью клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы 2. Из чего состоит тело гриба? Грибы -паразиты   мицелий 3. Способ питания М   Плесневые грибы М как сапротрофы 4. Способ размножения мицелий Дрожжи   спорами как паразиты мицелий   О и М 5. Что сближает их О как сапротрофы спорами представлен 1 клеткой  с растениями? 6. Что сближает их впитывают спорами  с животными? поверхностью клетки делением клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

2. Из чего состоит тело гриба?

Грибы -паразиты

 

мицелий

3. Способ питания

М

 

Плесневые грибы

М

как сапротрофы

4. Способ размножения

мицелий

Дрожжи

 

спорами

как паразиты

мицелий

 

О и М

5. Что сближает их

О

как сапротрофы

спорами

представлен 1 клеткой

с растениями?

6. Что сближает их

впитывают

спорами

с животными?

поверхностью клетки

делением клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы 2. Из чего состоит тело гриба? Грибы -паразиты   мицелий 3. Способ питания М   Плесневые грибы М как сапротрофы 4. Способ размножения мицелий Дрожжи   спорами как паразиты мицелий   О и М 5. Что сближает их О как сапротрофы спорами представлен 1 клеткой  с растениями? 6. Что сближает их впитывают спорами  с животными? поверхностью клетки делением клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

2. Из чего состоит тело гриба?

Грибы -паразиты

 

мицелий

3. Способ питания

М

 

Плесневые грибы

М

как сапротрофы

4. Способ размножения

мицелий

Дрожжи

 

спорами

как паразиты

мицелий

 

О и М

5. Что сближает их

О

как сапротрофы

спорами

представлен 1 клеткой

с растениями?

6. Что сближает их

впитывают

спорами

с животными?

поверхностью клетки

делением клетки

 Что сближает их с растениями   Они, так же как и растения,  неподвижны , постоянно  растут верхушечной частью , имеют прочные  клеточные стенки , способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение.

Что сближает их с растениями

  • Они, так же как и растения,  неподвижны , постоянно  растут верхушечной частью , имеют прочные  клеточные стенки , способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение.
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? грибы 2. Из чего состоит тело гриба? Грибы -паразиты   мицелий 3. Способ питания М   Плесневые грибы М 4. Способ размножения мицелий Дрожжи как сапротрофы   О и М   мицелий как паразиты спорами 5. Что сближает их спорами представлен 1 клеткой как сапротрофы О  с растениями? Неподвижны, растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки. 6. Что сближает их спорами впитывают   с животными? поверхностью клетки делением клетки

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

грибы

2. Из чего состоит тело гриба?

Грибы -паразиты

 

мицелий

3. Способ питания

М

 

Плесневые грибы

М

4. Способ размножения

мицелий

Дрожжи

как сапротрофы

 

О и М

 

мицелий

как паразиты

спорами

5. Что сближает их

спорами

представлен 1 клеткой

как сапротрофы

О

с растениями?

Неподвижны, растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки.

6. Что сближает их

спорами

впитывают

с животными?

поверхностью клетки

делением клетки

Что сближает их с животными Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются  гетеротрофами , так как не имеют хлорофилла, поэтому  питаются готовыми органическими веществами . В их клеточных стенках содержится вещество  хитин , из которого состоит оболочка покровов некоторых животных (насекомых, раков и др.).

Что сближает их с животными

  • Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются  гетеротрофами , так как не имеют хлорофилла, поэтому  питаются готовыми органическими веществами . В их клеточных стенках содержится вещество  хитин , из которого состоит оболочка покровов некоторых животных (насекомых, раков и др.).
Вопросы Шляпочные 1. Многоклеточный или одноклеточный гриб? 2. Из чего состоит тело гриба? грибы Грибы -паразиты   3. Способ питания мицелий М   Плесневые грибы 4. Способ размножения   Дрожжи мицелий как сапротрофы М О и М   мицелий как паразиты спорами 5. Что сближает их спорами как сапротрофы представлен 1 клеткой О  с растениями? Неподвижны, растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки. 6. Что сближает их впитывают спорами  с животными? Гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами, содержат в оболочках клеток – хитин, не имеют хлорофилла поверхностью клетки делением клетки

Вопросы

Шляпочные

1. Многоклеточный или одноклеточный гриб?

2. Из чего состоит тело гриба?

грибы

Грибы -паразиты

 

3. Способ питания

мицелий

М

 

Плесневые грибы

4. Способ размножения

 

Дрожжи

мицелий

как сапротрофы

М

О и М

 

мицелий

как паразиты

спорами

5. Что сближает их

спорами

как сапротрофы

представлен 1 клеткой

О

с растениями?

Неподвижны, растут верхушечной частью, имеют прочные клеточные стенки.

6. Что сближает их

впитывают

спорами

с животными?

Гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами, содержат в оболочках клеток – хитин, не имеют хлорофилла

поверхностью клетки

делением клетки

Отличительные признаки грибов

Отличительные признаки грибов

Отличительные признаки грибов заключаются в том, что вегетативное тело гриба, называемое  грибницей  или    мицелием  (от греч.  микес  — «гриб»), образовано тонкими ветвящимися нитями. Их называют  гифами  (от греч.  гифа  — «ткань», «паутина»). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ.

Отличительные признаки грибов

  • заключаются в том, что вегетативное тело гриба, называемое  грибницей  или 

мицелием  (от греч.  микес  — «гриб»), образовано тонкими ветвящимися нитями. Их называют  гифами  (от греч.  гифа  — «ткань», «паутина»). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ.

ГРИБЫ  – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий .

ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий .

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ» В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте) Соберем с тобой их сами. Раз - грибок, два – грибок, (приседание) Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши) Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются) Побежим скорей домой! (бег на месте)

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Ответы:  1-б; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-в; 7-в; 2 – 4689. Если допущена 1 ошибка – оценка «5»  2 ошибки – оценка «4»  3 ошибки – оценка «3»

Ответы: 1-б; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-в; 7-в; 2 – 4689.

Если допущена 1 ошибка – оценка «5»

2 ошибки – оценка «4»

3 ошибки – оценка «3»

Лист самоконтроля  Ответьте на вопросы «Я» - Как чувствовал себя в процессе работы? ____________________________________ - С каким настроением работал?____________________________________________ - Доволен ли собой? _________ поставь себе отметку _________________________  «Мы» - Насколько мне комфортно работалось в группе? _____________________________ - Были ли у нас затруднения при работе в группе? ____________________________ - Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка) 1. _______________________________________________ 2. _______________________________________________ 3._______________________________________________ «Дело» - Достигли ли мы поставленных задач? __________________________________ - Для чего нам материал, изученный сегодня? ___________________________________  

Лист самоконтроля

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы? ____________________________________

- С каким настроением работал?____________________________________________

- Доволен ли собой? _________ поставь себе отметку _________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе? _____________________________

- Были ли у нас затруднения при работе в группе? ____________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

  • 1. _______________________________________________
  • 2. _______________________________________________
  • 3._______________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач? __________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня? ___________________________________

 

Домашнее задание §13, стр.66 -69.  Дополнительные задания по выбору: Ядовитые грибы, съедобные грибы средней полосы России. Грибы, занесённые в красную книгу.   

Домашнее задание §13, стр.66 -69. Дополнительные задания по выбору: Ядовитые грибы, съедобные грибы средней полосы России. Грибы, занесённые в красную книгу.  

Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!