СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке" 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка в 10 классе с использованием игровых, интерактивных, ИКТ-технологий, взаимооценивания и творческой работы учащиеся могут успешно подготовиться к выполнению некоторых заданий на ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке" 10 класс»

Урок 17 10 класс 08.11.17

Тема урока: «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство»

Цель урока: формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, используя изобразительно-выразительные средства фонетики; закрепить орфоэпические навыки, работать над совершенствованием связной устной речи; воспитывать внимание к культуре речи.

Оборудование: рабочие листы, орфоэпический минимум, карточки.



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Постановка проблемного вопроса урока. Подведение обучающихся к формулированию темы урока.)

- Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей,например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

Почему нежный цветок-недотрога назван словом с «нежными» звуками — мимоза, а злой старик — неблагозвучным словом хрыч? Тоже случай? Возможно. А может быть здесь проявляются какие-то неизвестные нам свойства звуков речи?

(Ответы обучающихся.)

- Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом.

Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О — звук восторга,— пишет он,— торжествующее пространство есть О: Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол...Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О».

А нравится ли вам следующий диалог двух сестер:

- Едь ко мне. Не забудь полувер и цепочку. Поняла?

- Поняла, поняла. Жди. Буду где-то через час.

Что мы можем сказать об этих участниках диалога?

Итак, сегодня мы будем говорить о речевой культуре, тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока. (Запись числа и темы урока на доске и в тетрадях).

  1. Изучение нового материала.

  1. В чём особенности русского ударения? Стр. 49 читаем, делаем схему.

(Русское ударение свободное, подвижное, неподвижное. Логическое ударение.)

Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.

(К. С. Горбачевич.)

— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению? — Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте. Записать основную мысль.

— Какая наука изучает нормы произношения слов? (орфоэпия)

- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?

2.Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним). Некролог, жалюзи, столяр, обеспечение, ходатайство, квартал, вероисповедание, туфля, цепочка, баловать, астролог, свекла, договор, ракушка, красивее, кухонный, он звонит, августовский, эксперт, сироты.

(1 ученик на доске пишет эти слова, ставит ударения, читает их вслух).

В это время все выполняют работу на листах в парах:

3. Исследовательская работа.

Расставьте ударения в словах. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от гла­голов, ударение падает на -от-, образованных от прилага­тельных - на окончание. Ср.:ломота

3. Найди «четвертое лишнее»:


Банты, шарфы, гербы, торты.

Некролог, неприязнь, мытарство, духовник.

Диалог, средствами, недуг, корысть.

Раздача листов со словариком-минимумом слов, предлагаемых в заданиях ЕГЭ. Дома: выписать по 15 слов, ударения в которых вам покажутся удивительными.


  1. Существуют нормы произношения гласных и согласных звуков (лист). Их много, но многие вам уже и известны. Будем работать с ними постоянно. Посмотрите, найдите те, которые вам знакомы.

Выполните задания:

3. Вставьте пропущенные буквы, прочитайте правильно: Взаимооценивание Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, к..за, жизн..обеспечение, про..ьба, праз..ник, мя..че, лё..кий, де..ский, яи..ница, коне..но, ду.., гря..ка, Ильини..на, шин..ль.

2) В русском языке достаточно красок, чтобы изобразить любую картину; его огромный словарный запас  позволяет передать сложную мысль. Нам остается только сохранить это  богатство, научиться пользоваться им.

Основными достоинствами  стилистически грамотной, совершенной  устной и письменной литературной речи являются:

- правильность: соблюдение  норм литературного языка;

- чистота: 

- богатство и разнообразие:

-точность:

- логичность:

-выразительность, образность, яркость: 

- ясность, понятность, доступность: 

Особое место занимает благозвучие. Речь может быть формально правильной, но этого мало - важна красота звучания. Каждый из нас, читая строки из какого-либо произведения, порой ловит себя на мысли, что автор необычайно образно и ярко сумел передать свои чувства.  А помогают ему в этом приемы усиления фонетической стороны выразительности  речи. К примеру, некоторые стихотворения  поражают своей эмоциональностью, экспрессией, четкостью, торжественностью, другие будто льются волшебным потоком, переливающимся всеми звуками, которые придают строкам нежность, певучесть, красоту. И перед глазами сразу возникают удивительные картины. Настроение меняется, звуки завораживают, и хочется читать дальше и дальше... Но иногда определенные строки произведения, газеты или же журнала наводят нас на мысль: тут что-то не так…Звуки порой создают весьма неблагозвучное сочетание, что может испортить впечатление. Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Также и речь определенного оратора иногда вовсе не ласкает слух, а, напротив, отбивает всякий интерес слушать дальше. Фоностилистические ошибки менее заметны, чем орфографические, но не менее значимы.

 Искусству благозвучия, как и  любому другому, необходимо учиться. А  для этого нам следует обратиться к тайнам звукописи…

1. Что создает красоту  звучания речи.

 . Аристотель утверждал: « написанное должно легко  произноситься».

Благозвучие - сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Все, что  выходит за рамки благозвучия, производит впечатление какофонии (греч. какофония — дурное звучание).

Читаем из рабочего листа, зад. № 3

…Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.

(Н.А. Заболоцкий)

Дома выполните задание к этому тексту в тетрадях.

Одним из художественных приемов, делающих текст образным и выразительным, является звукопись, она до­стигается:

Повторение одинаковых или сходных согласных зву­ков называется аллитерацией (от латинского at — «к, при, со»; littera — «буква»).

Семь холмов — как семь колоколов, На семи колоколах — колокольни. Всем счетом: сорок сороков. — Колокольное семихолмие!

(М. Цветаева)

Во всем четверостишии ритмично повторяются «л», ♦м», «н», напоминая звук колоколов, таким образом, возникает звуковой образ.

Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом (от французского assonanse — созвучие):

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья Напишут наши имена.

(А. Пушкин)

В данной строфе повторяются как согласные «л», «м», «н», так и гласные «о», «а», олицетворяющие во­лю, свободу.

Смысл стихотворения зависит не только от значения слов, но и от звукового лада — звучания стихотворения. Звучание слова участвует в создании поэтического об­раза:

И эль, и ю, и бэ,

и эль, и ю.

И ель у дюн, и белый день в июнь.

(С. Кирсанов)

Разрозненные буквы образуют вместе взятые слово «люблю», именно это поэт хочет сказать всему окру­жающему.

Изобразительным средством фонетики является и повтор звуков или слов в начале смежных строф, этот художественный прием называется анафора (греческое ana — «вновь» и phoros — «несущий»):

Я изучил их песнь, я понимал их страсти, Я сам изнемогал от счастья бытия.

(Н. Заболоцкий)

На эффекте фонетического повтора строятся многие поэтические произведения.

Так, существуют тавтограммы (от греческого tautos — «тот же самый», gramma — «письмо, запись») — стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы:

Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк, Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, Молчаньем манит мутный мрак...

(В. Брюсов)

Среди изобразительных средств фонетики следует от­метить и паронимы — слова с различным написанием и сходным звучанием, они зачастую являются основой рифмы: рассвет — расцвет, весело (наречие) — весило (глагол).

Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест«шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах.





Следует отметить, что все изобразительные фонетиче­ские средства не существуют сами по себе, они помогают раскрыть богатство и выразительность русского языка.


  1. Речь становится неблагозвучной  в тех случаях, когда рядом  оказываются одинаковые или похожие  слоги: в бреду  думала; эй, братишка, дай добраться; свыше полутораста стычек.

  2. «Немузыкальная история» получается, например, при  чтении рассказа одного из современных  писателей: Какая река так широка, как Ока?..

Повторение одинаковых слогов, тем более столь рискованное, конечно, не украшает речь и нередко  затрудняет произношение.


Первая причина нарушения благозвучия – скопление согласных звуков. (найти).

Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, является скопление гласных звуков. Письмо у Оли и Игоря;

  1. Третьей причиной нарушения благозвучия считается повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов: ...Они производят крушение отношений (Н. Воронов).



  1. Творческая работа.

- Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.

(Чтение сочинений, их качественная оценка обучающимися.)




  1. Итог. Рефлексия.

  • Фонетические средства выразительности русской речи помогают нам лучше понять смысл поэтического текста, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю.

  • Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.

  • Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков.



  1. Домашнее задание с комментированием. (на листе)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!